Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа
Целью данной работы является исследование миссии организации и деятельности менеджера по ее формированию и реализации.
Исходя из поставленной цели сформулируем следующие задачи:
1. Исследовать понятие и сущность миссии;
2. Исследовать понятие и сущность целей организации;
3. Рассмотреть функции миссии;
4. Проанализировать деятельность менеджера по формированию и реализации миссии организации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Определение миссии и целей организации……………………………….......5
1.1. Миссия организации…………………………….…………………………...5
1.2.Цели организации………………………………………………………..……8
2. Формирование миссии организации.…………………...……………….…...11
3. Функции миссии и ее назначение…………………………..………….…….19
4. Реализация миссии организации ……………………………….……………26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы………………………………………………………………32
2
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Определение миссии и целей организации……………………………….......
1.1. Миссия организации…………………………….…………………
1.2.Цели организации…………………………………………………
2. Формирование миссии организации.…………………...……………….…
3. Функции миссии и ее назначение…………………………..………….…….
4. Реализация миссии организации ……………………………….……………26
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Любая организация, любое сообщество людей не может успешно функционировать, если они не имеют целевых ориентиров, основных направлений своей деятельности. Эти ориентиры задают основное направление развития, формируют приоритеты деятельности. Организации, как и любые другие организованные сообщества людей, в своем развитии и функционировании подобны кораблю, который должен следовать в порт назначения.
Целевое начало возникает вследствие того, что люди, составляющие данную организацию, всегда преследуют определенные цели. Организации существуют всегда для людей, а не сами по себе. Люди, в свою очередь, организуются для того, чтобы добиться собственных целей. Это придает организации целевую направленность.
Координация общих целей организации, целей ее сотрудников и ее клиентов составляет предмет стратегического менеджмента. Если в процессе стратегического управления удается сформировать цели организации таким образом, что они соответствуют целям и потребностям ее клиентов, не вступают в неразрешимые конфликты с внешним окружением и соответствуют целям ее сотрудников, то можно сказать, что это успешный менеджмент. Часто речь идет не столько о координации целей всех перечисленных групп, сколько о воздействии на эти цели, а также о манипулировании этими целями с помощью технологий РR и других коммуникационных механизмов.
Выработка миссии и соответствующих целей — важнейшая составная часть стратегического управления любой организации. При этом обычно выделяют общую цель, которую определяют как миссию, и конкретные цели более низкого уровня.
Понятие «миссия» пришло из английского языка, как и многие другие термины менеджмента. «Миссия» в переводе означает «цель». В отечественной управленческой теории и практике в определенном контексте употребляется именно термин «миссия», а не «цель». Дело в том, что в английском языке имеется четыре слова для обозначения понятия «цель»:
aim - цель, намерение;
goal - цель, задача, место назначения;
target - цель, задание, мишень, план;
mission - цель, предназначение, призвание, поручение.
Все эти слова имеют один и тот же общий смысл — «цель», однако они имеют небольшие смысловые отличия, и практикой употребления этих слов несколько различаются.
Объектом данной курсовой работы является миссия организации.
В качестве предмета исследования выделяется деятельность менеджера по определению, формированию и реализации миссии организации.
Исходя из поставленной цели сформулируем следующие задачи:
1. Исследовать понятие и сущность миссии;
2. Исследовать понятие и сущность целей организации;
3. Рассмотреть функции миссии;
4. Проанализировать деятельность менеджера по формированию и реализации миссии организации.
Исследование осуществляется на основе анализа действующих источников по стратегическому менеджменту.
1. Определение миссии и целей организации
1.1. Миссия организации
Миссия в стратегическом менеджменте — это четко выраженная общая цель деятельности организации, в которой дается ответ на следующие основные вопросы:
для чего существует организация (причина ее существования), какую продукцию производит и какую потребность удовлетворяет организация;
кто основные потребители и каково отношение организации к ним;
в чем заключается основная философия организации, как она относится к обществу, партнерам и конкурентам, к своим работникам, каковы основные ценности, разделяемые работниками;
каковы основные принципы деятельности организации.
Миссия определяет суть деятельности организации, ее базовые мели и принципы деятельности, помогает объединить усилия в одном направлении, содержит основные ориентиры, помогающие распределить ответственность и ресурсы, дает основу и контекст для разработки стратегии, служит базой для построения и коррекции целей организации.
Главный вопрос, на который отвечает миссия, — это вопрос о том, какую человеческую потребность удовлетворяет организация. Например, автомобильный завод удовлетворяет потребность людей в передвижении; университет — в образовании; мэрия — в создании условий достойной жизни для горожан. Правильный ответ на вопрос о потребностях, которые удовлетворяет организация, уже сам по себе способен привнести много нового в деятельность этой организации. Скажем, автомобильный завод начинает развивать сеть предприятий по обслуживанию потребителей (ремонтные мастерские, авторизованные дилеры, лизинговые схемы продаж), университет расширяет сферу деятельности (краткосрочные курсы, спортивные услуги, услуги библиотек), а мэрия субсидирует услуги Интернета для школьников города.
Миссия устанавливает связь и ориентирует интересы и ожидания людей, которые рассматривают организацию как извне, так и изнутри. В широком смысле слова миссия — это и философия, и предназначение организации, и смысл ее существования. Она формулируется и закрепляется в различных управленческих документах и доводится до заинтересованных лиц посредством специальных РR-акций и в процессе обычных коммуникаций.
Часто вопрос формулировки миссии организации кажется слишком очевидным. В коммерческих организациях на вопрос о том, какова миссия организации, можно получить простой, лаконичный и в корне неверный ответ: «прибыль». Однако дело в том, что миссия отражает не столько внутренние проблемы самой организации, сколько потребности внешних по отношению к ней субъектов, отвечая на вопросы о том, чем и кому полезна организация, какую и чью потребность она удовлетворяет.
Миссия любого бизнеса состоит в решении проблем потребителя. Поэтому все, что делает компания, должно быть ориентировано на эту цель. То же справедливо и для муниципальной, и для региональной администраций. Их миссия также состоит в решении проблем потребителей их услуг. В государственной сфере очень важно, чтобы государственные служащие представляли общие цели организации, в которой они работают. Между тем экспресс-опросы среди государственных служащих показывают, что лишь небольшая часть респондентов имеет четкое представление о целях организации, в которой они работают. Это не способствует повышению эффективности и результативности их работы.
Миссия нужна не только для того, чтобы объединить персонал на основе общего понимания общих целей организации. Другие люди из внешнего окружения идентифицируют организации также в соответствии с их целями и формируют свое отношение к ним в зависимости от того, в какой степени цели организации корреспондируются с их собственными целями.
Основные группы заинтересованных лиц (стейкхолдеры) применительно к коммерческой организации могут составлять:
* собственники;
* сотрудники;
* клиенты;
* деловые партнеры;
* местное сообщество.
Для собственных сотрудников и для внешних контрагентов миссия помогает ответить на самые простые и одновременно самые сложные вопросы:
что такое наша организация?
какой она будет?
какой она должна быть?
Важной составляющей миссии являются принципы работы организации и ценности, которые разделяют сотрудники. Миссия используется не только для последующей разработки целей, но и для формирования корпоративной культуры. Миссия должна быть официально сформулирована и се содержание должно быть известно сотрудникам организации. Миссия служит ориентиром для принятия всех управленческих решений.
Миссия способствует формированию общего видения целей сотрудниками организации. В любой организации, частной или государственной, очень важно иметь общее видение, которое определяет общий взгляд и общий ответ на следующие вопросы:
кто наши клиенты?
что мы делаем для людей и для мира, какие предоставляем продукты и услуги?
каковы области деятельности и сегменты рынка?
какие технологии используются, каково отношение фирмы к внедрению передовых технологий?
какие обязательства должна выполнять фирма для обеспечения стабильности своего существования и развития в части клиентов, продуктов и услуг, рынков и технологий?
в чем состоит философия и этика ведения бизнеса, какова система ценностей?
какая концепция управления применяется?
в чем наши преимущества в сравнении с конкурентами?
в чем состоят обязательства перед работниками; в чем ценность работника для фирмы?
Государственные учреждения развитых стран также имеют свою организационную культуру. Ее формирование происходит под воздействием многих факторов, в том числе и под влиянием сформулированной миссии, которая включает в себя основную цель и основные принципы работы. Четкая формулировка миссии организации способствует формированию позитивной культуры организации, повышает социальную ответственность работников и направляет усилия работников на достижение конечных целей организации.[1]
1.2. Цели организации
На основе миссии вырабатываются цели организации. Развитие таких объектов, как организация, город, регион, страна, всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Цели определяют критерии, которые дают основание для оценки развития.
Так, значительная часть коммерческих организаций может в качестве цели развития определить прибыль. Инвестиционный фонд может определить в качестве цели развития прибыль на вложенный капитал, а торговая организация — сначала долю того или иного рынка, а затем — прибыль.
Применительно к территориальным структурам (страна, регион, город) наряду с чисто экономическими рассматривают социальные цели и соответствующие параметры развития. Социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями степени развития любой страны, любого региона, города или района. В качестве цели развития страны может рассматриваться уровень благосостояния людей. В связи с этим такие показатели, как ВВП на душу населения, уровень образования, продолжительность жизни, могут быть показателями, с помощью которых получает количественную определенность цель и соответствующий критерий социально-экономического развития.
Направленность развития имеет свою определенность только в той или иной системе координат, т. е. по отношению к тому или иному критерию. Если эта направленность положительная, то говорят о прогрессе, если отрицательная — то о регрессе или о деградации. В частности, по динамике продолжительности жизни в стране, регионе и городе можно определить направленность развития: если динамика положительная, то имеет место прогресс. Если продолжительность жизни падает, то можно констатировать регресс в развитии данного сообщества людей. Любое развитие может быть положительным (прогрессивным) относительно одних целей и критериев и отрицательным (регрессивным) относительно других целей и критериев. Ярким примером такой относительности развития может служить экономическое развитие, связанное с расширением металлургического комбината в том или ином городе. С точки зрения экономических параметров происходит положительное развитие, в частности увеличивается валовой внутренний региональный продукт. В то же время с точки зрения экологии может наблюдаться регресс, поскольку при увеличении объема производства увеличивается количество вредных выбросов.
Прогрессивное изменение в экономической сфере может быть количественным, тогда говорят об экономическом росте. Оно может быть качественным, и тогда говорят либо о структурных изменениях, либо
об изменении содержания развития, либо о приобретении объектом