Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа
В работе поставлены и решены следующие задачи:
Дать определение понятию и сущности имиджа.
Составные части имиджа руководителя.
Рассмотреть имидж как профессиональную характеристику руководителя.
Раскрыть психологические условия формирования имиджа руководителя.
Охарактеризовать методы формирования имиджа руководителя.
Позитивный имидж руководителя любого учреждения, организации является одной из важных составляющих имиджа самого учреждения в целом, особенно в реализации коммуникаций в сфере профессиональной деятельности (учреждения-конкуренты, учреждения-партнеры, органы управления). Формирование имиджа руководителя связано с выполнением им функций администратора, организатора, специалиста, общественного деятеля и проявляющимися при их выполнении личностными качествами.
Человек с позитивным имиджем
располагает к себе партнеров, привлекая
этим их внимание к содержанию предложений,
с которыми он к ним обращается.
Однако было бы непростительным легкомыслием
полагать, что имидж зависит
Руководитель с положительным
имиджем - не только тот, кто организует
дело, позволяющее хорошо зарабатывать,
но и тот, кто способен предусмотреть
возможности выживания
Сложность работы и ответственность за нее у руководителя находятся на более высоком уровне, чем у его подчиненных. И если его облик способствует формированию у работников доверия, то конфронтации из-за различия в доходах не возникнет.
Главным образом, все компоненты имиджа руководителя можно свести к трем группам:
- персональные (физические,
психологические особенности,
- социальные (образование,
биография, стиль жизни,
- профессиональные (тип руководителя
и его статус в коллективе,
степень владения
Нельзя упускать из внимания и параметры имиджа руководителя, не относящиеся к его основной деятельности: прошлое, семья, окружение, досуг, интересы.
Каждая из групп характеристик
вносит свой вклад в формирование
имиджа лидера и в различной степени
поддаётся сознательному
Профессиональный руководитель представляет собой целый набор особенностей, соотношение которых создает его индивидуальный портрет. Опросы, проведенные в различных организациях, однозначно показали, что их работники не хотят или не могут отделять внешние характеристики начальников от их внутренних (функциональных) особенностей. Приведем перечень наиболее ценных, по данным опроса, составляющих имиджа успешного руководителя:
• успешность в работе;
• смелость, способность рисковать; готовность принимать ответственность на себя;
• лидерский тип руководства; преданность делу, целеустремленность;
• умение сопереживать в случае неудачного развития дела;
• установка на предоставление
подчиненным возможности
• умение объективно оценивать людей; знание личных потребностей работников;
• пунктуальность; выдержанность (контроль над эмоциями);
• способность меняться в лучшую сторону; сохранять юмор в сложных ситуациях;
• деловитость (умение работать по оптимальным схемам);
• способность критиковать, не унижая достоинства подчиненных;
• надежность (выполнение своих обещаний);
• готовность отказаться от своих неверных решений и начать сначала в случае неудачи или краха предприятия;
• способность предвидеть
последствия принимаемых
• уверенность в себе; честность, неподкупность; тактичность и т. д.
Главная функция имиджа — приведение действий руководителя в соответствие с ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий.
Имидж в большинстве случаев
обладает также мотивирующей функцией.
Чаще всего эта функция реализуется
в предпринимательском и
Имидж руководителя можно разделить на «внутренний» и «внешний».
«Внутренний» имидж
В небольшой организации
Чтобы избежать таких искажений, в
организациях создаются легенды
и истории о руководителе, которые
доносятся до сотрудников через
различные информационные каналы, такие
как корпоративные буклеты с
обращениями первого лица компании,
информационные бюллетени, электронная
почта. Атмосфера внутри компании, позитивное
и негативное отношение сотрудников
к руководителям и политике компании,
которая выражается, прежде всего, в
степени преданности
Сотрудники организации, как правило, хотят видеть в лице своего руководителя защитника и попечителя, готового помочь им в трудную минуту. Поэтому в легендах лучше показывать руководителя именно в этом ракурсе.
Формирование «внутреннего»
«Внутренний» имидж
Имидж руководителя в современной психологии рассматривается в рамках психологии управления и анализируется в контексте следующих проблем: формирование имиджа организации; влияние имиджа на деловые отношения; взаимосвязь профессиональных и личностных качеств имиджа руководителя; восприятие управленческой команды, руководителя; представление об идеальном руководителе; коммуникативные качества личности руководителя; психологические особенности личности руководителя; психологическая компетентность руководителя; психологические особенности профессиональной деятельности руководителя; гендерный аспект в сфере управления и др.
Формирование и восприятие имиджа - единый тесно взаимосвязанный процесс, в котором интегрировано представлены субъектно-объектные отношения. С одной стороны, имидж формируется под влиянием "заказа" воспринимающей среды, с другой стороны, он выступает фактором, формирующим определенный отклик в этой среде.
Соответственно и структурные характеристики имиджа в большинстве своем являются атрибутами как формирующейся, так и воспринимающей подсистем в едином поле этого феномена, образующегося в зоне пересечения интересов субъекта и объекта.
В. М. Шепель выделяет три
группы качеств, определяющих формирование
и восприятие имиджа. В первую группу
он относит такие природные
Во вторую группу входят характеристики личности как следствие образования и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье.
К третьей группе относятся те личностные качества, генезис которых связан с жизненным и профессиональным опытом индивида.
Формирование имиджа руководителя учреждения будет успешным, если обеспечивается совокупность следующих условий:
– при его создании и коррекции учитывается общая структура имиджа с доминированием профессионального компонента, что определяет его динамичность;
– процесс формирования
имиджа руководителя учреждения носит
поэтапный характер, направленный на
экстериоризацию внутренних качеств
руководителя в направлении установления
оптимальных «субъект-
– в качестве психологических условий, детерминирующих формирование имиджа руководителя учреждения, выступают психологические качества личности руководителя – ценностные ориентации, направленность личности на дело, саморазвитие, стрессоустойчивость, надёжность, умение излагать мысли, готовность к риску.
Имидж руководителя – это
совокупность определённых качеств, которые
ассоциируются с определённой индивидуальностью
личности, поэтому в определении
психологических условий
Руководитель любого учреждения
(организации) – человек, осуществляющий
управление коллективом в соответствии
с четкими и осознанными
Следовательно, необходимо
наличие у руководителя таких
профессионально значимых качеств,
как: умение создавать эффективную
управленческую команду, способность
видеть перспективы развития своей
организации, направленность на дело,
сформированность ценностных ориентаций,
самостоятельность и
Профессиональные и личностные качества успешного руководителя учреждения (организации)
Профессиональные качества |
Личностные качества |
Уважение к людям, терпимость к недостаткам, уважение права на самостоятельное решение Готовность оказать помощь, стремление вселить уверенность в успех Способность выслушать мнения, просьбы коллег, учесть их в процессе работы Способность разрешать сложные конфликты, не быть злопамятным Умение планировать Способность объективно оценивать работу подчиненных, их результаты, свои результаты Владение методикой |
Умение управлять своими эмоциями, стрессоустойчивость, сформированные ценностные ориентации Требовательность к себе, надёжность Гибкость, демократичность, умение излагать свои мысли Оптимистичность, обладание чувством юмора Справедливость Способность к аналитической деятельности, направленность на дело Способность к творчеству, саморазвитию |