Формирование имиджа руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

В работе поставлены и решены следующие задачи:
Дать определение понятию и сущности имиджа.
Составные части имиджа руководителя.
Рассмотреть имидж как профессиональную характеристику руководителя.
Раскрыть психологические условия формирования имиджа руководителя.
Охарактеризовать методы формирования имиджа руководителя.

Работа содержит 1 файл

имидж руководителя.docx

— 61.85 Кб (Скачать)

Позитивный имидж руководителя любого учреждения, организации является одной из важных составляющих имиджа самого учреждения в целом, особенно в реализации коммуникаций в сфере  профессиональной деятельности (учреждения-конкуренты, учреждения-партнеры, органы управления). Формирование имиджа руководителя связано с выполнением им функций администратора, организатора, специалиста, общественного деятеля и проявляющимися при их выполнении личностными качествами.

Человек с позитивным имиджем  располагает к себе партнеров, привлекая  этим их внимание к содержанию предложений, с которыми он к ним обращается. Однако было бы непростительным легкомыслием полагать, что имидж зависит исключительно  от внешних данных и манер. Формула  успеха заключается в непротиворечивости приемлемого внешнего облика и приемлемого  внутреннего - содержания, под которым  понимается интеллект человека, его  сильная психика и основанная на этих качествах деловая активность.[4]

Руководитель с положительным  имиджем - не только тот, кто организует дело, позволяющее хорошо зарабатывать, но и тот, кто способен предусмотреть  возможности выживания работников в случае, если положение учреждения ухудшится. Чем больше руководитель способен компенсировать своим работникам последствия неудач в профессиональной деятельности, тем привлекательнее  для них его образ.

Сложность работы и ответственность  за нее у руководителя находятся  на более высоком уровне, чем у  его подчиненных. И если его облик  способствует формированию у работников доверия, то конфронтации из-за различия в доходах не возникнет.

Главным образом, все компоненты имиджа руководителя можно свести к  трем группам:

- персональные (физические, психологические особенности, тип  личности, свойства характера, качества  личности, индивидуальный стиль  принятия решений);

- социальные (образование,  биография, стиль жизни, система  ценностей, общественный статус, семейное положение). Со статусом  тесно связаны модели ролевого поведения. Социальная принадлежность в значительной мере определяет нормы и ценности, которых придерживается руководитель. Социальные характеристики связаны, прежде всего, с обстановкой вокруг организации. Руководитель, ориентируясь на определённую целевую аудиторию, должен стараться в то же время заручиться поддержкой как можно большего количества людей, как имеющих прямое отношение к продукции, или услуге организации, так и связанных с ней косвенным образом. Он должен чутко улавливать их требования;

- профессиональные (тип руководителя  и его статус в коллективе, степень владения профессиональными  методами и технологиями управления  коллективом, наличие навыков  стратегического планирования, организаторских  умений, способностей к объективной  независимой оценке, прогрессивному  развитию).

Нельзя упускать из внимания и параметры имиджа руководителя, не относящиеся к его основной деятельности: прошлое, семья, окружение, досуг, интересы.

Каждая из групп характеристик  вносит свой вклад в формирование имиджа лидера и в различной степени  поддаётся сознательному конструированию.

Профессиональный руководитель представляет собой целый набор  особенностей, соотношение которых  создает его индивидуальный портрет. Опросы, проведенные в различных  организациях, однозначно показали, что  их работники не хотят или не могут  отделять внешние характеристики начальников  от их внутренних (функциональных) особенностей. Приведем перечень наиболее ценных, по данным опроса, составляющих имиджа успешного  руководителя:

• успешность в работе;

• смелость, способность  рисковать; готовность принимать ответственность  на себя;

• лидерский тип руководства; преданность делу, целеустремленность;

• умение сопереживать в  случае неудачного развития дела;

• установка на предоставление подчиненным возможности проявить себя, способность работать с ними в режиме партнерства;

• умение объективно оценивать  людей; знание личных потребностей работников;

• пунктуальность; выдержанность (контроль над эмоциями);

• способность меняться в лучшую сторону; сохранять юмор в сложных ситуациях;

• деловитость (умение работать по оптимальным схемам);

• способность критиковать, не унижая достоинства подчиненных;

• надежность (выполнение своих  обещаний);

• готовность отказаться от своих неверных решений и начать сначала в случае неудачи или  краха предприятия;

• способность предвидеть последствия принимаемых решений;

• уверенность в себе; честность, неподкупность; тактичность  и т. д.

Главная функция имиджа —  приведение действий руководителя в  соответствие с ожиданиями подчиненных. Эта функция следует из простейшего  требования объяснимости действий человека для окружающих. То есть, чем однозначнее  интерпретируются действия человека, чем легче их объяснить, тем больше степень понимания и, следовательно, положительной оценки этих действий.

Имидж в большинстве случаев  обладает также мотивирующей функцией. Чаще всего эта функция реализуется  в предпринимательском и партиципативном  типах корпоративной культуры, где  стремление быть похожим на лидера может стать хорошим стимулом для развития подчиненных.

Имидж руководителя можно  разделить на «внутренний» и «внешний».

«Внутренний» имидж характеризуется  взаимоотношением руководителя и персонала  организации, точнее, восприятием руководителя работниками организации. Лидер  должен стремиться к созданию положительного образа у персонала, причём руководителю следует самому работать над созданием  своего имиджа.

В небольшой организации руководитель имеет возможность формировать  свой имидж путём прямого взаимодействия со всеми сотрудниками организации. В крупных же компаниях руководитель взаимодействует в основном с  менеджерами высшего и реже среднего звена. Здесь могут возникать  определённые проблемы, так как возможны искажения информации в виду того, что каждая ступень управления придаёт  имиджу руководителя свою окраску.

Чтобы избежать таких искажений, в  организациях создаются легенды  и истории о руководителе, которые  доносятся до сотрудников через  различные информационные каналы, такие  как корпоративные буклеты с  обращениями первого лица компании, информационные бюллетени, электронная  почта. Атмосфера внутри компании, позитивное и негативное отношение сотрудников  к руководителям и политике компании, которая выражается, прежде всего, в  степени преданности сотрудников  своей фирме. Внутренний имидж трудно поддается корректировке, но он значительно  более важен для репутации  компании и ее успешной деятельности.

Сотрудники организации, как правило, хотят видеть в лице своего руководителя защитника и попечителя, готового помочь им в трудную минуту. Поэтому  в легендах лучше показывать руководителя именно в этом ракурсе.

Формирование «внутреннего» имиджа важно не только для слаженной  работы самой организации, но и для  формирования его «внешнего» имиджа, так как сотрудники передают своё личное восприятие руководителя во внешнюю  среду. «Внешний» имидж – это  восприятие руководителя обществом в целом и теми группами людей, интересы которых оказывают какое-либо влияние на деятельность организации.

«Внутренний» имидж руководителя часто отличается от «внешнего». Многие качества, присущие руководителям организаций, не становятся достоянием общественности. Их можно выявить только при вхождении  в организацию и соприкосновении  со всеми организационными процессами. Часто новые сотрудники, нанимающиеся на должность в подчинение конкретного  руководителя под воздействием имиджа, созданного средствами массовой информации, испытывают глубокое разочарование  при соприкосновении с ним  в работе. [5]

 

2. Формирование имиджа руководителя

2.1. Психологические  условия формирования имиджа  руководителя

 

Имидж руководителя в современной  психологии рассматривается в рамках психологии управления и анализируется  в контексте следующих проблем: формирование имиджа организации; влияние  имиджа на деловые отношения; взаимосвязь  профессиональных и личностных качеств  имиджа руководителя; восприятие управленческой команды, руководителя; представление об идеальном руководителе; коммуникативные качества личности руководителя; психологические особенности личности руководителя; психологическая компетентность руководителя; психологические особенности профессиональной деятельности руководителя; гендерный аспект в сфере управления и др.

Формирование и восприятие имиджа - единый тесно взаимосвязанный  процесс, в котором интегрировано  представлены субъектно-объектные  отношения. С одной стороны, имидж  формируется под влиянием "заказа" воспринимающей среды, с другой стороны, он выступает фактором, формирующим  определенный отклик в этой среде.

Соответственно и структурные  характеристики имиджа в большинстве  своем являются атрибутами как формирующейся, так и воспринимающей подсистем  в едином поле этого феномена, образующегося  в зоне пересечения интересов  субъекта и объекта.

В. М. Шепель выделяет три  группы качеств, определяющих формирование и восприятие имиджа. В первую группу он относит такие природные качества, как коммуникабельность (способность  легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словами). Обладание данными способностями и постоянные упражнения в их развитии - залог успешного создания имиджа.

Во вторую группу входят характеристики личности как следствие  образования и воспитания. К ним  относятся нравственные ценности, психическое  здоровье.

К третьей группе относятся  те личностные качества, генезис которых  связан с жизненным и профессиональным опытом индивида.

Формирование имиджа руководителя учреждения будет успешным, если обеспечивается совокупность следующих условий:

– при его создании и  коррекции учитывается общая  структура имиджа с доминированием профессионального компонента, что  определяет его динамичность;

– процесс формирования имиджа руководителя учреждения носит  поэтапный характер, направленный на экстериоризацию внутренних качеств  руководителя в направлении установления оптимальных «субъект-субъектных»  отношений в управленческой деятельности;

– в качестве психологических  условий, детерминирующих формирование имиджа руководителя учреждения, выступают  психологические качества личности руководителя – ценностные ориентации, направленность личности на дело, саморазвитие, стрессоустойчивость, надёжность, умение излагать мысли, готовность к риску.

Имидж руководителя – это  совокупность определённых качеств, которые  ассоциируются с определённой индивидуальностью  личности, поэтому в определении  психологических условий формирования имиджа руководителя необходимо исходить из анализа понятия «личностная  специфика управленческой деятельности».

Руководитель любого учреждения (организации) – человек, осуществляющий управление коллективом в соответствии с четкими и осознанными целями, обладающий высоким уровнем самоактуализации.

Следовательно, необходимо наличие у руководителя таких  профессионально значимых качеств, как: умение создавать эффективную  управленческую команду, способность  видеть перспективы развития своей  организации, направленность на дело, сформированность ценностных ориентаций, самостоятельность и изобретательность  в принятии управленческих решений, творческая активность и способность  к нововведениям, оригинальность ума, быстрое реагирование на изменение  ситуации, стрессоустойчивость, решительность  и динамичность в своих поступках  и мыслях и др. (см. табл).

 

Профессиональные и личностные качества успешного руководителя учреждения (организации)

Профессиональные качества

Личностные качества

Уважение к людям, терпимость к недостаткам, уважение права на самостоятельное решение

Готовность оказать помощь, стремление вселить уверенность  в успех

Способность выслушать мнения, просьбы коллег, учесть их в процессе работы

Способность разрешать сложные  конфликты, не быть злопамятным

Умение планировать

Способность объективно оценивать  работу подчиненных, их результаты, свои результаты

Владение методикой преподавания по своему предмету, готовность поделиться опытом с коллегами

Умение управлять своими эмоциями, стрессоустойчивость, сформированные ценностные ориентации

Требовательность к себе, надёжность

Гибкость, демократичность, умение излагать свои мысли

Оптимистичность, обладание  чувством юмора

Справедливость

Способность к аналитической  деятельности, направленность на дело

Способность к творчеству, саморазвитию

Информация о работе Формирование имиджа руководителя