Формальные и неформальные отношения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Любая организация -это процесс взаимодействия между людьми и работами, которые ими будут выполняться. От того, как организована система, зависит способность к адаптации и развитию.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………..... 3
2. Формальные и неформальные организации ………………… 4
3. Характеристики отношений в организации ………………… 7
4. Основные характеристики неформальных групп. Социальные
роли ………………………………………..…………………... 10
5. Формальное и неформальное лидерство ……………………. 14
6. Управление неформальной организацией ………………….. 18
7. Конфликт формальной и неформальной систем …………… 23
8. Заключение …………………………………………………..... 27
9. Список использованных источников ……………………….. .29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 133.50 Кб (Скачать)


4

 

      МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Студентки гр. 28э10 экономического факультета

Кудровой Марии Олеговны

 

Дисциплина: Менеджмент

Тема: Формальные и неформальные отношения персонала

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Артемов Алексей Сергеевич

 

Оценка «_________»

 

 

Петрозаводск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.      Введение ……………………………………………………..... 3

2. Формальные и неформальные организации ………………… 4

3.   Характеристики отношений в организации ………………… 7

4.      Основные характеристики неформальных групп. Социальные

    роли ………………………………………..…………………... 10

5.      Формальное и неформальное лидерство ……………………. 14

6.      Управление неформальной организацией ………………….. 18

7.      Конфликт формальной и неформальной систем …………… 23

8.      Заключение …………………………………………………..... 27

9.      Список использованных источников ……………………….. .29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ВЕДЕНИЕ.

 

Человек нуждается в общении с себе подобными. Большинство из нас, порой бессознательно, активно ищет взаимодействия с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и взаимовлияние друг на друга. Время, требующееся для такого осознания, и степень осознания очень сильно зависят от ситуации и от характера взаимосвязи людей. Однако, результат такого осознания практически всегда один и тот же. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляет людей некоторым образом менять свое поведение, адаптируясь или противостоя ожиданиям других людей и подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Именно эти процессы и порождают возникновение устойчивых групп людей.

В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива.

Если официальные отношения регламентируются соответствующими инструментами, приказами, распоряжениями, то неофициальные не регламентируются никем и ничем. Поэтому следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации.

Любая организация -это процесс взаимодействия между людьми и работами, которые ими будут выполняться. От того, как организована система, зависит способность к адаптации и развитию.

 

 

 

2. ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Формальная организация создается менеджментом намеренно, но после этого становится также социальной средой, в которой люди взаимодействуют не по указке начальства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы, в результате чего возникает множество групп, основанных на дружбе, — неформальных групп, вместе представляющих неформальную организацию.

 

Формальная организация – это группа людей, созданная по воле руководителя для организации и осуществления совместной трудовой деятельности.

Формальная организация — организация, характеризующаяся:

- строго предписанными и документально зафиксированными целями,

- правилами и ролевыми функциями;

- рациональностью и безличностью отношений между ее членами;

- наличием органа власти и аппарата управления.

 

Формальные группы обусловлены функционально-технологическим разделением труда, официальными правами, обязанностями и определяются целями, задачами, особенностями деятельности групп. Взаимоотношения работников регулируются соответствующими уставами и должностными инструкциями. Положение отдельного работника определяется занимаемой должностью. В таких группах предусмотрены только служебные связи между индивидами, и она подчиняется лишь функциональным целям.

 

Наряду с формальными структурами, в любой организации существуют и серьезно влияют на общее состояние дел неформальные группы. Они представляют собой спонтанно возникающие микрогруппы людей, которые регулярно вступают в неформальное взаимодействие для достижения определенных целей.

Неформальная организация — это спонтанно сформировавшаяся группа людей, регулярно взаимодействующих с какой-то определенной целью.

         Как и в случае с формальными организациями, именно эти цели являются причиной существования неформальных организаций. Дело в том, что в рамках большой организации существует множество неформальных групп, большинство которых произвольно объединяется в некую сеть.

Рабочая среда очень способствует созданию неформальных групп.             Формальная структура и задачи организации объединяют ежедневно людей, которые проводят вместе много времени, порой не один год. Люди, которые при других обстоятельствах вряд ли встречались бы так часто, проводят в обществе коллег больше времени, чем в кругу семьи. Более того, зачастую характер задач, которые они решают, заставляет их постоянно общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены организации зависят друг от друга во многих аспектах, и естественным следствием этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

Неформальные отношения членов коллектива неизбежны, так как их деятельность и интересы не могут уложиться полностью в рамки официально утвержденных структур, должностей, функций и процедур. Кроме того, неформальные отношения также необходимы, так как без них формальная структура в значительной степени снижает свою работоспособность.

Взаимодействие формальных и неформальных групп в коллективе – явление естественное и распространенное. Оно есть в каждом коллективе.

 

Описывая процесс развития неформальной организации, Л. Сэйлес и Дж. Стросс утверждают: что сотрудники на основе контактов и общих интересов формируют дружеские группы, которые произрастают из самой организации. Но сформировавшись, они начинают жить своей жизнью, практически не связанной с трудовым процессом, на основе которого они возникли. Это динамичный, самогенерируемый процесс. Сотрудники, объединенные рамками формальной организации, взаимодействуют друг с другом, что способствует возникновению благосклонных и приятельских отношений между людьми. Эти отношения, в свою очередь, становятся базой для самых разных видов деятельности, многие из которых не связаны с должностными обязанностями: совместные обеды, помощь в работе и т.д. Расширенные возможности для взаимодействия способствуют более крепким связям между членами группы, и она становится чем-то большим, чем простое объединение людей. В ней формируются свои правила действий — комплекс устойчивых характеристик, которые с трудом поддаются изменениям. Группа становится организацией.

Взаимоотношения строятся на основании взаимных симпатий и антипатий, регулируются принятыми неписанными правилами – групповыми нормами. Положение работника определяется его социально-психологическим статусом.

 

          Формальные отношения - отношения, строго и автоматически следующие из формально установленных правил и норм.

Формально - официально, гласно, письменно.

Неформальные отношения живут по своим правилам, иногда и вовсе без правил, по крайней мере они не укладываются в существующие формально установленные правила и нормы, именно поэтому им уделяют большее значение при изучении вопроса об отношениях персонала.

 

 

 

 

 

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

Неформальные организации и причины, по которым люди в них вступают, имеют характеристики, как сходные с формальными организациями, так и отличные от них. В формальных организациях, как правило, имеются четкие нормы относительно стиля одежды, поведения, приемлемых типов работы и протокола. Чтобы обеспечить их выполнение, группа может применять довольно жесткие санкции. Тех, кто их нарушает, группа может подвергнуть остракизму[1]. Это очень жестокое и эффективное наказание, если человек зависим от неформальной организации в удовлетворении своих социальных потребностей, что бывает очень часто.

Социальный контроль со стороны неформальной организации может повлиять на мотивацию людей стремиться к достижению целей формальной организации, а также на их отношение к менеджерам и к их решениям. Обсуждая групповые нормы, У. Скотт утверждает: "Эти стандарты могут не совпадать с ценностями формальной организации, в результате чего индивидуум может оказаться в ситуации, когда к нему предъявляются конфликтующие между собой требования".

Люди также используют неформальные отношения для обсуждения предполагающихся или фактических перемен в их подразделении или в организации. Неформальные организации, как правило, сопротивляются переменам, что частично объясняется тем, что перемены зачастую несут в себе угрозу дальнейшему ее существованию. Такие перемены могут привести к распаду неформальной группы или к уменьшению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных потребностей.

 

Причины, побуждающие вступать людей в неформальные отношения разнообразны, их можно сгруппировать следующим образом:

         1) Чувство принадлежности. Удовлетворение потребности в чувстве принадлежности - одна из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Поскольку большинство формальных организаций сознательно лишает людей возможностей социальных контактов, рабочие вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести;

         2) Взаимопомощь. Естественно, можно обратиться за помощью к своему формальному начальнику. Однако одни считают, что начальник может плохо о них подумать (здесь срабатывает принцип "не создавай проблемы начальству"), другие боятся критики и т.п. В этих и других случаях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег;

         3) Защита. Люди всегда знали, что сила - в единстве. В силу этого важной причиной вступления в неформальную организацию является осознанная потребность в защите;

        4) Общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них. Поскольку во многих формальных организациях система внутренних контактов довольно слабая, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию, доступ к неформальному получению информации (слухам) возможен только в неформальной организации;

        5) Симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тому, кто им симпатичен.

 

Менеджеру следует учитывать характеристики неформальных групп, в том числе социальный контроль со стороны группы; консерватизм - взаимодействие формальных и неформальных групп, формальных и неформальных руководителей. В результате взаимодействия групп в организации могут возникнуть нормы социального взаимодействия, которые по своему характеру отличаются от официально установленных. Формальному руководителю следует понимать механизм возникновения неформальных отношений и направлять энергию «неформального» социального взаимодействия на решение поставленных формальных задач.

4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ.

 

          К основным характеристикам неформальных групп можно отнести:

1. Композиция – характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы. Набор параметров для характеристики состава группы зависит от типа деятельности, с которыми данная реальная группа связана. Гомогенная композиция (однородная) – группа, состоящая из похожих друг на друга людей. Гетерогенная композиция (неоднородная) – группа, включающая индивидуально разных людей;

2. Структура – совокупность связей между членами группами, обеспечивающих ее целостность. Она включает в себя: структуру коммуникаций; структуру неформальной власти; структуру групповой деятельности; структуру предпочтений; эмоциональную структуру межличностных отношений;

3.  Групповые нормы – определенные правила и стандарты поведения, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение членов группы. Группа не устанавливает нормы для каждой возможной ситуации; нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы. Поэтому, чтобы понять взаимоотношения индивида с группой, надо выявить то, какие нормы он принимает, какие отвергает и почему он так поступает. Нормы, регулирующие поведение и деятельность членов группы, опираются на групповые ценности – то, что в данной группе наиболее значимо и важно;

4. Социальный контроль – система способов воздействия группы на личность для регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с принятыми в группе нормами. Групповые санкции – механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь выполнения и соблюдения групповых норм. В зависимости от того, каковы интенсивность и «знак» отклонений, группа применяет различные санкции: поощрительные, запретительные, позитивные и негативные;

5.  Положение индивида в группе. Статус – реальная социально-психологическая характеристика положения индивида в системе межличностных отношений (ранг личности в группе), определяющие его права, обязанности и привилегии. Позиция – обозначает положение человека в той или иной подсистеме отношений, определяется связями данного индивида с другими членами группы. От позиции, занимаемой индивидом в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы. Внутренняя установка – это личное, субъективное восприятие индивидом своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет и степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком могут совпадать или расходиться. Индивидуальная роль – нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенную позицию.

Информация о работе Формальные и неформальные отношения персонала