Формальное и неформальное управление в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение формального и неформального управления в организациях.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие формальные и неформальные отношения между коллегами в организации;
- привести характеристику неформальных отношений в организации;
- изучить особенности управление формальной и неформальной организацией;
- изучить понятие формальное и неформальное лидерство, особенности лидера в неформальной группе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ:
ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ……………………………........ 5
1.1. Понятие формальной и неформальной организации…………………........ 5
1.2. Особенности управления. Признаки, функции и различия
формального и неформального управления……………………………………. 8
ГЛАВА 2. БЮРОКРАТИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕНННОСТИ……………… 15
2.1. Анализ бюрократических принципов как высшего проявления
формального управления……………………………………………………….. 15
2.2. Сочетание формального и неформального управления…………………. 20
ГЛАВА 3. ЛИДЕРСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. ЭТИКА
ЛИДЕРСТВА……………………………………………………………………. 24
3.1. Формальное и неформальное лидерство………………………………….. 24
3.2. Особенности лидера в неформальной группе. Этика лидера……………. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (формальное и неформ-е упр-е).doc

— 140.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ:

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ  УПРАВЛЕНИЯ……………………………........ 5

1.1. Понятие формальной и неформальной организации…………………........ 5

1.2. Особенности  управления. Признаки, функции и различия

формального и неформального управления……………………………………. 8

ГЛАВА 2. БЮРОКРАТИЯ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕНННОСТИ……………… 15

2.1. Анализ бюрократических принципов как высшего проявления

формального управления……………………………………………………….. 15

2.2. Сочетание формального и неформального управления…………………. 20

ГЛАВА 3. ЛИДЕРСТВО  КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. ЭТИКА 

ЛИДЕРСТВА……………………………………………………………………. 24

3.1. Формальное и неформальное лидерство………………………………….. 24

3.2. Особенности  лидера в неформальной группе. Этика лидера……………. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 31

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………. 33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Изо дня в день, используя формальное управление для выполнения производственных задач, люди одновременно внедряют и  неформальное руководство. Почвой для возникновения неформальных отношений являются дружеские: отношения на основе общих интересов, приятельских чувств.

      Но  одной только теории зачастую недостаточно для понимания проблемы. Таким  образом, возникает необходимость  применения аналитического материала, для того чтобы лучше разобраться в методологии, адаптируя ее к практике. В рамках этого материала могут быть рассмотрены возникновение, причины и истоки бюрократии как высшей формы проявления формального управления и сочетание формального и неформального управления.

      Актуальность  данных проблем послужила основой  написания работы.

      Целью написания курсовой работы является изучение формального и неформального  управления в организациях.

      В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

      - рассмотреть понятие формальные и неформальные отношения между коллегами в организации;

      - привести характеристику неформальных отношений в организации;

      - изучить особенности управление формальной и неформальной организацией;

      - изучить понятие формальное и неформальное лидерство, особенности лидера в неформальной группе.

      Предмет изучения курсовой работы – формальные и неформальные отношения.

      Объект  изучения – организации, предприятия.

      Использование формального и неформального  управления невозможно без знания теоретических основ данной проблемы. Вот почему в курсовом проекте будут рассмотрены общее понятие управления, признаки двух видов управления, их функции, причины возникновения, а также различия между этими типами управления. 
 

 

ГЛАВА 1. ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 

1.1. Понятие формальной и неформальной организации 

     Формальная  организация создается менеджментом намеренно, но после этого становится также социальной средой, в которой  люди взаимодействуют не по указке начальства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы, в результате чего возникает множество групп, основанных на дружбе, — неформальных групп, вместе представляющих неформальную организацию.

     Неформальная  организация — это спонтанно сформировавшаяся группа людей, регулярно взаимодействующих с какой-то определенной целью. Как и в случае с формальными организациями, именно эти цели являются причиной существования неформальных организаций. Мы опишем их позже. Дело в том, что в рамках большой организации существует множество неформальных групп, большинство которых произвольно объединяется в некую сеть. Рабочая среда очень способствует созданию неформальных групп. Формальная структура и задачи организации объединяют ежедневно людей, которые проводят вместе много времени, порой не один год. Люди, которые при других обстоятельствах вряд ли встречались бы так часто, проводят в обществе коллег больше времени, чем в кругу семьи. Более того, зачастую характер задач, которые они решают, заставляет их постоянно общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены организации зависят друг от друга во многих аспектах, и естественным следствием этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

     Описывая  процесс развития неформальной организации, Л. Сэйлес и Дж. Стросс утверждают: что  сотрудники на основе контактов и  общих интересов формируют дружеские  группы, которые произрастают из самой  организации. Но сформировавшись, они начинают жить своей жизнью, практически не связанной с трудовым процессом, на основе которого они возникли. Это динамичный, самогенерируемый процесс. Сотрудники, объединенные рамками формальной организации, взаимодействуют друг с другом, что способствует возникновению благосклонных и приятельских отношений между людьми. Эти отношения, в свою очередь, становятся базой для самых разных видов деятельности, многие из которых не связаны с должностными обязанностями: совместные обеды, помощь в работе, борьба с аутсайдерами и т.д. Расширенные возможности для взаимодействия способствуют более крепким связям между членами группы, и она становится чем-то большим, чем простое объединение людей. В ней формируются свои правила действий — комплекс устойчивых характеристик, которые с трудом поддаются изменениям. Группа становится организацией.

     Неформальные  организации и причины, по которым  люди в них вступают, имеют характеристики, как сходные с формальными  организациями, так и отличные от них. В неформальных организациях, как правило, имеются четкие нормы относительно стиля одежды, поведения, приемлемых типов работы и протокола. Чтобы обеспечить их выполнение, группа может применять довольно жесткие санкции. Тех, кто их нарушает, группа может подвергнуть остракизму. Это очень жестокое и эффективное наказание, если человек зависим от неформальной организации в удовлетворении своих социальных потребностей, что бывает очень часто.

     Социальный  контроль со стороны неформальной организации  может повлиять на мотивацию людей стремиться к достижению целей формальной организации, а также на их отношение к менеджерам и к их решениям. Обсуждая групповые нормы, У. Скотт утверждает: "Эти стандарты могут не совпадать с ценностями формальной организации, в результате чего индивидуум может оказаться в ситуации, когда к нему предъявляются конфликтующие между собой требования".

     Люди  также используют неформальные отношения  для обсуждения предполагающихся или  фактических перемен в их подразделении  или в организации. Неформальные организации, как правило, сопротивляются переменам, что частично объясняется тем, что перемены зачастую несут в себе угрозу дальнейшему ее существованию. Реорганизация, внедрение новой технологии, расширение, связанное с притоком большого числа новых работников, и т.д. могут привести к распаду неформальной группы или к уменьшению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных потребностей. Иногда эти перемены помогают укрепить статус и пасть конкурирующим неформальным группам.

     Необходимо  понимать, что неформальные организации динамично взаимодействуют с формальными. Одним из первых, кто обратил внимание на этот фактор и занимался вопросами создания неформальных организаций, был Дж. Хоманс.

     Под видами деятельности Хоманс понимает задачи, выполняемые людьми. Выполняя эти задачи, люди взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие приводит к возникновению определенных чувств — позитивного или негативного отношения друг к другу и к менеджерам. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем.

     Поскольку эмоции группы влияют как на задачи, так и на взаимодействие, они могут  повлиять и на эффективность формальной организации. В зависимости от характера  эмоций — позитивные они или негативные — они способствуют либо повышению, либо снижению эффективности, а также прогулам, текучести кадров, жалобам и другим факторам, определяющим успех.

     Поэтому, хотя формальные группы создаются не менеджерами и не контролируются ими в полной мере, чтобы организация  достигла своих целей, ими надо эффективно управлять. 

1.2. Особенности  управления. Признаки, функции и различия формального и неформального управления 

      Управлять – это, значит, давать указания, разрешения, распоряжения, это, значит, подписывать  приказы и накладывать резолюции, устанавливать ответственность и требовать выполнения функций. Но опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективной оказывается просто беседа с подчиненным, просьба к нему выполнить работу, наконец, просто доброжелательное и внимательное отношение воодушевляет его на активность, самостоятельность, творчество, на производительный труд. Это тоже управление, но управление неформальное, управление, в основе которого лежит неформальное отношение менеджера к своим подчиненным, к коллективу, и даже к проблемам и вообще к делу.

      Неформальное управление отражает потребность формального управления, является его необходимым дополнением. В практике управления возникают такие проблемы и такие ситуации, которые можно решить только на неформальной основе. Более того, количество таких проблем возрастает по мере развития человека, производства и общества.

      В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играют творческий подход к работе, личная инновационность. Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества определяется в значительной мере неформальным управлением, позитивной социально-психологической мотивацией. Можно заставить исполнить, трудно заставить человека творить.

      Иногда  бывает ошибкой стремление менеджера  к предельно четкой формальной организации. Конечно, она имеет определенные преимущества. Повышение ответственности, возможность контроля, продуманность  в распределении функций, исполнительская  дисциплина, некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности решений. Но на Западе все большее распространение получает такой вид забастовки, как «работа по правилам». И такая забастовка обычно воспринимается руководством фирмы как бедствие. Это ведет к убыткам. Работа только формальная, без энтузиазма и творчества, сегодня воспринимается как отрицательное явление.

      Признаки  формального управления является опора  на формально действующие (утвержденные, введенные в действие) организационные  положения:

      - использование административных рычагов воздействия (приказ, установленная административная ответственность, дисциплинарное требование и прочие);

      - жесткий контроль исполнения;

      - учет только тех факторов работы, которые укладываются в установленный порядок.

      Признаками  неформального управления являются опора на человеческие неформальные отношения:

      - слабые и сильные стороны человеческой натуры (уважение, авторитет, самолюбие, психологическая расположенность, заинтересованность);

      - система индивидуальных или коллективных ценностей;

      - лидерство;

        Функции неформального управления:

      - реализация общих материальных и социальных интересов. Это может быть заинтересованность в рационализаторстве или разработке и внедрении изобретения, в получении дополнительных доходов, в совместном строительстве гаражей, в решении дачных вопросов, в организации турпоходов и т.п.

      - защита от чрезмерного давления администрации, чрезмерной интенсификации труда, повышение норм выработки, сокращения работников и т.п.

      - получение и передача необходимой или интересной информации

      - облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач;

      - сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей;

Информация о работе Формальное и неформальное управление в системе менеджмента