Фискальная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение видов, целей, методов фискальной политики, рассмотрение эффективности фискальной политики.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
Изучить виды, цели, методы фискальной политики;
Рассмотреть эффективность фискальной политики государства;
Проанализировать эффективность фискальной политики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Понятие и виды фискальной политики государства 7
1.2. Цели и методы фискальной политики 20
2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 26
2.1. Эффективность фискальной политики государства 26
2.2.Анализ фискальной политики Республики Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Работа содержит 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ политика.doc

— 570.00 Кб (Скачать)

     Доходы  местных бюджетов областей и г. Минска образуют такие поступления, как налог на прибыль предприятий и организаций коммунальной собственности, общественных организаций, потребительской кооперации, колхозов, кооперативов и других хозяйств, налог на недвижимость, уплачиваемый предприятиями коммунальной собственности и юридическими лицами, госпошлина, подоходный налог с граждан, НДС, акцизы, плата за землю, налог за пользование природными ресурсами, лесной доход.

     Налогообложение в Республике Беларусь выполняет  главным образом фискальную функцию  и направлено на расширение бюджетных поступлений. В связи с этим налоговая система строится на основе высоких налоговых ставок и общего уровня налоговых изъятий с производств различных форм хозяйствования, на преобладании косвенной формы обложения.

     Величина  ставок ведущих налогов подвергается пересмотру. В 2008 г. их уровень характеризовался следующими размерами: налог на прибыль предприятий — 24 %, на доходы — от 15 % до 60 %, подоходный налог с граждан — от 9 % до 30 %, НДС — 18 % и т.д. Фискальную функцию в основном выполняют такие косвенные налоги, как НДС и акцизы (согласно статистическим данным этого же года они составляли в бюджете 44,9 %).

     Однако  в условиях высокой инфляции эффективность  косвенной формы обложения резко  снижается. Кроме того, при товарном дефиците преобладание косвенных налогов обусловливает возникновение негативных последствий. Косвенные налоги стимулируют процесс переложения налогов с производителей товаров на конечных потребителей, способствуют повышению цен, усугубляют инфляционные процессы. Такая ситуация предопределяет необходимость реформирования системы налогообложения, приоритетными направлениями которого являются усиление роли подоходного налогообложения, снижение ставок налогов по ведущим видам налогов и прогрессивности налогообложения, льготирование определенных видов деятельности, продукции и пр.

     Платежи и налоги, включаемые в себестоимость  и имеющие признаки как прямых, так и косвенных налогов некоторые  авторы выделяют в группу смешанных налогов (таблица 2.5) 

    Таблица 2.5 Структура смешанных налогов в РБ

  2005 2006 2007 2008
% в доходах бюджета % в доходах  бюджета % в доходах  бюджета % в доходах  бюджета
Социальные  платежи 5,5 5,3 3,1 3,3
Чрезвычайный  налог 2,6 2,3 2,3 -
Отчисления  в государственный фонд содействия занятости 1,0 0,8 0,8 -
Единый платеж от ФЗП в размере 5% - - - 3,3
Отчисления  в местный ф-д на содержание детских  дошкольных учреждений 1,9 2,2 - -
Прочие  налоги и сборы 2,5 1,9 1,6 1,9
Земельный налог  1,1 0,7 0,6 0,8
Налог на добываемые из природной среды  ресурсы 0,2 0,1 0,1 0,1
Отчисления  в фонд охраны природы 0,7 0,4 0,4 0,5
Отчисления  в другие целевые бюджетные фонды 0,0 0,0 0,0 0,0
Экологический налог за переработку нефти 0,3 0,3 0,2 0,3
Налоги  за пользование лесными фондами 0,2 0,4 0,3 0,2
ВСЕГО: 8,0 7,2 4,7 5,2

     Платежи за природные ресурсы: земельный налог, лесной налог, экологический налог и др. играют не только фискальную, но и стимулирующую роль, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Снижение доли смешанных налогов постоянно снижалось, что связано с переходом некоторых из них в группу косвенных налогов (отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений). В таблице 2.6 представлено соотношение налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете РБ без учета целевых бюджетных фондов

     Таблица 2.6. Соотношение налоговых и неналоговых доходов в консолидированном бюджете РБ ,%

    Доходы  бюджета 2005 2006 2007 2008
    Доходы - всего 100,0 100,0 100,0 100,0
    Из  них:

    Налоговые

    Неналоговые

     
    91,1

    8,9

     
    92,5

    7,5

     
    92,2

    7,8

     
    93,3

    6,7

 

     Таким образом, формирование доходной части  государственного бюджета в основном по-прежнему ориентировано на налоговые доходы. Причем при переходе к рынку доля налогов в общем объеме бюджетов увеличивается. Это вызвано спецификой рыночных отношений, предполагающей установление единых правил хозяйствования для всех субъектов и финансированных, взимаемых в бюджет налогов.

     Официальная статистика оценивает тяжесть налогового бремени на макроуровне как отношение общей суммы налогов и сборов к валовому внутреннему продукту. Выделяя задолженность плательщиков перед бюджетом, можно отследить уровень номинальной и реальной налоговой нагрузки (таблица 2.7).

     Таблица 2.7 Динамика номинальной и реальной налоговой нагрузки на экономику РБ

  2003 2004 2005 2006 2007 2008
Темпы роста ВВП 102,8 111,4 107,4 103,4 105,8 104,0
Реальная  налоговая на грузка  (с учетом ФСЗН) 39,2 41,9 41,1 42,4 42,2 41,5
Недоимка  по платежам в бюджет и внебюджетные фонды 7,7 1,2 0,5 0,3 0,5 0,9
Номинальная налоговая на грузка  (с учетом ФСЗН) 46,9 43,1 41,6 42,7 42,7 42,4

     Таблица 2.7 показывает, что, несмотря на снижение общей налоговой нагрузки на экономику с 65% в 2002 г. до 42,4% в 2004 г., она остается довольно значительной. Например, в России этот показатель составляет 37%, в США – 30%.

     За  2008г. в республиканский бюджет поступило 2 365,8 млрд. руб. Общая сумма задолженности предприятий республики по платежам в бюджет на 01.01.2009г. составила 134,2 млрд. руб. (2,2% к годовому плану доходов). Необходимо отметить, что впервые за последние 5 лет рост ВВП на 4% не нашел соответствующего отражения в динамике налоговых поступлений. Причины видятся в том, что рост объемов производства почти во всех отраслях сопровождался увеличением запасов готовой продукции на складах, а также опережающим ростом затрат на ее производство. В целом по республике зачтено в счет уплаты других налогов и сборов свыше 350 млрд. руб. НДС и возвращено из бюджета свыше 50 млрд.руб., что составило 27,4% от поступивших в бюджет сумм по данному источнику.

     В итоге удельный вес НДС в ВВП  снизился с 7,2% в 2006 году (до введения зачетного метода) до 6,5% в 2008 году. Поступления НДС составили 96,3% от уровня 2007г.

     Динамика  еще одного значительного источника  – акцизов - была примерно на том же уровне, что и НДС – 97,2% по сравнению с 2007г.

     Наиболее  сложная ситуация с выполнением  плана по налогу на прибыль – 79,7% от установленного задания. Это явилось  результатом ухудшения финансового состояния многих отечественных предприятий. Так, в 2008 году прибыль от реализации продукции в сопоставимых ценах сократилась практически на 27,2%, количество убыточных предприятий возросло с 21,1% до 35%. В итоге поступления по налогу на прибыль по сравнению с 2007 годом сократились на 10,8%, а по другим платежам из прибыли – на 28,7%.

     По  остальным доходным источникам, важнейшими из которых являются платежи от выручки и налоги на заработную плату, в 2004 году наблюдался заметный рост поступлений. Частично это позволило компенсировать выпадающие доходы по налогу на прибыль, НДС и акцизам и в целом обеспечить выполнение плана бюджета. Отметим, что план доходов консолидированного бюджета налоговыми органами выполнен на 100,2%, по местным бюджетам – 99,5%.

     Таким образом, действующая сегодня в  республике налоговая система требует  серьезных изменений, и прежде всего, с позиций ее упрощения, сокращения и количества применяемых налогов  и сборов и отработки механизмов взимания каждого из основных налогов. Ориентиром же в этой работе должна служить подтвержденная многолетним опытом мировая практика налогообложения.

     Для разрешения коллизии двух главных целей, одна из которых – обеспечение  достаточных поступлений в бюджет, а другая –  налоги должны взиматься  так, чтобы они не мешали, а напротив, способствовали росту и развитию экономики, необходимо проведение комплекса следующих мер:

     Введение  общепринятых норм и принципов налогообложения;

     Совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды;

     Существенная  модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как акцизы , НДС, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;

     Пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам в целях расширения их налоговой базы с тем, чтобы сделать возможным снижение ставок и дальнейшее уменьшение количества налогов и сборов;

     Поиск и выбор оптимального соотношения  республиканских и местных налогов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

     Таким образом, анализ первого направления  бюджетной политики – выработка  и реализация подходов по формированию основных доходных источников – указывает как на имеющиеся положительные результаты, так и на ряд проблемных вопросов, требующих скорейшего решения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей.

     Важнейшим комплексным инструментом и показателем  эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

     Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи.

     Трансфертные  платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

     Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

     В зависимости от цели проводится стимулирующая  или сдерживающая фискальная политика.

     Методами  фискальной политики являются налоги и государственные расходы. Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы.

     За  прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной  системы Республики беларусь, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.

     Некоторые экономисты утверждают, что преследуемая политиками цель– это вовсе не защита интересов национальной экономики, а скорее собственное переизбрание на новый срок. Отдельные экономисты даже высказывают предположение о существовании политического делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое происхождение. Они утверждают, что политические деятели могут манипулировать фискальной политикой ради получения максимальной поддержки со стороны избирателей, даже если их фискальные решения оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику. В этом случае фискальная политика может быть извращена ради политических интересов. Это возможное извращение фискальной политики явление очень тревожное, но также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла.

     Даже  при тех обстоятельствах, что  в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность  фискальной политики, ее применение позволяет в той или иной мере сгладить колебания экономических циклов. Положительный эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты – асы своего дела.

Информация о работе Фискальная политика Республики Беларусь