Фискальная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение видов, целей, методов фискальной политики, рассмотрение эффективности фискальной политики.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
Изучить виды, цели, методы фискальной политики;
Рассмотреть эффективность фискальной политики государства;
Проанализировать эффективность фискальной политики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Понятие и виды фискальной политики государства 7
1.2. Цели и методы фискальной политики 20
2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 26
2.1. Эффективность фискальной политики государства 26
2.2.Анализ фискальной политики Республики Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Работа содержит 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ политика.doc

— 570.00 Кб (Скачать)

     РЕФЕРАТ

     Пояснительная записка: 47 страниц, 7 таблиц, 8 рисунков,15 источника. 

     НАЛОГ, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, БЮДЖЕТ, ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА  
 

     Объектом  исследования данной курсовой работы является фискальная  политика государства.

     Предметом исследования выступает фискальная  политика Республики Беларусь, ее виды, цели, методы, а также эффективность фискальной политики.

     Цель  курсовой работы – изучение видов, целей, методов фискальной политики, рассмотрение эффективности фискальной политики.

     Исходя  из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:

    1. Изучить виды, цели, методы фискальной политики;
    2. Рассмотреть эффективность фискальной политики государства;
    3. Проанализировать эффективность фискальной политики Республики Беларусь.
 
 

 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Одним из основных инструментов экономического регулирования является фискальная политика. Фискальная политика – область экономики, непосредственно связанная с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.

     Поскольку осуществление государственных  расходов означает использование средств  государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

     Любое правительство всегда проводит некоторую  фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

     Большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

     Налоги  необходимы, так как для государства  для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

     Тема  фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять фискальную политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Как скальпель хирурга исцеляет, отсекая ненужное, так и правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов

хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные  условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

     Объектом исследования данной курсовой работы является фискальная политика государства.

     Предметом исследования выступает фискальная политика Республики Беларусь, ее виды, цели, методы, а также эффективность фискальной политики.

     Цель  курсовой работы – изучение видов, целей, методов фискальной политики, рассмотрение эффективности фискальной политики.

     Исходя  из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:

     - изучить виды, цели, методы фискальной политики;

     - рассмотреть эффективность фискальной политики государства;

     - проанализировать эффективность  фискальной политики Республики Беларусь.

 

1. Теоретические аспекты фискальной политики

1.1. Понятие и виды фискальной политики государства

     Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

     Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

     Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста [5,c.56].

     Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний экономики.

     Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.  
 
 
 

     Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

     Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику.

     Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации [10, c. 86].

     Рассмотрим  механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель «доходы – расходы» и полагая, что: 1) государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции; 2) чистый экспорт равен нулю; 3) уровень цен постоянен; 4) первоначально в экономике не существует налогов; 5) фискальная политика оказывает воздействие на совокупные расходы (совокупный спрос), но не на совокупное предложение.

     Учитывая  эти допущения, проанализируем влияние  изменения государственных расходов на объем национального производства, доход.

     Предположим, что первоначально совокупные расходы включали потребительские расходы С и инвестиции I, а экономика находилась в равновесии в точке Е1, графическая интерпретация представлена на рисунке 1.1

      Совокупные расходы 
 
 

                                                     С+I+G 

                                      Е2          20 млрд.руб.

                          E1                     C+I 

      

                      Q1       Q2           Доход, выпуск

     Рисунок 1.1. Государственные закупки и равновесный национальный продукт

     В связи с начавшимся спадом производства правительство приняло решение поддержать спрос, увеличив совокупные расходы за счет государственных закупок G (рассмотрим сначала только этот элемент государственных расходов). Оно осуществило закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд. рублей. Эти государственные расходы автономны, т.е. постоянны для любого выпуска продукции. Поэтому они приведут к увеличению совокупных расходов тоже на 20 млрд. рублей, что обусловит сдвиг прямой С+I вверх на величину G, в положение C+I+G. Планируемые расходы станут превышать равновесный объем выпуска Q1. В ответ фирмы начнут расширять производство. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равенство между совокупными расходами и объемом выпуска. Новое положение равновесия будет достигнуто в точке Е2 при выпуске Q2. Увеличение государственных закупок стимулировало рост объема производства с Q1 до Q2. Расстояние по вертикали между прямыми C+I и C+I+G показывает величину государственных закупок, а расстояние между Q2 и Q1 - прирост выпуска продукции. Из рисунка видно, что этот прирост в несколько раз превышает объем государственных закупок, т.е. последние обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов Мg показывает изменение выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:

      Мg = Изменение реального национального продукта (дохода)           (1)

           Изменение государственных расходов.

     Мультипликатор  государственных расходов равен  мультипликатору инвестиций, так как они оказывают на экономику идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д. Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение такой же процесс мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных расходов также можно определить по формуле:

                                 Мg = 1 / (1 – MPC)                                           (2)

     Чтобы определить изменение реального национального продукта (дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор Mg на прирост государственных расходов dG.

     В периоды подъема экономики, когда  частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов C+I+G вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов [3, c.87].

     Так же, как изменения государственных закупок, на объем выпуска, доходов, действуют изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния на спрос, а значит, и на объем национального продукта несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению МРС, население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует при изменении налогов.

     Чтобы государственные расходы имели  стимулирующее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых  поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом [7,c.45].

     Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.

Информация о работе Фискальная политика Республики Беларусь