Фискальная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение видов, целей, методов фискальной политики, рассмотрение эффективности фискальной политики.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
Изучить виды, цели, методы фискальной политики;
Рассмотреть эффективность фискальной политики государства;
Проанализировать эффективность фискальной политики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 7
1.1. Понятие и виды фискальной политики государства 7
1.2. Цели и методы фискальной политики 20
2. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 26
2.1. Эффективность фискальной политики государства 26
2.2.Анализ фискальной политики Республики Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

Работа содержит 1 файл

ФИСКАЛЬНАЯ политика.doc

— 570.00 Кб (Скачать)

     На  начальном этапе проведения реформ государство нуждается в значительном объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно увеличивает налоговое бремя. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, поскольку сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее должна сменить налоговая политика, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата.

     При разработке подходов в области совершенствования  налоговой политики и решении задач увеличения доходов бюджета, Правительство целенаправленно и последовательно проводит курс на сокращение налоговой нагрузки. Так, в 2003 году количество обязательных платежей сокращено с 20 до 15. В 2004 отменены некоторые сборы, уменьшена ставка чрезвычайного налога (с 10 % до 8 %) , а также сокращены некоторые виды акцизов. В 2008 году ставка чрезвычайного налога сокращена уже до 4 %. Отмеченные подходы в области совершенствования налоговой политики сохранились и в 2009 году. Так, ставка налога на прибыль была снижена до 25 %  вместо действовавшей ставки 30 %. Положительную роль в снижении уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования сыграли решения по упорядочению системы местных налогов, сборов и других поступлений. В результате несколько возросли налоги на потребителей продукции при сокращении налогового бремени на производителей, что в целом прогрессивно.

     Вообще, формирование доходной части государственного бюджета осуществляется, в основном, за счет платежей субъектов хозяйствования. Однако их доля постепенно понижается при одновременном росте платежей в бюджет физических лиц. С уменьшением доли субъектов хозяйствования в формировании доходной части бюджета происходило снижение налоговой нагрузки для субъектов хозяйствования. На физические же лица следует отметить рост налоговой нагрузки.

     Однако, данные анализа налоговых поступлений  свидетельствуют о том, что общая  совокупная налоговая нагрузка по отношению  к ВВП (с учетом недоимки) в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась с 35,9 до 36,8%, или на 0,9 процентных пункта. Увеличение совокупной налоговой нагрузки в 2008 году сопровождалось снижением удельного веса недоимки. Так, удельный вес недоимки по доходам к доходам бюджета (без учета государственных целевых бюджетных фондов) снизился с 1,0% на 1.01.05 г. до 0,6% на 1.01.2008 г., а удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы целевых бюджетных фондов) на сопоставимые даты сократился с 1,3 до 0,9% (таблица 2.2).

     Таблица 2.2. Динамика налоговых нагрузок в народном хозяйстве

Показатели Ед. изм. 2007 г. 2008 г.
1. Валовой внутренний продукт Млрд. руб. 675159 2890300
2. Доходы государственного бюджета  (с гос. Целевыми бюджетными  фондами) Млрд. руб. 239547,3 1055010,1
3. Недоимка по доходам и поступлениям млрд. руб. 3129,9 9185,6
4.Уд. вес недоимки по доходам к  доходам государственного бюджета  (без цел. бюд. Фондов) % 1,0 0,6
5. Уд. вес недоимки по доходам  и поступлениям к доходам гос.  Бюджета (с цел. бюд. фондами) % 1,3 0,9
6. Общая совокупная налоговая нагрузка % 35,9 36,8
в том числе:      
уд. вес доходов гос. Бюджета в  ВВП % 35,5 36,5
уд. вес недоимки в ВВП % 0,4 0,3
 

     Факторный анализ доходов бюджета за 2008 г. по восьми основным налогам свидетельствует, что перевыполнение относительных плановых показателей стало итогом совместного воздействия двух противоположно направленных процессов: снижения налоговых ставок (точнее, ставок фактического изъятия), в результате чего доходная часть бюджета уменьшилась на 3,1%, и повышения налоговой базы, из-за чего рост доходов составил 3,7%. В абсолютном выражении первый из указанных факторов привел к снижению доходов консолидированного бюджета на 26 837,6 млрд. руб., второй - к их увеличению на 32 675,6 млрд. руб. Суммарное воздействие названных факторов окончательно выразилось в увеличении доходной части бюджета на 5 838,0 млрд. руб. Таким образом, на сверхплановый прирост суммы налоговых поступлений за 2008 г. повлияло расширение размеров налоговой базы, и негативная ситуация прироста суммы налоговых поступлений за счет роста средней фактической ставки налогов, сложившаяся за январь-август 2008 г., была преодолена. Данную тенденцию – расширение налоговой базы - следует признать более прогрессивной, чем рост средней нормы налогов. Дело в том, что рост ставок налогов при прочих равных условиях может усилить тенденцию к не вполне эффективному и рациональному  размещению ресурсов в экономике страны.

     Как показывает анализ, оптимальным количественным показателем налогообложения является уровень налоговой нагрузки в пределах 30 % к ВВП. Это позволяет, с одной стороны, обеспечить стабильные поступления доходов в бюджет, а значит ритмичное финансирование запланированных программ и мероприятий, с другой стороны – реализовать на практике стимулирующую функцию налогообложения для дальнейшего роста производства, инвестиций и экспортного потенциала белорусских товаропроизводителей.

     Реальное  же снижение налогового давления на экономику  может быть достигнуто только за счет сокращения количества применяемых  налогов или снижения их ставок (при условии качественного построения моделей взимания каждого из налогов). Такие решения как раз и составляют основу налоговой политики государства и всегда зависят от состояния текущей экономической конъюнктуры (при высокой конъюнктуре и инфляции более полезно для экономики увеличивать налоговую нагрузку).

  На  рисунке 2.1 изображена динамике прямых и косвенных налогов в доходах государства 

                        2005          2006         2007          2008

     Рисунок 2.1. Динамика прямых и косвенных налогов в доходах республиканского бюджета, %

     Из  рисунка 2.1, что удельный вес прямых налогов в доходах государства с течением времени несколько изменялся, что обусловлено, во-первых, реформированием в налогообложении доходов как физических, так и юридических лиц, и, во-вторых, экономическими потрясениями, которые, воздействуя на благосостояние налогоплательщиков, эхом отражались на доходах государства. Косвенные же налоги стабильно держат и без того слишком высокую планку. Принимаемые меры по снижению налоговой нагрузки, включаемой в цену продукции, как-то снижение ставки чрезвычайного налога, не способствовали снижению уровня косвенного налогообложения. Не так то просто перестроиться на новую систему налогообложения, когда почти половина доходов государства образуется именно за счет внутренних налогов на товары и услуги, а других перспективных источников доходов на горизонте не предвидится.

     Таким образом, доходная часть бюджета  Беларуси весьма схожа с бюджетами  развитых стран. В ней можно найти  признаки рыночной экономики, когда решающая часть доходов формируется за счет множества налогов и сборов. Однако у большинства налогов высокие ставки, которые не стимулируют в должной мере развитие производства. Для изыскания источников покрытия всевозрастающих расходов, сбалансированности бюджета на первое место выдвинута фискальная функция налогов, а их экономическое воздействие, социальное значение остается незначительным.

     В зависимости от плательщика, доходы можно разделить на две группы. Первую из них образуют поступления от юридических лиц, т. е. предприятий, организаций, других коммерческих структур, а вторую – от физических лиц. Первая группа платежей (в виде налогов, сборов, неналоговых доходов) преобладает в доходах бюджета республики. Одновременно увеличивается доля платежей в результате расширения объектов налогообложения, а также роста доходов отдельных групп граждан. Четко выраженной становится тенденция расширения объектов обложения юридических и физических лиц за счет включения в налогооблагаемый оборот имущества, земли, природных ресурсов и др.

     Необходимо  отметить, что за счет подоходных налогов  формируется около ¼ доходов бюджета (таблица 2.3)

    Таблица 2.3 Структура прямых налогов в  РБ

  2005 2006 2007 2008
% в доходах бюджета % в доходах  бюджета % в доходах бюджета % в доходах  бюджета
1. Имущественные налоги 2,6 0,9 2,3 3,4
1.1. Налог  на недвижимость 2,6 0,9 2,3 3,4
2. Подоходные налоги 25,2 24,8 25,6 23,8
2.1. Подоходный  налог 10,5 8,5 8,7 9,1
2.2. Налог  на прибыль 12,3 13,4 12,6 11,4
2.3. Налог на доходы 0,3 0,4 1,4 1,6
2.4. Рентный  сбор  - - 0,5 -
2.5. Сбор  на содержание и развитие инфрастуктуры 0,6 0,6 1,0 0,8
2.6. Транспортный  сбор 1,2 1,5 1,3 0,8
2.7. Другие  целевые сборы  0,1 0,1 0,0 0,0
2.8. Сборы  с пользователя 0,2 0,2 0,1 0,1
2.9. Единый  налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц - - - 0,8
ВСЕГО: 27,8 2,6 27,9 28,0

     Наличие разных форм собственности, их экономическое  соперничество вызывает необходимость  взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на недвижимость – неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории РБ. На долю налога на недвижимость приходится около 2,3-3,4% доходов бюджета.

     Основное  место в системе налогообложения  физических лиц занимает подоходный налог. Переход к рыночной экономике  создает предпосылки для роста  личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

     В системе налогов республики с момента ее создания и до настоящего времени значительную роль играют косвенные налоги. Большой удельный вес данной категории налогов в формировании доходов бюджета (более 50%) обусловлен необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфрастуктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов.

     Крупнейшим  из категории косвенных - является налог на добавленную стоимость (НДС). Доля НДС в доходах бюджета в течение 2005-2008гг. сохранялась практически на неизменном высоком уровне – в пределах ¼ всех доходов бюджета.

     По  данным таблицы 2.4 прослеживается тенденция к постоянному увеличению доли оборотных платежей (платежей из выручки без НДС) в доходах консолидированного бюджета с 12,1% в 2008 году до 20,6% в 2007 году.

     Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются также акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение с 2008 обусловлено отменой налога с оборота. Доля акцизов в формировании доходов бюджета снизилась с 11,1% в 2007 году до 7,6% в 2004 году.

    Таблица 2.4 Структура косвенных налогов в Республике Беларусь

  2005 2006 2007 2008
% в доходах бюджета % в доходах  бюджета % в доходах  бюджета % в доходах  бюджета
1. Акцизы (налог с производителя) 11,1 9,5 8,0 7,6
2. Налоги  с розничного товарооборота 0,9 0,9 1,6 2,2
3. Налоги  с продаж 0,7 0,7 0,8 1,3
4. Налоги  на отдельные виды услуг 0,1 0,1 0,1 0,6
5. Отчисления  в республиканский фонд поддержки  производителей с/х продукции  и продовольствия 4,5 4,6 5,7 -
6. Отчисления  в фонд стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия - 4,2 3,8 -
7. Целевые  сборы на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда 1,8 3,8 3,4 -
8. Целевые  сборы на содержание детских дошкольных учреждений - - 2,2 -
9. Отчисления  в дорожный фонд 5,8 6,7 5,6 2,6
10. Отчисления  в местный целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд - - 2,2 -
11. Отчисления  в республиканский ф-д поддержки  производителей с/х продукции,  продовольствия и аграрной науки и отчисления пользователями автомобильных дорог в дорожные ф-ы - - - 8,3
12. Отчисления  в местные целевые бюджетные  ф-ды стабилизации экономики производителей с/х продукции и продовольствия, местные бюджетные целевые жил-инвестиц. ф-ды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного ф-да - - - 9,7
13. Налог  на добавленную стоимость  25,8 25,1 26,2 25,3
14. Прочие 0,1 0,1 0,7 0,3
ВСЕГО: 49,9 54,8 58,7 55,7

Информация о работе Фискальная политика Республики Беларусь