Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:18, курсовая работа
Добро пожаловать в мир фискальной политики! Так с легкой руки Дж. М. Кейнса принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие фискальной политики……………………………………………….5
Дискреционная фискальная политика ………………………………….5
Автоматическая фискальная политика ………………………………..10
Виды фискальной политики……………………………………………11
Эффект мультипликатора………………………………………............12
Влияние фискальной политики на государственный бюджет…………….14
Государственный бюджет ……………………………………………...14
Классическая и кейнсианская концепции фискальной политики.......20
Особенности бюджетно-налоговой политики в РБ………………………...22
3.1. Бюджетно-налоговая политика государства в 2009 году…………….22
3.2. Данные за январь-сентябрь 2009 года……………………………........23
Заключение……………………………………...……..…………………………25
Список литературы………………………………………………………………29
Приложения………………
3.2.
Данные за январь-сентябрь 2009
года
Доходы республиканского бюджета за январь - сентябрь 2009 года сложились в сумме 33,2 трлн. рублей (71,2 процента ожидаемого исполнения 2009 года).
За январь-сентябрь 2009 года в республиканский бюджет поступило: налоговых доходов на сумму 18,6 трлн. рублей (65,7 процента), неналоговых доходов на сумму 3,0 трлн. рублей (96,8 процента), взносы на государственное социальное страхование на сумму 11,9 трлн. рублей (76,6 процента).
По состоянию на 1 октября 2009 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 68,2 млрд. рублей, что на 20,6 млрд. рублей меньше, чем по состоянию на 1 сентября 2009 года.
Расходы республиканского бюджета за январь-сентябрь 2009 года составили 32,0 трлн. рублей (68,6 процента к ожидаемому исполнению 2009 года).
Из них, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 14,2 трлн. рублей (66,7 процента), национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства - 8,6 трлн. рублей (72,1 процента), расходы на общегосударственную деятельность составили 9,5 трлн. рублей (71,7 процента).
Профицит республиканского бюджета за январь-сентябрь 2009 года составил 1166,0 млрд. рублей.[5]
Исполнение республиканского бюджета
за январь-май 2007, 2008 и 2009 годов
млрд. рублей | ||||||
Показатели | январь-май 2007 года | январь-май 2008 года | январь-май 2009 года | |||
Исполнено | В % к плану | Исполнено | В % к плану | Исполнено | В % к плану | |
Всего доходов |
13554,5 | 43,6 | 18259,1 | 90,1 | 17042,2 | 31,0 |
из них: | ||||||
- налог на прибыль | 787,9 | 35,7 | 1121,0 | 93,3 | 946,2 | 24,9 |
- налог на добавленную стоимость | 2269,2 | 39,1 | 3010,6 | 82,6 | 3160,8 | 32,1 |
- акцизы | 907,2 | 32,1 | 1323,0 | 86,0 | 1216,8 | 29,6 |
Всего расходов |
11962,1 | 36,7 | 16027,1 | 76,9 | 16323,1 | 29,9 |
из них: | ||||||
-общегосударственные расходы | 3428,7 | 43,8 | 3434,7 | 74,8 | 3552,4 | 20,4 |
- национальная экономика и ЖКХ | 1891,4 | 26,2 | 4671,3 | 76,9 | 3658,6 | 30,8 |
- расходы на финансирование социальной сферы (образование, культура и искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика) | 5477,3 | 38,7 | 6532,2 | 78,9 | 77824,2 | 36,7 |
Превышение
доходов над расходами (+), Дефицит (-) |
1592,4 | 2232,0 | 719,1 |
Заключение
1.
По поводу финансов возникают
экономические отношения,
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).
Под
дискреционной политикой
2.
Наиболее значительными
3.
Одним из важных инструментов
воздействия на темпы
4.
Налоговая система любой
Но основным в системе налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном положении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения. Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога
Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны
5.
Благодаря мультипликативному
6. Дискреционная и недискреционная фискальные политики применяются в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП. Дискреционная политика дает эффект в краткосрочном периоде.
7.
Согласно кейнсианской
8.
Согласно классической
9.
Государственный бюджет –
Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы.
Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем.
В-третьих,
наличие бюджета позволяет
10.
Существует три способа
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.
Государственный долг зачастую показывает уровень финансовой стабильности экономики. Поскольку государственный долг влияет на складывающееся в дальнейшем налоговое бремя, то за последние десятилетия многие ученые пытаются сформировать различные методологические подходы к выбору путей по его сокращению. Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита:
Имеется ряд возражений, касающихся эффективности проведения фискальных мероприятий в экономике. Согласно классической концепции, фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика.
Классическая концепция основана на рикардианском равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным сектором в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег.
11.
Изменения в бюджетно-
Посредством структурных реформ налоговой и бюджетной систем в Республике Беларусь реализуются следующие основные задачи:
За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы в Республике Беларусь, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.
Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества).
Развивается
система государственных