Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Добро пожаловать в мир фискальной политики! Так с легкой руки Дж. М. Кейнса принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие фискальной политики……………………………………………….5
Дискреционная фискальная политика ………………………………….5
Автоматическая фискальная политика ………………………………..10
Виды фискальной политики……………………………………………11
Эффект мультипликатора………………………………………............12
Влияние фискальной политики на государственный бюджет…………….14
Государственный бюджет ……………………………………………...14
Классическая и кейнсианская концепции фискальной политики.......20
Особенности бюджетно-налоговой политики в РБ………………………...22
3.1. Бюджетно-налоговая политика государства в 2009 году…………….22
3.2. Данные за январь-сентябрь 2009 года……………………………........23
Заключение……………………………………...……..…………………………25
Список литературы………………………………………………………………29
Приложения………………

Работа содержит 1 файл

Курс ВИКА.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

     3.2.  Данные за январь-сентябрь 2009 года 

     Доходы  республиканского бюджета за январь - сентябрь 2009 года сложились в сумме 33,2 трлн. рублей (71,2 процента ожидаемого исполнения 2009 года).

     За январь-сентябрь 2009 года в республиканский бюджет поступило: налоговых доходов на сумму 18,6 трлн. рублей (65,7 процента), неналоговых доходов на сумму 3,0 трлн. рублей (96,8 процента), взносы на государственное социальное страхование на сумму 11,9 трлн. рублей (76,6 процента).

     По  состоянию на 1 октября 2009 года сумма  долгов плательщиков перед бюджетом составила 68,2 млрд. рублей, что на 20,6 млрд. рублей меньше, чем по состоянию  на 1 сентября 2009 года.

     Расходы республиканского бюджета за январь-сентябрь 2009 года составили 32,0 трлн. рублей (68,6 процента к ожидаемому исполнению 2009 года).

     Из  них, на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации) направлено 14,2 трлн. рублей (66,7 процента), национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства - 8,6 трлн. рублей (72,1 процента), расходы на общегосударственную деятельность составили 9,5 трлн. рублей (71,7 процента).

     Профицит  республиканского бюджета за январь-сентябрь 2009 года составил 1166,0 млрд. рублей.[5]

 

      Исполнение республиканского бюджета  за январь-май 2007, 2008 и 2009 годов 

млрд. рублей
Показатели январь-май 2007 года январь-май 2008 года январь-май 2009 года
Исполнено В % к плану Исполнено В % к плану Исполнено В % к плану

Всего доходов

13554,5 43,6 18259,1 90,1 17042,2 31,0
из  них:            
- налог на прибыль 787,9 35,7 1121,0 93,3 946,2 24,9
- налог на добавленную  стоимость 2269,2 39,1 3010,6 82,6 3160,8 32,1
- акцизы 907,2 32,1 1323,0 86,0 1216,8 29,6

Всего расходов

11962,1 36,7 16027,1 76,9 16323,1 29,9
из  них:            
-общегосударственные  расходы 3428,7 43,8 3434,7 74,8 3552,4 20,4
- национальная экономика  и ЖКХ 1891,4 26,2 4671,3 76,9 3658,6 30,8
- расходы на финансирование социальной сферы (образование, культура и искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика) 5477,3 38,7 6532,2 78,9 77824,2 36,7
Превышение  доходов над расходами (+), 
Дефицит (-)
1592,4   2232,0   719,1  
 
 
 
 
 
 
 

 

      Заключение 

     1. По поводу финансов возникают  экономические отношения, которые  государство может использовать  в проводимых фискальных мероприятиях. Фискальная политика является  одним из основных инструментов  макроэкономического регулирования.

     Фискальная  политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической  ситуации делится на дискреционную  и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).

     Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. На практике  уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику

     2. Наиболее значительными инструментами  фискального воздействия являются  налоги и государственные закупки. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.

     3. Одним из важных инструментов  воздействия на темпы экономического  роста, а, следовательно, на  уровень безработицы является финансовая, в том числе налоговая система. Среди инструментов финансового регулирования экономики особое место отводится государственным расходам и налогам. Налоги выполняют не только фискальную, но и экономическую функцию. Фискальная функция налогов состоит в формировании денежных доходов государства. Являясь важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы, налоги в то же время обеспечивают основную массу доходной части государственного бюджета. Прямые налоги, являясь пропорциональными, оказывают прямое воздействие на динамику ВВП и относятся к автоматическим (встроенным) стабилизаторам экономики. Местные налоги, занимающие в структуре доходной части бюджета значительный удельный вес, подчеркивают фискальный характер налоговой системы.

     4. Налоговая система любой страны  эффективна в том случае, если  сформирована на общих методологических  подходах, учитывающих платежеспособность  населения, налоговые льготы для  стратегических целей экономики,  равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют  справедливость (равенство), в качестве второго – эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете стремится к справедливому распределению этих тягот и благ.

     Но  основным в системе налогообложения  является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так  как  в результате этого  неравенство  в материальном положении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения. Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога

     Государство не ограничивает свое вмешательство  в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны

     5. Благодаря мультипликативному эффекту  на каждую единицу сокращения  пропорционального налога приходится  гораздо больше единиц прироста  ВВП.

     6. Дискреционная и недискреционная фискальные политики применяются в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП. Дискреционная политика дает эффект в краткосрочном периоде.

     7. Согласно кейнсианской концепции  фискальной политики, дефицит госбюджета, как правило, увеличивается в период спада и сокращается в периоды оживления и подъема экономики. При этом не всегда обеспечивается стабилизация экономики и рост ВВП. Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального продукта равен первоначальному приросту государственных расходов.

     8. Согласно классической концепции,  фискальная политика рассматривается  лишь как инструмент финансового  обеспечения выполнения государством  своих функций, но не как  стабилизационная политика. Классическая концепция основана на рикардианском равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным секторами в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег.

     9. Государственный бюджет – смета  доходов и расходов государства  на определенный период, чаще  всего на год, составленная  с указанием источников поступления  государственных доходов и направлений  расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

     Роль  бюджета в национальной экономике  значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета  государство способно вмешиваться в рыночные механизмы.

     Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции  денежных средств для решения  крупных, глобальных экономических  проблем.

     В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).

     10. Существует три способа финансирования  бюджетного дефицита:

  • Путем дополнительной эмиссии денег;
  • За счет кредитов ЦБ;
  • Посредством заимствований у населения и фирм.

     Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.

     Государственный долг зачастую показывает уровень финансовой стабильности экономики. Поскольку государственный долг влияет на складывающееся в дальнейшем налоговое бремя, то за последние десятилетия многие ученые пытаются сформировать различные методологические подходы к выбору путей по его сокращению. Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита:

  • ежегодного балансирования;
  • циклического балансирования;
  • функциональных балансов.

     Имеется ряд возражений, касающихся эффективности  проведения фискальных мероприятий  в экономике. Согласно классической концепции, фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика.

     Классическая  концепция основана на рикардианском  равенстве,  согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным сектором в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег.

     11. Изменения в бюджетно-налоговой  сфере и бюджетно-налоговая политика  играют ключевую роль в хозяйственном развитии страны и проведении эффективной экономической политики.

     Посредством структурных реформ налоговой и  бюджетной систем  в Республике Беларусь реализуются следующие  основные задачи:

  • Финансовое обеспечение выполнения государством своих функций и обязательств;
  • Поддержание финансовой стабильности в стране;
  • Снижение негативных последствий налогов, неэффективных государственных расходов и долговых обязательств для поступательного социально-экономического развития;
  • Обеспечение финансовой целостности государства.

     За  прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной  системы в Республике Беларусь, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных  механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики.

     Прямые  субсидии негосударственному сектору  играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей  мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества).

     Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета                ( включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга. 
 
 

Информация о работе Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь