Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:18, курсовая работа
Добро пожаловать в мир фискальной политики! Так с легкой руки Дж. М. Кейнса принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие фискальной политики……………………………………………….5
Дискреционная фискальная политика ………………………………….5
Автоматическая фискальная политика ………………………………..10
Виды фискальной политики……………………………………………11
Эффект мультипликатора………………………………………............12
Влияние фискальной политики на государственный бюджет…………….14
Государственный бюджет ……………………………………………...14
Классическая и кейнсианская концепции фискальной политики.......20
Особенности бюджетно-налоговой политики в РБ………………………...22
3.1. Бюджетно-налоговая политика государства в 2009 году…………….22
3.2. Данные за январь-сентябрь 2009 года……………………………........23
Заключение……………………………………...……..…………………………25
Список литературы………………………………………………………………29
Приложения………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической
теории и истории экономических учений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Фискальная
политика и её механизм.
Особенности фискальной
политики в Республике
Беларусь
Студентка
ФЭУТ, 2-й курс,
ДГС-1 (Дата
)
В.А. Зеленко
Руководитель
(Дата
МИНСК 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
3.1. Бюджетно-налоговая политика государства в 2009 году…………….22
3.2. Данные за январь-сентябрь 2009 года……………………………........23
Приложения……………………………………………………
Введение
Добро пожаловать в мир фискальной политики! Так с легкой руки Дж. М. Кейнса принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.
Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.
Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Как скальпель хирурга исцеляет, отсекая ненужное, так и правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.
В данной курсовой работе выделяются два основных раздела – в первом дается общее понятие и представления о сути фискальной политики и ее методах, во втором – сделана попытка проанализировать существующую фискальную политику правительства Республики Беларусь.
Среди источников информации, использованных при написании данной работы, следует отметить «Белорусы и рынок», в которой публикуются интересные и независимые, на мой взгляд, статьи белорусских экономистов.
Безусловно,
невозможно в одной работе досконально
рассмотреть фискальную политику со
всеми ее особенностями, пусть даже
и на примере такой отдельно взятой
страны как Республика Беларусь. Но,
тем не менее, в данной работе была сделана
попытка рассмотреть проблемы и особенности
осуществления на территории Республики
Беларуси фискальной политики, проводимой
нашим правительством.
1. Понятие фискальной
политики
1.1.
Дискреционная фискальная
политика
Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования является фискальная политика. Под фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных расходов и налогообложения. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).
Под
дискреционной политикой
Рассмотрим механизм дискреционной фискальной политики, используя кейнсианскую модель «доходы – расходы» и полагая, что: 1) государственные расходы не влияют ни на потребление, ни на инвестиции; 2) чистый экспорт равен нулю; 3) уровень цен постоянен; 4) первоначально в экономике не существует налогов; 5) фискальная политика оказывает воздействие на совокупные расходы (совокупный спрос), но не на совокупное предложение.
Учитывая
эти допущения, проанализируем влияние
изменения государственных
Предположим, что первоначально совокупные расходы включали потребительские расходы С и инвестиции I, а экономика находилась в равновесии в точке Е1 (Приложение 1, рисунок 1).
В
связи с начавшимся спадом производства
правительство приняло решение
поддержать спрос, увеличив совокупные
расходы за счет государственных
закупок G (рассмотрим сначала только
этот элемент государственных расходов).
Оно осуществило закупки товаров и услуг
на сумму 20 млрд. рублей. Эти государственные
расходы автономны, т.е. постоянны для
любого выпуска продукции. Поэтому они
приведут к увеличению совокупных расходов
тоже на 20 млрд. рублей, что обусловит сдвиг
прямой С+I вверх на величину G, в положение
C+I+G. Планируемые расходы станут превышать
равновесный объем выпуска Q1. В ответ фирмы начнут
расширять производство. Этот процесс
будет продолжаться до тех пор, пока не
наступит равенство между совокупными
расходами и объемом выпуска. Новое положение
равновесия будет достигнуто в точке Е2
при выпуске Q2. Увеличение государственных
закупок стимулировало рост объема производства
с Q1
до Q2.
Расстояние по вертикали между прямыми
C+I и C+I+G показывает величину государственных
закупок, а расстояние между Q2 и Q1 - прирост выпуска
продукции. Из рисунка видно, что этот
прирост в несколько раз превышает объем
государственных закупок, т.е. последние
обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор
государственных расходов Мg показывает
изменение выпуска продукции, дохода в
результате изменения расходов государства.
Его можно рассчитать по формуле:
Мg = Изменение реального национального продукта (дохода) /
Изменение
государственных расходов.
Мультипликатор
государственных расходов равен
мультипликатору инвестиций, так
как они оказывают на экономику
идентичный эффект. Действительно, рост
государственных закупок (как и
инвестиций) создает дополнительный
спрос на товары и услуги, который
вызывает первичное приращение дохода,
равное росту государственных расходов.
Часть этого дохода, определенная предельной
склонностью к потреблению, будет использована
на потребление, что приведет к дальнейшему
возрастанию совокупного спроса и национального
дохода и т.д. Следовательно, изменение
государственных расходов приводит в
движение такой же процесс мультипликации
национального дохода, как и изменение
частных инвестиций. Поэтому мультипликатор
государственных расходов также можно
определить по формуле:
Мg
= 1 / (1 – MPC).
Чтобы определить изменение реального национального продукта (дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор Mg на прирост государственных расходов dG.
В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов C+I+G вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.
Так
же, как изменения государственных
закупок, на объем выпуска, доходов,
действуют изменения
Чтобы государственные расходы имели стимулирующее действие, они не должны финансироваться за счет налоговых поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема производства, доходов. Поэтому рост государственных расходов, как правило, сопровождается бюджетным дефицитом.
Таким образом, увеличивая расходы в период спада производства и сокращая их во время экономических подъемов, государство смягчает экономические кризисы, добивается более плавного роста объема национального производства.
Инструментом дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Рассмотрим, как повлияет на объем национального продукта введение аккордного (паушального) налога. Это налог в строго заданной сумме, величина которой остается постоянной при изменении объема выпуска. Допустим, что при совокупных расходах C1 + I + G равновесное состояние достигалось в точке Е1 при объеме выпуска Q1. (Приложение 1, рисунок 2.)
Государство
вводит аккордный налог с населения,
равный 16 млрд. рублей. Свои доходы население
использует на потребление и сбережение,
соотношение между изменениями которых
определяет предельная склонность к потреблению
МРС. Примем ее равной ¾. С учетом МРС введение
налога в 16 млрд. рублей, вызовет уменьшение
потребления на 12 млрд. рублей, что приведет
к сокращению совокупных расходов на такую
же величину. Прямая С1 + I + G сдвинется вниз,
в положение С2 + I + G. Уменьшение расходов
и спроса будет сопровождаться сокращением
производства до тех пор, пока не наступит
новое состояние равновесия в точке Е2
при объеме выпуска Q2. Как видно из рисунка,
расстояние между Q2 и Q1 больше, чем разница
по вертикали между прямыми С1+I+G и C2+I+G, т.е. больше 12 млрд.
рублей, что свидетельствует о наличии
мультипликатора налогов. Он меньше мультипликатора
государственных расходов. Это объясняется
тем, что изменение государственных закупок
на одну денежную единицу приводит к такому
же изменению совокупных расходов, а изменение
аккордного налога на денежную единицу
сопровождается изменением совокупных
расходов на МРС * 1. Поэтому налоговый
мультипликатор будет равен: