Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 00:18, курсовая работа

Описание работы

Добро пожаловать в мир фискальной политики! Так с легкой руки Дж. М. Кейнса принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей.
Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие фискальной политики……………………………………………….5
Дискреционная фискальная политика ………………………………….5
Автоматическая фискальная политика ………………………………..10
Виды фискальной политики……………………………………………11
Эффект мультипликатора………………………………………............12
Влияние фискальной политики на государственный бюджет…………….14
Государственный бюджет ……………………………………………...14
Классическая и кейнсианская концепции фискальной политики.......20
Особенности бюджетно-налоговой политики в РБ………………………...22
3.1. Бюджетно-налоговая политика государства в 2009 году…………….22
3.2. Данные за январь-сентябрь 2009 года……………………………........23
Заключение……………………………………...……..…………………………25
Список литературы………………………………………………………………29
Приложения………………

Работа содержит 1 файл

Курс ВИКА.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

     Если  рост государственных расходов финансируется  за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального  дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.

     В механизме действия изменения налогов  на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение  налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

     Мультипликатор  устанавливает, что прирост правительственных  расходов  d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:

  • Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;
  • Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину ( с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a  =  MPC * Y(1 – t) + a.

     Попробуем вывести значение мультипликатора  математическим способом. Представим функцию совокупного спроса в виде 

     AD = Y = MPC * Y + a + I. 

     Введем  в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR: 

     Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I.

     Раскроем  скобки и представим налоговые поступления  в бюджет как 

     Т =  Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги: 

     Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I. 

     Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие  от Y, обозначим их А (автономное потребление в экономике): 

     Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I,  где А = МРС * TR + a + I;

                

                     (A + G)

     Y = ------------------------.  

                1 – MPC(1-t)  

     Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.

     Мультипликатор  государственных расходов давно  применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса – Самуэльсона.  Смысл  этой модели (Приложение 11, рисунок 16) состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов (неокейнсианский подход). [3. стр.137-150]

     Откуда  государство может взять средства для финансирования бюджетного дефицита?

     Существует  три способа:

  • Путем дополнительной эмиссии денег;
  • За счет кредитов ЦБ;
  • Посредством заимствований у населения и фирм.

     Каждый  из этих способов имеет свои плюсы  и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование  дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

     В результате государственных займов формируется государственный долг. Он может принимать форму внутреннего  и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.

     Та  часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким  образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.

     Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) – надо отдавать ценные товары, оказывать  услуги, чтобы оплатить процент и  погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.

     Внутренний  государственный долг  приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.

     Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.

     Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?

     Обычно  в государственном долге видят  две опасности:

  1. возможность банкротства нации;
  2. переложение долгового бремени на другие поколения.

     Первая  опасность нереальна, поскольку  никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию  государственного долга. Эти обязательства складываются из:

         а) рефинансирования (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);

         б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы)

         в) выпуска новых денег в обращение. 
     

    
    1. Классическая  и кейнсианская  концепции фискальной политики
 

     Имеется ряд возражений, касающихся эффективности  проведения фискальных мероприятий в экономике. Согласно классической концепции, фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика.

     Классическая  концепция основана на рикардианском равенстве,  согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным сектором в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег. Поэтому на графических интерпретациях классиков кривая LM и кривая AS (Приложение 11, рисунок 17) имеют вид вертикальных прямых. В первом случае это объясняется тем, что спрос на деньги у классиков не зависит от ставки процента, а во втором – тем, что вследствие полной загрузки производственных мощностей объем предложения строго фиксирован.

     При росте государственных расходов происходит увеличение эффективного и, следовательно, совокупного спроса. При этом кривая AD сдвигается вправо. Возрастает также объем инвестиций в результате роста совокупных доходов, следовательно, кривая IS сдвинется вправо. Равновесие в модели IS-LM установится на новом уровне при ставке процента i1. Затем повышение ставки процента с i до i1 вызовет снижение деловой активности, объем инвестиций упадет.  Обычно такое падение компенсируется по размеру объемом роста государственных расходов. Таким образом, на инвестиционном рынке ничего не изменится: общий объем инвестиций останется тем же, увеличится лишь доля государственных  инвестиций в их общем объеме и уменьшится доля частных. Объем ВВП останется тем же, но при росте уровня цен с Р1 до Р2. Такое явление получило название “эффект вытеснения”.  Таким образом, по мнению неоклассиков, фискальная политика не оказывает действенного влияния на макродинамику.

     С учетом того, что предложение благ жестко фиксировано, предприниматели на рост совокупного спроса ответят лишь повышением цен с Р до Р1. Величина же ВВП не изменится: Y = Y1.

     Математически «эффект вытеснения» можно представить  следующим образом: 

     DG = dI. 

     Согласно  кейнсианской концепции, при росте  государственных расходов растет совокупный спрос и ВВП. Кривая AD сдвигается вправо, как и кривая IS. В результате не возрастает уровень цен, но растет ставка процента и уровень ВВП (Приложение 12, рисунок 18).

     Государство в целях выхода из кризиса увеличивает государственные расходы на величину dG, в результате чего кривая IS сдвигается вправо, эффективный спрос возрастает с Y0 до Y1, а ставка процента увеличивается с I0 до I1. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с AD0 до AD1. Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N0 до N1 при неизменном предложении труда. Таким образом, в результате стимулирующей фискальной политики в краткосрочном периоде наблюдается оживление экономической активности.

     Снижение  реальных кассовых остатков вызывает рост спроса на деньги, в результате чего кривая LM сдвигается влево до положения LM1, и новое равновесие на рынке товаров и денег устанавливается при ВВП равном Y2 и номинальной процентной ставке I2.

     Уменьшение  заработной платы сдвигает кривую спроса на труд в положение ND2. Так как предложение труда не меняется, то занятость возрастает до N2.

     Таким образом, в результате фискальных мероприятий  в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен, но в краткосрочном периоде.[ 3. стр.151-160] 

     
  1. Особенности бюджетно-налоговой

     политики в Республике Беларусь 

     3.1. Бюджетно-налоговая  политика государства  в 2009 году 

     Именно 2009 год можно назвать переломным годом в понимании того, что реформа налоговой системы должна включать в себя не только изменение сроков подачи декларации и введение института электронного декларирования, но прежде всего должна быть направлена на сокращение уровня налоговой нагрузки на экономику. Именно уровень налоговой нагрузки в условиях повышения конкуренции на внутреннем и внешних рынках является главным тормозом в экономическом развитии белорусских предприятий. Количество же деклараций и формы их предоставления (электронная или бумажная) в данной ситуации являются вторичными и оказывают существенное влияние скорее на мнение экспертов Международного валютного фонда, чем на реальные результаты работы предприятий.[7, № 42(877)] 

     Законом Республики Беларусь от 13.11.2008 г. № 449-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» предусмотрены с 01.01.2009 следующие меры по снижению налоговой нагрузки и упрощению налоговой системы. 
1. Снижение с 2% до 1% ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки от выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), что будет способствовать повышению конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, увеличению объемов экспорта, и пополнению собственных оборотных средств предприятий. 
2. Исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов и распространение налога только на объекты недвижимого имущества. 
Введение данной нормы позволит создать дополнительные внутренние источники у организаций для расширения и модернизации производства, обновления активной части их производственной базы, упростить порядок налогообложения имущества. 
3. Уменьшение с 5% до 3% размера ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств, что положительно скажется на повышении конкурентоспособности белорусских автомобильных перевозчиков на международном рынке и снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, приобретающие автотранспортные средства. 
4. Установление единых ставок местного налога с продаж товаров в розничной торговле и местного налога на услуги в размере 5%. 
С реализацией данной нормы будет обеспечена недопустимость применения различных ставок налогов при реализации импортируемых и отечественных товаров (в настоящее время в стране действуют ставки налога с продаж соответственно в размере 5% и 15% выручки от реализации товаров. Налог на услуги взимается по ставке 10%). 
5. Отмена налога на доходы от операций с ценными бумагами и включение таких доходов в общую систему обложения: налогом на прибыль. 
6. Переход к применению линейной (единой) ставки подоходного налога с физических лиц в размене 12%. 
С целью недопущения роста налоговой нагрузки на граждан, доходы которых в настоящее время облагаются по минимальным ставкам, увеличен стандартный налоговый вычет на каждого работника с 1 базовой величины до 250,0 тыс. руб., т.е. суммы, соответствующей прогнозному бюджету прожиточного минимума на 2009 г., которая не будет облагаться налогом. При этом вычитаться эта сумма будет только у граждан, у которых среднемесячный доход не превысит 1,5 млн. руб. (т.е. у тех, чья заработная плата будет находиться на уровне средней по республике и ниже). 
В части доходов индивидуальных предпринимателей установлена линейная ставка подоходного налога в размере 15%. Это соответствует уровню налоговых изъятий, когда предпринимателем применяется упрошенная система налогообложения или уплачивается единый налог по ставкам в абсолютных суммах исходя из вида деятельности.[6]

Информация о работе Фискальная политика и её механизм. Особенности фискальной политики в Республике Беларусь