Философия японского менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является определение предпосылок формирования особенностей философии японского менеджмента, а так же раскрытие ее сущностных принципов и понятий. Предметом исследования являются основные ценности японской философии управления, объектом – сама модель управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
6
Япония до второй мировой войны
6
1.2 «Японское экономическое чудо» 8
ГЛАВА 2. ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА
11
2.1 Сущность и основные принципы японской модели менеджмента 11
2.2 Основные признаки японской модели управления 14
2.3 Системы управления в Японии 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Философия японского менеджмента.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА: МЕНЕДЖМЕНТА

НАПРАВЛЕНИЕ: МЕНЕДЖМЕНТ  
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

На  тему: «ФИЛОСОФИЯ ЯПОНСКОГО  МЕНЕДЖМЕНТА» 
 
 
 

Студент: Вихрян М.А. 

Страна: РФ 
 
 
 
 

                Руководитель

                Старший преподаватель, Комарова Т.В. 

                Заведующий  кафедрой

                менеджмента

                к.э.н. Хожемпо В.В. 
                 
                 
                 

Москва 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА  
6
    1. Япония до второй мировой войны
6
      1.2 «Японское экономическое чудо» 8

ГЛАВА 2. ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА

11
      2.1 Сущность и основные  принципы японской  модели менеджмента 11
      2.2 Основные признаки  японской модели  управления 14
      2.3 Системы управления  в Японии 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

ВВЕДЕНИЕ

     Любая управленческая деятельность подразумевает  под собой три основных этапа: планирование, действие, контроль. Данная схема так же описывает любое  осмысленное действие в принципе и носит рационалистический характер. Философия же управления – комплекс принципов и истин, которым следует та или иная компания в процессе принятия решений. Эти принципы заложены в основу деятельности как любой крупной, так и мелкой компании. Не имея четкой цели и сформулированных принципов управления, любая компания обречена на провал.

     Наиболее  интересной на взгляд автора является японская модель менеджмента, имеющая  нестандартную для западной культуры философию управления, сочетающая в  себе традиции японской нации и основы американской модели. Общество страны восходящего солнца отличается наибольшей степенью рационализации. Япония буквально опутана сетью планов, как общенациональных и региональных, так и внутрифирменных, разрабатываемых компанией в целом, ее подразделениями и, без преувеличения, каждым работником. Приверженность строгим расчетам в Японии является выражением высшей человеческой устремленности и неотъемлемой частью повседневных людских забот. Основной идеей японского менеджмента является ориентированность на достижения крупных целей, отождествление ценностей компании с личными ценностями каждого работника, отождествление «собственного Я» с коллективом, отделением, компанией. Каждый работник чувствует себя частью целого, работает не ради личной выгоды, что характерно для европейской и американской модели управления, а ради выполнения миссии организации.

     Преуспевающие японские компании обычно несут на себе отпечаток личности их основателей, а процесс развития компаний оказывается неразрывно связанным с этапами жизненного пути тех, кто стоит во главе их. Лидер компании, вкладывая в нее всего себя, без остатка, как бы передает ей черты своего характера. В свою очередь, компания, развиваясь и вырастая, ставит перед ее лидером все новые и новые проблемы, вынуждая его каждый раз подниматься на более высокую ступень в собственном развитии

       Однако установка на долгосрочную  перспективу — не только выражение  жизненной позиции лишь одного  лидера фирмы. Она, как справедливо  отмечено в книге Т. Коно  «Стратегия и структура японских  предприятий», формируется под влиянием держателей ключевых для выживания организации ресурсов, то есть под влиянием руководства высшего и среднего уровня, наемного персонала, акционеров и банков. Причем в наибольшей степени побуждают глав компаний заглядывать далеко вперед менеджеры среднего уровня, так как (подчеркивает Т. Коно), их «высший интерес состоит в том, чтобы корпорация росла на долгосрочной основе, поскольку они сами остаются с компанией на протяжении всей своей деловой жизни1».

     Японская  модель менеджмента широко известна в управленческих кругах, о ней написано множество научных трудов, и многие европейские и американские компании совершают попытки перенять лучшие ее принципы и адаптировать к ней свое производство. Популярность данной модели обусловлена, в первую очередь, состоятельностью многих японских компаний. Япония является крупнейшим производителем бытовой техники, электроники, лидирует в сфере производства автомобилей и судов. Наглядным примером достижений японской модели управления можно считать так называемое «японское экономическое чудо2». В период с 1950 по 1973 гг. темпы роста японской экономики достигли рекордных отметок, не смотря на бедность ресурсной базы страны.

     В настоящее время Япония находится  в состоянии так называемого  атомного кризиса. Многие компании понесли значительный ущерб из-за непредвиденной катастрофы. Например, компания Toyota  из-за вызванного землетрясением цунами потеряла целую партию новых автомобилей, которые дожидались на берегу своей очереди на погрузку. В короткие сроки компания сменило свою политику, теперь их производство поставлено на принцип on demand3.

     Целью данного исследования является определение  предпосылок формирования особенностей философии японского менеджмента, а так же раскрытие ее сущностных принципов и понятий. Предметом исследования являются основные ценности японской философии управления, объектом – сама модель управления.

 

      ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

 
    1. Япония  до второй мировой  войны

     Истоки  формирования японской модели относятся еще ко второй половине XVIII века. В этот период Япония проводила политику протекционизма и изоляции. В рамках данной политики правительство страны взялось за быструю индустриализацию под лозунгом «Богатая страна – сильная армия». Основной целью данной политики являлось предотвращение колонизации страны западными державами. Усиление армии так же являлось необходимым для сдерживания самураев, которые потеряли свои привилегии. Так же в тот период над страной нависла угроза войны с Кореей.

      Основным источником формирования капитала в то время были крестьяне, которые являлись владельцами практически единственного источника производства в то время в Японии. Натуральная форма сбора налогов сменилась на денежную ставку. На собранные налоги правительство строило заводы и продавало их крупным кланам торговцев, среди которых были Мицубиси, Сумитомо и Мицуи. Так в Японии происходило становление концернов, так называемых «дзайбацу», которые сохраняли свои клановые традиции. Формирование концернов «дзайбацу» отражало черты японской культуры, которой были присущи сословные образования, деление на тесные социальные группы, которые, чаще всего, представляли собой закрытые кланы.

    Так же вокруг правительственных заводов и концернов появлялись мелкие предприятия, которые выполняли заказы крупного бизнеса в ужесточенных условиях. Вследствие повышения налоговой ставки, большинство крестьян разорилось, став, по сути, лишь арендаторами земли.

          Экономика росла, хотя спрос на товары оставался низким. Низкий спрос на товары, в свою очередь, приводил к дефляции. Однако войны стимулировали потребление, что вызывало экономический рост. До второй мировой войны Японии удалось создать тяжелую индустрию, повысить роль городов в развитии общества, сформировать многочисленный средний класс. Не смотря на это, японская экономика все еще оставалось отсталой. Главным предметом её экспорта являлся шёлк, в то время как машиностроение находилось все еще на низком технологическом уровне. Общество массового потребления, в котором впоследствии должна была сыграть большую роль, только зарождалось.

    По  мере развития экономики в данный период развивалась и японская модель управления. В ее основу легли идеи западных ученых. По мнению Рен, с американскими идеями японцев познакомил, вероятно, Юкинори Хошно, директор японского банка Kajima Bank, познакомившийся с трудами Тейлора в начале XX века и получивший разрешение на перевод его труда «Principles of Scientific Management». Японский перевод вышел в 1912 г. Идеи Тейлора оказали огромное влияние на японский менеджмент, что привело к подлинной управленческой революции, положившей конец эпохе всевластия предпринимательства. Ведущим специалистом в этой области был Иоиси Уено, написавший в 1912 г. работу «On the Efficiency»(«Об эффективности»), в которой рассказывалось о работах Тейлора, Франка Джилберта и С.Б. Томпсона. Идеи научного менеджмента стали проникать на страницы журналов, в образовательные программы и в практику менеджмента в Японии4.

    Американские идеи управления не реализовывались на практике в исходном виде. Особую роль в формировании японской модели управления сыграли особенности японской культуры, благодаря чему модель приобрела свои характерные черты, такие как пожизненный наем5 и зависимость служебного статуса и заработной платы от продолжительности рабочего стажа.

 

    1. «Японское экономическое чудо»

     Поражение во второй мировой войне нанесло  сильнейший удар по японской экономике. В частности, удар пришелся на сектор военной индустрии, так бурно  развивавшийся в довоенные годы. Однако полный отказ от армии подготовил благоприятную почву для экономического роста, в частности формирования и развития производства, ориентированного на гражданские нужды, хотя в первые послевоенные годы японские товары еще считались низкопробными.

     Последующие действия японских властей, таких как направление ресурсов на развитие металлургии и энергетики, восстановление банковской системы под жестким контролем, введение стабильной системы налогообложения и установление курса иены в пользу Японии позволило восстановить экономику страны.

     Основными причинами экономического чуда в  Японии считаются низкие государственные  налоги, а так же интенсивное развитие науки и техники. В период с  середины 1950-х годов вплоть до кризиса 1973-го, прирост ВВП Японии в год составлял примерно 10%6.

     Отличительными  чертами японской экономики в  период «экономического чуда» были, в первую очередь, взаимовыгодные отношения  предпринимателей с японским правительством, объединение производителей, поставщиков  ресурсов, сбытчиков продукции и  банков в тесно связанные группы под названием кэйрэцу, гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях, а так же активное профсоюзное движение. Так в 50-ые годы в Японии начинают образовываться так называемые «кружки качества», целью которых был контроль качества выпускаемой фирмами продукции.

     Все эти особенности можно отнести  к характерным чертам японской модели. Так, например, Ричард Джонсон и Уильям Оучи  считают, что определенные аспекты японского менеджмента  «неразрывно связаны с японской культурой7». У. Оучи считал систему пожизненного найма одной из основополагающих причин экономического роста Японии в указанный период.

     В заключение данной главы можно сделать  вывод о том, что на  процесс  формирования японской модели управления оказал влияние ряд исторических и экономических процессов, происходивших в Японии вплоть до XX века. Японская модель – результат «вливания» в японскую экономику западных идей управления, которые под влиянием отличительных культурных и национальных черт японского народа трансформировались в совершенно новый управленческий подход. Однако неизменным остается тот факт, что сама модель возникла гораздо раньше, вследствие необходимости проведения особой экономической политики и развития страны, а лишь потом претерпела изменения, обусловленные новой политической и экономической обстановкой.  

 

     ГЛАВА 2. ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА

 

2.1 Сущность и основные принципы японской модели менеджмента

     В настоящее время Япония занимает лидирующие позиции на мировом рынке. Одной из главных причин успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, которая ориентирована на человеческий фактор. За весь период ее исторического развития сложились определенные принципы и методы труда, которые соответствуют специфическим чертам национального характера. Основным богатством, по мнению японцев, является труд. Их система хозяйствования функционирует в соответствии с древней традицией групповой сплоченности. В каждом японце присутствует прирожденное стремление к созданию продукта наивысшего качества.

Информация о работе Философия японского менеджмента