Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:12, реферат
Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.
Введение 3
1. Понятие лидерства, теории лидерства 4
2. Лидер и руководитель 15
3. Качества лидера. Определение, оценка, развитие 21
Заключение 25
Библиографический список 26
Поэтому последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя. [Руководство малой группой. Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. С. 173-192.]
Действительно, если посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений, а руководство выступает в качестве фактора организации официальной структуры, каково в таком случае оптимальное сочетание указанных феноменов для успешного функционирования группы? Иными словами, как должны соотноситься между собой действия руководителя и лидера, необходимо ли руководителю реализовывать все возможные (или хотя бы основные) лидерские роли или достаточно довольствоваться какой-то одной (но какой именно?) из них? Таким образом, стоит задача выяснить, как реализация руководителем определенной лидерской роли влияет на эффективность функционирования возглавляемого им научного подразделения.
Самым большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту идею работает предлагаемое иногда деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель. К сожалению, такая идея имеет некоторое распространение, и подчас проводятся исследования, имеющие целью выявить, совпадают ли в данной группе лидер и руководитель (или, в предлагаемой терминологии, «неофициальный» и «официальный» лидеры). При обнаружении несоответствия дается рекомендация - заменить руководителя и назначить им того человека, который (часто по социометрической методике) оказался лидером. Осуществление подобных рекомендаций зачастую приводит к дезорганизации деятельности группы, поскольку лидер оказывается совершенно негодным для выполнения функций руководителя.
В реальной жизнедеятельности малых групп, конечно, наряду с руководителем могут существовать различные лидеры, выдвигающиеся из членов группы в каких-то определенных проявлениях: то ли в качестве центров эмоционального притяжения, то ли еще в других. Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же как и в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера.
Определенную
помощь может оказать при этом
использование упоминавшейся
Таким
образом, мы подошли к вопросу
о том, какие же психологические
качества позволяют руководителю наиболее
эффективно реализовать свои управленческие
качества и функции.
Вопрос о личностных лидерских качествах руководителя возвращает нас к упоминавшейся ранее теории черт, ибо в рамках данного вопроса мы будем говорить именно о качествах характера, о стиле поведения, о способностях – о чертах, позволяющих руководителю добиваться успеха в своей деятельности.
Вспомним, что теория черт осложнена
тем, что за годы исследований
в ее рамках специалистами
было названо великое
В малой группе роль руководителя заключается в сплочении участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. Перед руководителем стоят определенные задачи: постановка четкой цели, грамотный контроль выполнения задач, связанных с достижением поставленной цели, и корректный, но вместе с тем, эффективный спрос результата, а также объективный анализ ситуации и разрешение возникающих конфликтов. Следовательно, для выполнения указанных задач требуются такие качества:
- умение владеть ситуацией,
- умение принимать решения,
- способность брать на себя ответственность,
-
компетентность в сфере
- уверенность в себе,
- определенная жесткость,
- смелость и готовность пойти на риск.
Одновременно руководитель должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. Отсюда добавляются такие качества, как:
- демократичность,
- умение широко мыслить,
- способность убеждать,
Все перечисленные качества проявляются в стиле поведения (авторитарном, жестком или демократическом).
И
уже на основе определенного стиля
поведения, за которым стоят те или
иные качества, члены группы определенным
образом воспринимают руководителя
и выстраивают линию
Теперь
поговорим о том, как работать
с конкретным набором лидерских
способностей конкретного руководителя.
Очевидно, что для начала необходимо
выявить и оценить имеющиеся
у индивида лидерские качества, возможно,
степень их развитости и форму проявления
в поведении. Затем приступать к корректировке,
которая может заключаться в выполнении
определенных упражнений, приемов нейролингвистического
программирования, в прохождении специальных
тренингов.
Каждый человек может определить свою и чужую пригодность к лидерству с помощью следующих восьми критериев:
1)
непрерывное
2) ориентация на служение другим;
3)
излучение положительной
4) вера в других;
5)
рациональное распределение
6)
внутренняя уверенность,
7)
самокритичность,
8) забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии.
Развитие лидерских качеств — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации учитывает возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития лидерства используется ряд процедур, теоретическим обоснованием которых в той или иной мере являются рассмотренные ранее теории лидерства. Их использование помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива. Эти процедуры таковы.
Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Этой тематике посвящается немалое количество исследований и публикаций.
Человек, желающий стать лидером, должен обладать определенными качествами, которые в различных ситуациях должны быть разными. Признается, что лидерским качествам можно научиться. Благодаря этим качествам человек может приобрести авторитет, и сотрудники признают его лидером.
Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений; своевременное реагирование на динамику внешней среды и управление изменениями.
Эффективность
управления непосредственно связана
с оптимальным использованием ресурсов
организации при решении
Но
в нестабильных условиях, требующей
от организации постоянной готовности
к изменениям в соответствии с новыми
обстоятельствами и запросами, эффективность
организационной деятельности зависит
от потенциала лидерства.
1. Анализ основных направлений
исследования лидерства http://heatpsy.narod.ru/04/
2.
Белинская Е.П. О.А.Тихомандрицкая Социальная
психология, http://www.vuzlib.net/beta3/
3. Дилигенский Г.Г. Психологические аспекты политического лидерства // Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Т.1. Хрестоматия. – Самара, 1999. – С.563-564
4. Избранные произведения, — М.: Прогресс, 1990. — С. 690-691.
5. Карлайл Т., Джен-нингс Е., Дж. Дауд, К.Бэрд, Р.Строгдилл, Ф.Гальтон за рубежом и Кричевский в нашей стране