Факторы внешней среды развития организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение и учет факторов анализа внешней среды предприятия, а так же разработать пути совершенствования учета факторов во внешней среды в развитии ОАО «Бакалымолоко».
В рамках данной цели были выявлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и содержание внешней среды;
2. выявить основные подходы и методы анализа внешней среды предприятия;
3. определить место анализа внешней среды предприятия в его стратегическом управлении;
4. рассмотреть общую характеристику деятельности ОАО «Бакалымолоко»;
5. рассмотреть факторы внешней среды в развитии ОАО «Бакалымолоко»;
6. разработать пути совершенствования учета факторов во внешней среды в развитии ОАО «Бакалымолоко».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗ-ВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………..….6
1.1 Понятие и содержание внешней среды………………………..……..6
1.2 Внешняя среда предприятия и факторы его развития………………8
2 ОРГАНИЗАЦИОННО–ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «БАКАЛЫМОЛОКО»……………………………………………….…………14
2.1 Краткая характеристика и назначение предприятия……..………..14
2.2 Анализ основных технико-экономических и финансовых показате-лей…………………………………………………………………...……………15
2.3 Анализ эффективности использования производственных ресурсов организации……………………………………………………………….……..18
2.4 Анализ финансовых результатов и рентабельности организации...23
2.5 Анализ финансового состояния…………………………………...25
3 ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВ-НОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОАО «БАКАЛЫМОЛОКО»……….…...30
3.1 Функции и организационные структуры управления……….……..30
3.2 Анализ влияния факторов внешней среды……………………….…32
3.2.1 PEST-анализ………………………………………………………....32
3.2.2 SWOT – анализ………………………………………………….…..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..41

Работа содержит 1 файл

курсовая упр.doc

— 510.00 Кб (Скачать)

      Энергоносители, транспорт и строительство.

      Важнейшим достоянием бакалинцев стали газификация  района, асфальтирование дорог, широкий размах строительства индивидуального жилья. Последние двадцать пять лет в районе усиленными темпами велось строительство. В райцентре появилось множество двухэтажных домов и зданий. Был открыт Дворец культуры.

      Торговля 

      В районе сохраняется позитивная тенденция  развития торговой отрасли. Строятся и вводятся в эксплуатацию объекты торговли, предприятия общественного питания. Имеется разветвленная сеть предприятий торговли системы потребительской кооперации, муниципального торгового предприятия «Юлдаш», более 730 индивидуальных предпринимателей. В 2009 году розничный товарооборот по району увеличился на 14 % по сравнению с 2008 годом и составил 671 млн руб. Малый бизнес и предпринимательство все активнее занимают достойную нишу в экономике района. Это один из реальных путей решения вопроса занятости и повышения уровня жизни населения. Согласно принятой в районе программе развития предпринимательства на 2008-2010 годы, в 2009 году впервые за последние годы на поддержку предпринимательства выделено 3400 тыс.руб. субсидий, из них 1070 тыс.руб. из районного бюджета и 2330 тыс.руб. в качестве софинансирования из бюджета республики. Эти средства были предоставлены 36 субъектам малого бизнеса. Есть примеры успешного предпринимательства, частных предприятий, которые работают во всех отраслях экономики, в торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве, в общественном питании, лесном хозяйстве и лесопереработке: сеть магазинов «Добрый» (ИП Топорков), фотосалон З.Гайсина, аптека (ИП Маркова), ветаптека (ИП Владимиров), стоматологическая клиника «Яинар». Сфера деятельности индивидуального предпринимателя Р. Насырова – выпечка хлеба и хлебобулочных изделий в с.Мустафино, КФХ Сахипгараева – птицеводство, индивидуального предпринимателя С. Никонорова –переработка древесины и др. Поддержка предпринимательства, предпринимательской инициативы объявлены приоритетами как на государственном, республиканском уровне, так и на уровне муниципалитетов.

      Технологические инновации В районе наблюдается появление новых технологий производства и быстрая адаптация с рынком, новые продукты, новые рекламоносители, оценка скорости изменения и адаптации новых технологий.

      3.2.2 SWOT – анализ 

      Общие цели организации трансформируются в стратегические цели ее основных функциональных подразделений. Затем  организация определяет возможности  достижения этих целей и разрабатывает  различные варианты своей деятельности.

      Многовариантность деятельности объясняется случайным характером основной массы событий, которые происходят во внешней среде и не контролируются организацией. Весь этот процесс исследования возможностей организации носит название SWOT – анализа (от англ. strengths (S) – силы, weaknesses (W) – слабости, opportunities (O) – возможности, threats (T) - угрозы).

  Возможности Угрозы
Сильные стороны Наличие опыта  работы на рынке подсказывает необходимость разработки стратегии и методов существенной реорганизации производства и перераспределения производственных площадей предприятия для повышения эффективности его работы и повышения прибыли.

Завоевание доли рынка розничных покупателей может пройти достаточно успешно благодаря высокому уровню технологий. Существует удобная возможность оперировать существующими ресурсами предприятия для наиболее полного удовлетворения потребностей клиента.

Рост цен  на покупаемые материалы, при продолжении негативных тенденций в экономике может минимизировать прибыль организации, при чём станет невозможной экономия.

Нехватка резервных  фондов отрицательно влияет на возможности реорганизации производства.

Прибыль от экспорта может быть существенно снижена  за счёт неблагоприятного изменения обменного курса гривны и иностранных валют, а так же новых экономических «встрясок».

Слабые  стороны Нехватка финансовых ресурсов ограничивает возможности реорганизации производства.

Отсутствие отдела по розничным продажам и продаж как таковых существенно ограничивает прибыль предприятия.

Непосильное налоговое  давление на предприятие может негативно повлиять на его благосостояние при сохранении таких тенденций. Это опасно для существования и выживания предприятия в целом.

Дальнейший рост инфляции, а главное – цен на материалы, может вызвать нехватку средств на реализацию всех запланированных мероприятий на запланированную рекламную кампанию, расширение производства и ассортимента услуг предприятия.

      Из  данного SWOT анализа хорошо видно, что  предприятие имеет перспективы на развитие, если поставит себе целью развитие организации по всем стратегическим направлениям.

      Создание  новых организационных подразделений  на предприятии, равно как и повышение  эффективности работы существующих, требует, прежде всего, повышения эффективности  работы всего задействованного в  работе персонала. Весь трудовой коллектив предприятия должен будет пройти курсы повышения квалификации. Для этого всех работающих поделят на пять групп, которые будут обучаться на одномесячных вечерних курсах без отрыва от основного места работы последовательно, одна за другой, сообразно своим специализациям

      Экономия  денежных средств на всех уровнях  организации предприятия начиная  со вступлению в силу бюджета организации  на следующий год.

      Проведение  рекламной кампании, направленной на конкретного потребителя и на потенциальных посредников, с целью оповещения потребителя о положительных изменениях в работе организации.

      Для устранения проблемы налогового давления и противодействия местных администраций, руководство предприятия будет обращаться в разные инстанции об уменьшении налогового давления. Так же предусмотрена подача заявления на организацию на предприятии льготного налогообложения. Любое уменьшение налогового давления поможет существенно увеличить прибыль. А открытие линии льготного налогообложения позволит сэкономить более 25% нынешних общих затрат.

      Изучив  положительные и отрицательные  стороны конкурентов,   маркетинговая служба предприятия выделяет наиболее опасных для предприятия: ОАО «Уфамолагропром», ОАО « Уфамолзавод», ОАО «Сибайконсервмолоко», ОАО «Стерлитамакский МК».

      Таблица 3.5 Анализ конкурентов

Конкурент Сильные и слабые стороны конкурента Сильные и слабые стороны ОАО «Бакалымолоко»
ОАО «Уфамолагропром» Большой ассортимент  продукции, малые транспортные расходы при реализации продукции Относительно  невысокие цены продукции по сравнению с конкурентами
ОАО «  Уфамолзавод» Большой ассортимент  продукции, отдаленность от производителей сырья. Большой ассортимент  продукции. нехватка денежных средств для расширения производства.
ОАО «Сибайконсервмолоко» Большой ассортимент  продукции, быстрая доставка продукции до потребителя Слабая организация  производительности труда.
ОАО «Стерлитамакский МК» Узкая специализация, малые транспортные расходы, нехватка денежных средств для расширения производства. Большие транспортные расходы на реализацию продукции, близость к производителям сырья.

      Кроме названных выше  предприятий конкуренцию  ОАО «Бакалымолоко» составляют молочные заводы некоторых областных и районных городов Республики Башкортостан  которые поставляют свою продукцию в с. Бакалы  для расширения рынка сбыта.

      Кроме того, на прилавках магазинов можно  встретить продукцию производителей, таких как  Миякинский,  Давлекановский, Дюртюлинский молочные заводы  РБ и  другие  молокоперерабатывающие  предприятия  РФ.

      ОАО «Бакалымолоко» будет придерживаться стратегии ориентации на издержки, т.е. освоит продажу при широкой номенклатуре продукции, устанавливая при этом невысокие цены. Эта стратегия позволит увеличить объем продаж, и суммы получаемой прибыли.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Анализ  внутренней и внешней сред — это  очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная, что происходит во внешнем окружении и не развивая свои внутренние компетентные стороны, предприятие очень скоро начнет терять конкурентное преимущество, а затем может просто исчезнуть с рынка.

      Организация находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая себе тем самым возможности существования. Задача менеджеров состоит в налаживании такого взаимодействия организации с внешней средой, которое бы обеспечивало возможность достижения организацией поставленных целей и давало ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

      В условиях нестабильной и сложной  внешней среды необходимо осуществлять постоянный мониторинг внешней среды и на основании собранной информации пытаться прогнозировать тенденции и возможные ситуации во взаимодействии.

      В силу вышесказанного можно сделать  вывод, что единственно правильным вариантом поведения предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения. Это подразумевает проведение комплексного анализа, который дает достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений. 

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

      
  1. Бухгалтерский баланс ОАО «Бакалымолоко» Бакалинского района за 2007-2009 гг.
  2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. – М.: Юрист, 1998.- 496 с.
  3. Волкова О.И. Экономика предприятия. Учебник - Москва: Инфра - М, 1998.- С. 416.
  4. Горбачева Е. Как упралять сбытом. // Управление сбытом. - М.: 2005. - №9. – С.48-50
  5. Гранкина Н. Стратегия выбора партнеров по каналу сбыта. // Управление сбытом. - М.: 2006. - №2. – С.68-74
  6. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия [Текст]:  Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М., ИНФРА-М, 1998.
  7. Журнал предприятий АПК «Агропресс» [Текст] №5, 2007
    1. Королев Ю.Б, и др. Менеджмент в АП. – М.: Колос, 2000. – 384 с.
  1. Пушкарев Н.Ф., Троицкая Е.В., Пушкарев Н.Н. Практикум по кадровому менеджменту. М.: Финансы и статистика, 2000. – 158 с.
  2. Романов А.Е. Теория и практика управления АПК.. – М. –Мн.: Армита – Маркетинг, Менеджмент, 1998 – 224 с.
  3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. [Текст]: Учебник - Минск: ИП "Экоперспектива", 2003.-398с.
  4. Стентон У., Спиро Р. Управление службой продаж. // Управление сбытом. - М.: 2005. - №9. – С.80-97
  5. Устав Открытого акционерного общества «Бакалымолоко» [Текст]: от 15 августа 2005 г
  6. Управление в АПК: учебник для студ.вузов по спец.060800 «Экономика и управление на предприятиях АПК»/ Ю. Б. Королев, В. З. Мазлоев, А. В. Мефед. - М. : Колос, 2002. - 376 с.
  7. Феценко В. Технология выхода на региональные рынки. // Управление сбытом. - М.: 2006. - №2. – С.66-68
  8. Шигуров, И. В. Эффективность технического оснащения зернового производства[Текст]:И.В. Шигуров /Экономика и управление в АПК, 2009 - № 10.- с. 82-87.
  9. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. – М.: Высшая школа, 2000. – 304 с.
  10. www.allbest.ru
 
 

оглавление 

введение………………………………………………………………………..4

1 Теоретические аспекты  влияния внешней  среды на развитие предприятия……………………………………………………..….6

      1.1 Понятие и содержание внешней  среды………………………..……..6

Информация о работе Факторы внешней среды развития организации