Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение и учет факторов анализа внешней среды предприятия, а так же разработать пути совершенствования учета факторов во внешней среды в развитии ОАО «Бакалымолоко».
В рамках данной цели были выявлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и содержание внешней среды;
2. выявить основные подходы и методы анализа внешней среды предприятия;
3. определить место анализа внешней среды предприятия в его стратегическом управлении;
4. рассмотреть общую характеристику деятельности ОАО «Бакалымолоко»;
5. рассмотреть факторы внешней среды в развитии ОАО «Бакалымолоко»;
6. разработать пути совершенствования учета факторов во внешней среды в развитии ОАО «Бакалымолоко».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗ-ВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………..….6
1.1 Понятие и содержание внешней среды………………………..……..6
1.2 Внешняя среда предприятия и факторы его развития………………8
2 ОРГАНИЗАЦИОННО–ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «БАКАЛЫМОЛОКО»……………………………………………….…………14
2.1 Краткая характеристика и назначение предприятия……..………..14
2.2 Анализ основных технико-экономических и финансовых показате-лей…………………………………………………………………...……………15
2.3 Анализ эффективности использования производственных ресурсов организации……………………………………………………………….……..18
2.4 Анализ финансовых результатов и рентабельности организации...23
2.5 Анализ финансового состояния…………………………………...25
3 ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВ-НОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОАО «БАКАЛЫМОЛОКО»……….…...30
3.1 Функции и организационные структуры управления……….……..30
3.2 Анализ влияния факторов внешней среды……………………….…32
3.2.1 PEST-анализ………………………………………………………....32
3.2.2 SWOT – анализ………………………………………………….…..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..41
Баланс считается абсолютно ликвидным, если: A1>П1, А2>П2, А3>П3, А4 <П4. Баланс предприятия нельзя считать абсолютно ликвидным, т. к. выполняются не все неравенства.
Оценим ликвидность актива предприятия на основе следующих коэффициентов:
Проведем диагностику риска банкротства ОАО «Бакалымолоко» за 2009 год.
Таблица 2.14 Диагностика риска банкротства за 2009 год
Показатели | На начало года | На конец года | Изменения (+/-) |
Доля собственного капитала в формировании оборотных активов (Х1) | 0,62 | 0,74 | +0,12 |
Соотношение оборотного и основного капитала (Х2) | 2,82 | 1,61 | -1,21 |
Коэффициент оборачиваемости совокупного капитала (Х3) | 1,63 | 2,32 | +0,69 |
Рентабельность активов предприятия (Х4) | 0,0003 | 0,001 | +0,0007 |
Коэффициент финансовой независимости (доля собственного капитала в общей валюте баланса) (Х5) | 0,46 | 0,46 | - |
Дискриминантная факторная модель диагностики риска банкротства организации имеет следующий вид:
Z= 0,111Х1+ 13,239Х2 + 1,676Х3 + 0,515Х4 + 3,80Х5
Zнг
= 0,06882+37,334+2,732+0,00015+
Zкг
= 0,08214+21,315+3,888+0,0005+1,
Константа
сравнения – 8. Если величина Z больше
8, то риск банкротства малый или отсутствует.
От 8 до 5 – небольшой риск банкротства.
От 5 до 3 – средний. Ниже 3 – большой. Ниже
1 – стопроцентная несостоятельность.
таким образом, можно сделать вывод о том,
что предприятию присущ малый риск банкротства.
3
Факторы внешней среды,
обеспечивающие эффективность
функционирования ОАО
«Бакалымолоко»
3.1
Функции и организационные
Организационная структура управления – один из основных элементов управления организацией, это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчинённости и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Обязанности и функции некоторых отделов предприятия.
Генеральный директор является официальным главным представителем интересов фирмы и уполномоченным принимать финансово-хозяйственные решения различной сложности. Директор нанимает на работу персонал, заключает договора, несет ответственность за совершаемые сделки.
Организационно-
У директора ОАО "Бакалымолоко" есть два заместителя – заместитель директора по производственной деятельности и заместитель директора по коммерческим вопросам. Обязанностями заместителя директора по коммерческим вопросам являются взаимодействие с окружающей средой, т.е. поиск клиентов, заключение договоров; взаимодействие с другими контрагентами и государственными органами – налоговой инспекцией, фондами обязательной регистрации. Обязанностями зам.директора по производственной деятельности являются собственно контроль производства молочной продукции, требующее достаточного количества физического труда, материалов, основных и оборотных средств.
Бухгалтерия начисляет заработную плату на всех сотрудников предприятия, ведет учет и контроль хозяйственной деятельности.
Главный экономист ведет контроль всех расчетов, отчитывается в фондах, в Управлении статистики.
Лаборатория занимается проверкой качества производимой продукции.
Начальник котельной отвечает за теплообеспечение предприятия, а именно за то, чтобы вовремя было включено отопление, чтобы сотрудники не ощущали неудобств с климатом.
Охранная служба отвечает за безопасность служащих предприятия, за сохранность оборудования.
Управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.
Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приёмами и способами, а также соответствующей организацией работ. К основным функциям управления относятся: планирование, организация, мотивация, контроль.
В ОАО "Бакалымолоко" функция планирования связана с определением целей фирмы, выявления путей и средств их достижения. Целью ОАО "Бакалымолоко" является получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей в товарах, услугах, производимых Обществом.
Функция мотивации в ОАО "Бакалымолоко" развита слабо. Так как заработная плата простая повременная, то нет стимула, для того чтобы производить большее количество продукции.
Предложение: оставить заработную плату по окладу, но ввести процент от выручки. Это будет стимулировать работу персонала.
Функция контроля в ОАО "Бакалымолоко" состоит в том, что руководитель получает информацию от специалистов о деятельности каждого отдела. Анализирует результаты фактически достигнутые с запланированными.
Все
рассмотренные четыре функции управления:
планирование, организация, мотивация
и контроль имеют две общие характеристики
– все они требуют принятия решений и
для всех необходимы коммуникации, обмен
информацией, чтобы получить информацию
для принятия правильного решения и сделать
это решение пакетным для других членов
организации.
3.2
Анализ влияния факторов
Основными
видами деятельности Общества являются
заготовка и переработка молока, выработка
сыра, масла и другой продукции, а также
реализация молочной продукции, пользующаяся
большим спросом у потребителей. Предприятию
необходимо поддерживать информационные,
сырьевые, транспортные связи с внешней
средой. Поэтому влияние основных факторов
внешней среды имеет место.
3.2.1
PEST-анализ
PEST-анализ представляет собой анализ внешних факторов, которые оказывают воздействие на предприятие, формирую общие условия его деятельности. При этом PEST-анализ в структуре внешней среды выделяет макросреду (правительство, социально-демографическая среда, научно-технический прогресс, экономика, природные факторы) и микросреду (поставщики, покупатели, конкуренты, кредиторы, профсоюзы, акционеры). Однако традиционно PEST-анализ не включает в себя анализ микросреды.
Следует учитывать, что число факторов макросреды достаточно велико, поэтому рекомендуется ограничиться рассмотрением четырех узловых направлений, оказывающих наиболее существенное влияние на деятельность организации. PEST-анализ выделяет четыре стратегические сферы – политическая (P), экономическая (E), социальная (или социокультурная) (S), технологическая (T). Анализ влияния этих сфер на деятельность организации называется PEST-анализ.
PEST-анализ не заключается в простом перечислении факторов по каждой из четырех групп. Необходимо проанализировать влияние этих факторов на предприятие и определить общую ситуацию во внешней среде предприятия. PEST-анализ может содержать различные факторы в зависимости от предприятия, которое анализируется.
В рамках PEST-анализа политические факторы следует изучить в первую очередь, так как центральная власть регулирует механизм обращения денег и другие вопросы, связанные с получением необходимых ресурсов. Анализ экономических факторов позволит понять механизм распределения государством основных экономических ресурсов. Социальные факторы связаны с формированием потребительских предпочтений и возможного спроса. Технологические факторы также весьма важны, так как при быстрых технологических изменениях возникает угроза потери рынка. Поэтому современному бизнесу весьма необходима широкая информированность о развитии науки и технологий.
Политические факторы – это ограничения в процессе принятия решения, являющиеся результатом правовых и управленческих рамок, внутри которых фирма должна или желала бы действовать. Эти рамки налагают на ОАО "Бакалымолоко" обязанности по защите прав потребителей и окружающей среды посредством торговых соглашений, налоговых программ, установление минимального уровня заработной платы. Надо заметить, что генеральный директор ОАО "Бакалымолоко" Б.Х. Кашапов имеет юридическое образование. Его настольной литературой являются Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон о защите прав потребителей, «Менеджмент в организации» и др.
Социокультурные воздействия подвержены динамике. Социокультурные условия влияют на решение менеджера. Так они определяют то, как потребители примут товар, и какой товар они хотели бы принять.
Демографическая среда. Демографические исследования являются мощным источником информации для составления прогнозных проектов и при оценке различных факторов, которые могут повлиять на организацию. ОАО "Бакалымолоко" демографических исследований не проводит, т.к. село Бакалы не столь велико и такие исследования не целесообразны.
Изучение
непосредственного окружения
Численность населения района составляет 32327 человек, из них 48% составляют мужчины и 52% женщины.
ОАО "Бакалымолоко" расположен в центре села. Это местоположение очень удачное, т.к. рядом проходит центральная дорога есть быстрый доступ в любой район села.
Покупатели. Наиболее активными группами потребления являются граждане от 20 лет и старше имеющие постоянный заработок. В целом на эти группы и ориентирован ассортимент ОАО "Бакалымолоко" .
Предприятие имеет собственную систему сбыта, включающую централизованную доставку в магазины района, сети фирменных магазинов и киосков и оптовые поставки за пределы района. Прямая доставка в магазины позволяет соответствовать срокам поставки и хранения продукта, тем самым предлагая покупателям только качественные и свежие продукты.
Влияние
экономики . В проекте бюджета района
на 2009 год по разделу «Национальная экономика»
предусмотрены расходы в общей сумме 2100,0
тыс. рублей, в т.ч. на предоставление поручительств
по кредитам малым предприятиям 1000 тыс.
рублей, на расходы на проектирование
для включения в Федеральные целевые программы
300,0 тыс. рублей, на финансирование информационно-
Инвестиционный климат в отрасли
Одно из направлений реализации муниципальной реформы -это привлечение и использование инвестиционных ресурсов. Являясь основным фактором экономического роста, инвестиции призваны наращивать материально-техническую базу производственной и непроизводственной сфер, обеспечивать внедрение новых технологий, увеличение числа предприятий и рабочих мест, повышение качества человеческого капитала. Поэтому вопросам формирования инвестиционных ресурсов местной экономики, поиска и привлечения инвесторов мы придаем большое значение. Инвестиционная активность на территории муниципальных образований в значительной мере зависит от инвестиционной привлекательности района. За 5 лет инвестиции в основной капитал в Бакалинском районе возросли более чем в 3 раза. Для сравнения в2005 году этот показатель был 71 млн.рублей, а в 2009 году составил более 230 млн.рублей. Инвестиции были направлены в сельское хозяйство, переработку сельскохозяйственной продукции, торговлю и сферу услуг.
Информация о работе Факторы внешней среды развития организации