Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 09:30, курсовая работа
Целью данной работы является исследование эффективных способов разрешения конфликтной ситуации
Задачи:
Рассмотреть: что такое конфликт.
Рассмотреть потенциальные причины конфликта.
Рассмотреть модель конфликтного процесса.
Исследовать методы эффективного преодоления конфликтной ситуации.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Что такое конфликт………………………………….. ……………………………5
2. Причины конфликтов………………….. ………………………………………. ..8
3. Модель конфликтного процесса ……………………………………….12
4. Управление конфликтом ………………………………………………….16
4.1. Структурные методы………………………………………………………16
4.2. Межличностные стили……………………………………………………..19
5. Факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликтов…….23
Заключение ……………………………………………………………………….25
Список использованных источников и литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Что такое конфликт………………………………….. ……………………………5
2. Причины конфликтов………………….. ………………………………………. ..8
3. Модель конфликтного процесса ……………………………………….12
4. Управление конфликтом ………………………………………………….16
4.1.
Структурные методы………………………………
4.2. Межличностные стили……………………………………………………..19
5. Факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликтов…….23
Заключение ……………………………………………………………………….25
Список
использованных источников
и литературы ..………………………….27
ВВЕДЕНИЕ
Ранние теоретики менеджмента, как правило, делали упор на важность спокойной, беспрепятственной деятельности организации. Считалось, что, найдя правильную формулу, фирма будет работать, как хорошо смазанный механизм. Конфликты в организации воспринимались как резко негативные явления. Однако современные теоретики менеджмента признают, что полное отсутствие конфликтов в организации не только невозможно, но и нежелательно.
Более того, хотя организация нуждается в максимальной интеграции всех видов деятельности, ее не должен удовлетворять статус-кво. Наоборот, менеджменту надо быть активным, планировать перемены и уметь реагировать на изменения внешней среды.
Задачей
управленца является недопущение конфликтной,
нестабильной ситуации в коллективе, а
также грамотное конструктивное преодоление
возникших конфликтных ситуаций. При наличии
конфликтной ситуации необходимым является:
объективная оценка положения, определение
типа конфликта (внутриличностный, межличностный),
определение стадии развития конфликтной
ситуации, нахождение причин разногласий
(организационно-
В отечественной и зарубежной психологической науке существуют различные взгляды на природу конфликтов и их роль. Противоположные позиции представлены как в зарубежной психологии и социологии (Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин, Д. Морено, Т. Парсонс, У. Самнер, А. Смолл, K. Томас, К. Томпсон, К. Хорни, К. Юнг), так и в отечественной психологии (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Алишев, О.В. Аллахвердова, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, С.И. Ерина, М.М. Кашапов, Н.В. Клюева, Т.И. Марголина, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.В. Новиков, Л.А. Петровская, Т.А. Полозова, С.Л. Прошанов, А.А. Реан, В.П. Трусов, Б.И. Хасан, В.А. Хащенко, Р.Х. Шакуров, А.И. Шипилов). Все теории конфликта в чистом виде поддерживаются достаточно искусственно.
Объектом исследования данной работы является конфликтная ситуация
Предметом исследования - формы и способы разрешения конфликтной ситуации
Целью данной работы является исследование эффективных способов разрешения конфликтной ситуации
Задачи:
Рассмотреть: что такое конфликт.
Рассмотреть
потенциальные причины
Рассмотреть модель конфликтного процесса.
Исследовать
методы эффективного преодоления конфликтной
ситуации.
1.
ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ
Как многие понятия в менеджменте, конфликт определяется и интерпретируется по-разному. Мы определяем его как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - индивидуумами либо группами. Каждая сторона стремится «продвинуть» свою точку зрения или цель и мешает другой делать то же самое.
Когда мы думаем о конфликте, на ум, как правило, приходят агрессия, угрозы, споры, вражда, войны и т.д. В итоге люди часто воспринимают конфликт как нежелательное явление, которого по возможности следует избегать, и считают, что его надо разрешать как можно скорее. Такое отношение четко прослеживается в трудах ранних теоретиков менеджмента. Все первые подходы к организационной эффективности опирались, прежде всего, на определение задач, процедур и правил, на взаимодействие властных полномочий и на разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что эти механизмы способны предотвратить большинство конфликтов и могут быть использованы для разрешения уже возникших конфликтных ситуаций.
Теоретики школы человеческих отношений так же, как правило, считали, что конфликтов можно и следует избегать. Они признавали возможность конфликтов между целями индивидуумов и организации, линейным и штабным персоналом, полномочиями и способностями и разными группами менеджеров, но при этом считали конфликт признаком неэффективности организации и управления. Они верили, что хорошие взаимоотношения членов организации позволяют предотвращать конфликты.
Современная
точка зрения заключается в том,
что даже в организациях с эффективным
менеджментом конфликты не только возможны,
но и желательны. Конечно, конфликты часто
не позитивны. В некоторых ситуациях они
мешают удовлетворению потребностей индивидуума
и достижению организационных целей. Например,
человек, который на собрании затевает
спор просто ради спора, по всей вероятности,
не даст другим людям удовлетворить потребность
в принадлежности и уважения, а также снизит
способность группы принимать эффективные
решения. Люди могут принять точку зрения
спорщика, только чтобы избежать конфликта,
даже если они с ней не согласны. Но во
многих ситуациях конфликт помогает представить
разные мнения, обеспечивает дополнительной
информацией, позволяет найти новые альтернативы
и т.д. Все это повышает эффективность
процесса принятия групповых решений
и позволяет людям высказаться и тем самым
удовлетворить личные потребности в уважении
и власти. Кроме того, поскольку во время
обсуждения рассматривались и были учтены
разные точки зрения, конфликты способствуют
более эффективной реализации
планов, стратегий и проектов.
Рис. 1 Структура конфликта
Таким образом, конфликт может быть функциональным, т.е. ведущим к повышению эффективности организации, либо дисфункциональным, т.е. ведущим к снижению степени удовлетворения индивидуумов и эффективности группового сотрудничества и организации в целом. Какую роль играет конфликт, прежде всего, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Для управления конфликтом необходимо понимать причины его возникновения. Менеджеры очень часто полагают, что, основной причиной конфликтов являются столкновения личностей, но анализ показывает, что в их основе зачастую лежат другие факторы. Существует четыре основных типа конфликта: конфликт внутри личности, конфликт между индивидуумами, конфликт между индивидуумом и группой и конфликт между группами.
Прежде чем обсудить методы управления
конфликтами, рассмотрим его причины и
модель конфликтного процесса.
2.
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ
Все
типы конфликтов имеют несколько
причин. Основными причинами являются
общие ресурсы, взаимозависимость задач,
различия в целях, восприятии, ценностях,
манере поведения, уровне образования
и неэффективные коммуникации.
Общие ресурсы
Даже
в крупнейших организациях ресурсы
ограничены. Менеджмент должен решить,
как распределять материальные, людские
и финансовые ресурсы между разными группами
так, чтобы обеспечить максимально эффективное
достижение целей организации. Если выделить
больше ресурсов одному сотруднику или
группе, то другие получат меньшую долю
от общего объема. Какие бы ресурсы ни
распределялись, люди всегда хотят получить
как можно больше. Следовательно, совместное
использование ресурсов практически неизбежно
ведет к конфликтам всех типов.
Взаимозависимость задач
Потенциально конфликт существует везде, где индивидуум или группа при выполнении задач зависит от другого индивидуума или группы. Например, производственный менеджер может обвинять в снижении продуктивности своих подчиненных технический персонал, недостаточно быстро ремонтирующий оборудование, а бригадир ремонтников, в свою очередь, будет винить кадровиков, которые не наняли вовремя новых специалистов. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных компонентов, при плохой работе одного подразделения или работника взаимозависимость задач становится причиной конфликта.
Конфликтам, возникающим по этой причине, способствуют некоторые типы организационных структур и взаимоотношений. Говоря о конфликтах между группами, мы привели в пример конфликт между линейным и штабным персоналом. Его причина - основанные на взаимозависимости задач структурные взаимоотношения. С одной стороны, линейный персонал зависит от штабного, поскольку нуждается в его помощи, с другой - штабной персонал зависит от линейного, поскольку нуждается в его поддержке, когда исправляет неполадки или выступает в качестве консультанта.
Конфликтам
способствуют также некоторые типы
организационных структур и взаимоотношений.
Например, особенно велик потенциал конфликта
при матричной структуре организации,
в которых намеренно нарушается принцип
единоначалия. Возможность конфликта
велика и в функциональных структурах,
поскольку каждая основная функция больше
всего озабочена своей сферой специализации.
При дивизиональной организационной структуре,
в которой менеджеры разных взаимозависимых
подразделений подотчетны одним и тем
же главным менеджерам более высокого
уровня, возможность конфликтов по чисто
структурным причинам снижается.
Различия в целях
Возможность конфликта возрастает по мере того, как организация становится все более специализированной и разбивается на все большее количество подразделений. Это объясняется тем, что специализированные подразделения формулируют свои цели и нередко уделяют их достижению больше внимания, чем достижению общих целей организации. Например, закупочный отдел хочет приобрести большой объем сырья, поскольку оптовые закупки позволят снизить среднюю стоимость единицы продукции, а финансовый отдел при этом хочет инвестировать эти деньги и увеличить прибыль на инвестированный капитал.
Различия в восприятии и ценностях
Восприятие людей той или иной ситуации зависит от желания достичь конкретной цели. Они часто оценивают ситуацию не объективно, а видят и учитывают лишь те мнения, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их восприятию, поддерживают потребности их самих или их группы. Данную тенденцию наглядно подтвердило исследование, в ходе которого руководителей отделов сбыта, кадров и связей с общественностью попросили решить одну и ту же проблему. И каждый считал, что решение проблемы лежит в сфере компетенции его функциональной зоны.
Очень
частой причиной конфликтов становятся
и различия в ценностях. Например,
подчиненный считает, что всегда может
выражать свои мысли, а его менеджер уверен,
что работник может высказываться, только
если его об этом просят. Высокообразованный
исследовательский персонал высоко ценит
свободу и независимость, и, если менеджер
излишне жестко контролирует работу своих
подчиненных, различия в их ценностях,
вернее всего, приведут к конфликту. Конфликты
по этой причине часто возникают, например,
в больницах - между административным
персоналом, который стремится к результативности
и рентабельности, и медицинским персоналом,
для которого высшей ценностью является
качество обслуживания пациентов.
Различия в личном стиле и жизненном опыте
Различия
в личном стиле и жизненном
опыте часто приводят к конфликтам.
Вам, конечно, приходилось встречать агрессивных
и враждебно настроенных людей, готовых
спорить со всеми по любым пустякам. Такие
люди, как правило, и создают атмосферу
для возникновения конфликтов. Исследования
показали, что к конфликтам склонны авторитарные,
догматичные и мало уважающие себя личности.
Другие исследования выявили, что различия
в жизненном опыте, ценностях, образовании,
стаже работы, возрасте и социальном статусе
ухудшают взаимопонимание и ослабляют
сотрудничество между представителями
разных подразделений
Информация о работе Факторы, препятствующие возникновению и развитию конфликтов