Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 05:31, курсовая работа
Данная работа не включает какие-то инновационные методы и не открывает новые решения старых наболевших проблем . Просто еще раз хочется подчеркнуть вспомнить, что бюджет страны – это благосостояние и опора народа , а долг державы – ярмо на плечах наших детей и внуков , а правительство – правительство или гарант стабильности , или погонщик, играющий доверием как марионеткой. В любом случае , цель – понять, такие проблемы как дефицитный бюджет и долг страны – не игрушки…
Введение
Глава 1.Государственный бюджет – главный финансовый план государства.
1.1.Структура государственного бюджета
1.2.Дефицитный бюджет и источники его финансирования
1.3.Сущность, структура и управление государственным долгом
Глава 2. Государственный бюджет и проблема государственного долга в Украине
2.1. Государственный бюджет в независимой Украине
2.2. Государственный долг-- проблема современной Украины.
Заключение
Список использованной литератур
Приложения
В принципе, внешние заимствования и накопление государственного долга из-за дефицита госбюджета считаются обоснованными, если будущие доходы покрывают суммы, необходимые для его обслуживания. В условиях сложившейся макроэкономической динамики, соединения негативного эффекта дефицита бюджета и дефицита текущего счета, уменьшения доходов от экспорта, неблагоприятного инвестиционного климата, трудно рассчитывать на традиционные источники финансирования для обслуживания внешнего долга. Валовые валютные резервы НБУ, составлявшие на 1 января с. г. 1,049 млрд. долл., недостаточны для адекватного обслуживания долга. Кроме того, ожидается увеличение соотношения затрат на обслуживание долга к экспорту, поскольку рост поступлений твердой валюты от экспорта маловероятен.
Таким образом, без масштабных целенаправленных мер не приходится надеяться, что темпы роста доходов госбюджета будут адекватны темпам роста издержек на обслуживание внешнего долга. В то же время необходимость срочной мобилизации значительных ресурсов для текущих выплат по внешнему государственному долгу может привести к существенной коррекции рыночных макрорегуляторов, поскольку провоцируется жесткий режим внешнеэкономической деятельности, введение валютных ограничений, возвращение к кредитной эмиссии, ограничение независимости НБУ и т. д. Это значит, что уже сейчас внешний долг нужно рассматривать как важный объект анализа и управления.
Текущие и особенно перспективные проблемы внешней государственной задолженности требуют не разрозненных мер, даже если они дают ощутимую краткосрочную «передышку», а системных подходов для их кардинального решения. Учитывая органическую взаимосвязь проблем внутренней и внешней задолженностей, речь идет об эффективном управлении государственным долгом. Важно прогнозировать как оптимистические, так и пессимистические сценарии развития событий с учетом не только ежегодных, но и консолидированных в перспективе возможностей обслуживания внутреннего и, особенно, внешнего долга. Обобщая мировой опыт, следует ориентировать Украину на «нулевой вариант» решения проблемы внешней задолженности. Нам кажется, что не надо рассчитывать на реструктуризацию долгов, которая сопровождается их списанием, поскольку, во-первых, Украина не относится к беднейшим странам, а во-вторых, не является «высокозадолжавшей» страной. По многим причинам нам не стоит надеяться и на варианты реструктуризации со списанием долгов, которые были реализованы в отношении Польши и Болгарии. Нецелесообразен и дефолт, столь такой популярный в некоторых кругах украинского истеблишмента. Ни по количественным, ни по качественным критериям Украина не «дотягивает» до того, чтобы ее внешняя задолженность стала проблемой кредиторов. Если говорить о задолженности перед МВФ, то мы не являемся самыми худшими его реципиентами, учитывая хотя бы значительные экспортные возможности.
Необходимо не
фиксировать накопившиеся долги
и, следуя интересу внутренней и внешней
конъюнктуры, строить очередную
пирамиду, а управлять долгом, используя
для этого апробированные в мире инструменты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью проведенного
исследования является анализ сущности
государственного долг, государственного
бюджета, его структуры и
В результате изучения существующей литературы по интересующей нас проблеме и проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов.
Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя государственный бюджет, бюджеты субъектов государства и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.
В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики. Для разграничения причин бюджетного дефицита используют понятие структурного бюджетного дефицита – состояние бюджета приданной налоговой системе и данном уровне государственных расходов и потенциальном ВНП. Разность между фактическим дефицитом и структурным характеризует циклический бюджетный дефицит , вызванный спадом производства и наличием безработицы выше естественного уровня. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.
Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государст- венного долга. В зависимости от источников займа государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний долг – это задолженность правительства владельцам государственных ценных бумаг – резидентам дан- ной страны. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг (задолженность другим странам, иностранным компаниям, банкам и международным экономическим организациям) погашается за счет выручки от экспорта, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.
Позитивные сдвиги
в структуре бюджета достигаются сокращением
нерациональных государственных затрат,
урегулированием межбюджетных отношений,
а главное - в результате налоговой реформы.
Список использованной
литературы
1. Базилевич В.Д., Базилевич К.С. /Макроэкономика:Учебник / Знания/ 2004
2. Базилевич
В .Д. ,Баластик Л.О./Макроэкономка:
3. Экономическая
теория .Учебник высшей школы/
4. Бондарь А.В.
,Воробьев В.А./Макроэкономика.
5. Бережной В.М. ,Кушнир В.С./История экономически учений .Макроэкономика/Харьков :Эспада/2007
6. Курс экономической
теории /Общие знания по
7. Кривцов О.С. ,Бережной В.М. /Макроэкономика в вопросах и ответах:учебное пособие/Факт/2003
8. Менкью Н.Г. /Макроэкономика /МГУ/1994
9. Менкью Н.Г.
/Принципы в экономике/Питер
10. Панчишын С.В./Макроэкономика:
11. Фишер С. ,Дорнбуш Р. /Экономика/Дело/1993
12. Иванковский
С.П./Макроэкономика:учебник/
13. Вахненко Т./Оптимизация
валютно-курсовой политики в
14. Савченко А.Г./Макроэкономика:
15. Вахненко Т./Реструктизация
внешнего государственного
16. Харазишвили
Ю., Любич О. /Про взаимосвязь дефицита
бюджета и макроэкономических
показателей в Украине /
17. Официальный
сайт Верховной Рады
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
|
Таблица 3.Внешний долг некоторых стран с переходной экономикой ,мрд дол. | ||
1997 | 1998 | |
Чехия | 21,4 | 24,1 |
Венгрия | 23,7 | 24,9 |
Польша | 38,5 | 33 |
Словакия | 10,7 | 11,9 |
Словения | 4,2 | 5 |
Болгария | 9,7 | 9,3 |
Румыния | 8,4 | 9 |
Хорватия | 6,7 | 8 |
Россия | 130,8 | 155 |
Украина | 9,6 | 11,5 |
Таблица 4.Все средства государственного бюджета Украины приводятся обычно в тысячах гривен.
Динамика бюджетов 1996-2005
год | Сведенный бюджет | Государственный бюджет | ||||||||||
Доходы | Расходы | Сальдо | Доходы | Расходы | Сальдо | |||||||
всего, млн. грн |
% к ВВП | всего, млн. грн |
% к ВВП | всего, млн. грн |
% к ВВП | всего, млн. грн |
% к ВВП | всего, млн. грн |
% к ВВП | всего, млн. грн |
% к ВВП | |
1996 | 30218,7 | 37,1 | 34182,8 | 41,9 | -3964,1 | -4,9 | 19632,0 | 24,1 | 23608,0 | 29,0 | -3976,0 | -4,9 |
1997 | 28112,0 | 30,1 | 34313,0 | 36,8 | -6200,7 | -6,6 | 16796,0 | 18,2 | 23099,0 | 25,0 | -6303,0 | -6,8 |
1998 | 28915,8 | 28,2 | 31195,7 | 30,4 | -2279,8 | -2,2 | 16266,1 | 15,9 | 18379,8 | 17,9 | -2113,7 | -2,1 |
1999 | 32876,4 | 25,2 | 34820,9 | 26,7 | -1944,5 | -1,5 | 19982,2 | 15,3 | 21947,5 | 16,8 | -1965,3 | -1,5 |
2000 | 49117,9 | 28,9 | 48148,6 | 28,3 | 969,3 | 0,6 | 36229,9 | 21,3 | 35532,6 | 20,9 | 697,3 | 0,4 |
2001 | 54934,6 | 26,9 | 55528,0 | 27,2 | -593,4 | -0,3 | 39726,5 | 19,5 | 40407,1 | 19,8 | -680,6 | -0,3 |
2002 | 61954,3 | 27,4 | 60318,9 | 26,7 | 1635,4 | 0,7 | 45467,6 | 20,1 | 44348,2 | 19,6 | 1119,4 | 0,5 |
2003 | 75285,8 | 28,2 | 75792,5 | 28,4 | -506,7 | -0,2 | 55076,9 | 20,6 | 56120,0 | 21,0 | -1043,1 | -0,4 |
2004 | 91529,4 | 26,5 | 101415,5 | 29,4 | -11009,0 | -3,2 | 70337,8 | 20,4 | 79471,5 | 23,0 | -10216,5 | -3,0 |
2005 | 134030,2 | 32,0 | 141537,1 | 33,8 | -7735,0 | -1,8 | 105191,9 | 25,1 | 112830,8 | 27,0 | -7876,2 | -1,9 |