Фактори підвищення продуктивності праці

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 05:31, курсовая работа

Описание работы

Данная работа не включает какие-то инновационные методы и не открывает новые решения старых наболевших проблем . Просто еще раз хочется подчеркнуть вспомнить, что бюджет страны – это благосостояние и опора народа , а долг державы – ярмо на плечах наших детей и внуков , а правительство – правительство или гарант стабильности , или погонщик, играющий доверием как марионеткой. В любом случае , цель – понять, такие проблемы как дефицитный бюджет и долг страны – не игрушки…

Содержание

Введение
Глава 1.Государственный бюджет – главный финансовый план государства.
1.1.Структура государственного бюджета
1.2.Дефицитный бюджет и источники его финансирования
1.3.Сущность, структура и управление государственным долгом
Глава 2. Государственный бюджет и проблема государственного долга в Украине
2.1. Государственный бюджет в независимой Украине
2.2. Государственный долг-- проблема современной Украины.
Заключение
Список использованной литератур
Приложения

Работа содержит 1 файл

по Эконом теории.doc

— 716.00 Кб (Скачать)

Обмен государственного долга на акции национальных предприятий  выступает одной из самых известных  рыночных схем реструктизации государственного долга. Этой схемой предусматривается предоставление креитору права продажи долгов с дисконтом на национальную валюту с дальнейшим преобретением акций национальных компаний. Чаще всего используется непосредственно обмен долгов на акции компаний ,которые пребывают в государственной собственности . Сторонниками такого подхода считают, что таким путем можно решить две проблемы – сократить государственный долг и обеспечить приток капитала в реальный сектор экономики .На практике такая схема дает лишь изменения рсписания выплат и сокращает нагруженность на бюджет в краткосрочном периоде . Но инвеститор, что получил акции в результате обмена ,в действительности не делает реальных вкладов в развитие предприятия.

Реструктивизация  долга – это лишь отсрочка на определенное время расчетов по долгам . Необходимой предпосылкой для обесечения благоприятных условий урегулирования задолженности есть создание программы действий ,что содействовала б восстановлению платежеспособности страны на базе экономического роста как основы укрепления доверия кредиторов и инвесторов , обеспечение сбалансированного бюджета. 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ И ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕНОГО ДОЛГА В УКРАИНЕ 

2.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ В НЕЗАВИСИМОЙ УКРАИНЕ  . 

Совокупность  финансовых институтов, объединяющих определенные финансовые отношения  по образованию и использованию соответствующих централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, представляет собой финансовую систему Украины.

В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам финансовой системы придается большое  значение, т. к., они вносят определенный вклад в развитие экономики государства. Однако, в институтах, где финансовые отношения регулируются нормами, не согласованными с действиями экономических законов, либо смежными финансовыми институтами, они создают предпосылки или непосредственно действуют на углубление экономического кризиса. В настоящее время такими институтами являются институты банковского кредитования, государственного бюджета, а также действующая система безналичных расчетов, как внутри страны, так и в расчетах с зарубежными странами.

Многообразная финансовая деятельность в Украине, регулируемая нормами различных  финансовых институтов строится на экономической  основе государства. Финансовая деятельность направленная на обеспечение функций  государства, это его бюджет.

Бюджет - это план создания и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти 
Украины, органами власти Автономной Республики Крым и местными Советами народных депутатов. Государственный бюджет Украины утверждается законом 
Украины.

Ведущее место  в финансовой системе Украины  занимает государственный бюджет Украины  и местные бюджеты местных  советов народных депутатов.

Государственный бюджет - роспись доходов и расходов государства на определенный период (на год). Представляет собой централизованные фонды денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов, содержания органов государственного управления.

Государственный бюджет Украины является общегосударственным  централизованным фондом денежных средств, утверждаемый актом высшей юридической силы, Законом. Бюджет строится на принципах целостности, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоятельности всех бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины. Анализ сравнительной структуры госбюджета Украины за 1997-1999г.г.

Структура доходов  государственного бюджета приведена  в таблице №1. На протяжении всей истории независимой Украины  главный финансовый документ нашей  страны всегда оставался дефицитным.

В 1997 году дефицит  бюджета составил 21%. Это значит, что более чем на 20% поступления в бюджет формировались за счет роста государственного долга и эмиссий, что в свою очередь оказывало разрушительное воздействие на экономику страны, обесценивая доходы граждан и вымывая оборотные средства предприятий, увеличивало задолженность государства по всем расходам бюджета.

Немаловажным  негативным фактором является и то, что государственные займы под  высокие проценты не только закладывали  основу будущего дефолта страны, но отвлекали реальные средства на нерациональное потребление, уменьшая тем самым возможности финансовой системы страны инвестировать реальный сектор.

Аналогичная картина  наблюдалась и в 1998 году, но уже  в меньшей мере. И только на 1999 год был принят бюджет с более-менее  разумным дефицитом – 
4,9%. Хотя известно, что в условиях экономического кризиса дефицит бюджета играет не стимулирующую роль в экономике, а усиливает негативные рациональные ожидания (особенно инфляционные), что способствует снижению деловой активности в будущем периоде, а соответственно и снижению ВВП.

Доходы бюджета можно разделить на налоговые поступления, неналоговые поступления, поступления в государственные целевые фонды и прочее. Основным видом дохода всегда оставались налоговые поступления, причем существует тенденция к увеличению их доли в структуре бюджета с 49% в 1997 году до 67% в 1999. В 1999 г. увеличилась доля неналоговых поступлений с 15% до 21%. 33% неналоговых поступлений в 1997г. можно рассматривать как одиночным фактом, так как более 70% этой суммы обеспечивались продажей ресурсов Государственного комитета по материальным резервам. Однако в условиях нестабильной экономики вполне возможно увеличение доли неналоговых поступлений в связи с тем, что государство стремится получать более гарантированные доходы по сравнению с налогами.

 
Такая ситуация имеет отрицательное значение хотя бы в той степени, что государство отвлекается от выполнения своих непосредственных обязанностей. 
Начисления на амортизацию существенно снизят инвестиционный потенциал украинских предприятий. В структуре налоговых поступлений самым важным источником дохода является НДС и в какой то мере акцизный сбор. Из этого следует, что наиболее контролируемой сферой экономики со стороны государства является конечное потребление чего нельзя сказать о процессах производства и распределения. Доли налогов с этих видов товарно-денежных отношений ничтожно малы по сравнению с потенциальными возможностями. В 1998-1997 гг. в госбюджет Украины согласно закона не поступали средства от подоходного налога и налога на прибыль. То есть эти виды доходов оставались в местных бюджетах. В 1999 г. доля подоходного налога составит 4,9%. При этом абсолютная сумма платежей населения в консолидированный бюджет увеличивалась из-за инфляционного роста, но реальные поступления уменьшались. Небольшое уменьшение доли НДС в бюджете связано в первую очередь с большим количеством предоставляемых льгот по этому налогу. При этом за последние три года существенно возросли акцизный сбор и таможенные пошлины, что привело к увеличению их доли в бюджете.

Уменьшение доли государственных целевых фондов обусловлено во многой степени техническими факторами, например, фактическая ликвидация 
Чернобыльского фонда.

В 1999г. по сравнению  с 1997г. государственный бюджет в  долларовом эквиваленте уменьшился более чем в два раза. Это  связано с тремя причинами:

- бюджет 1999г.  более реальный чем бюджет  в 1997г., а соответственно меньше;

- значительное  падение курса гривны в 1998г., связанный с дефолтом государственных  финансов;

- реальное уменьшение  ВВП на Украине в данный  период. 

2.2. Государственный долг- проблема современной Украины.  

Что условия  для экономического роста в период рыночной трансформации обеспечиваются способностью аккумулировать и эффективно использовать финансово-инвестиционные ресурсы, достаточные как для  стратегически важной структурной перестройки, так и для реализации текущих регулятивных функций государства. Ни в количественном, ни в качественном аспектах нам этого сделать не удалось. Более того, на протяжении почти всех лет суверенного развития экономика Украины была бюджетно-дефицитной. Тому есть весомые объективные и субъективные причины, однако очевидно, что постоянная жизнь в долг никогда ни к чему доброму не приводила.

На сегодня  государственный долг Украины составляет около 16 млрд. долл. с довольно жесткими графиками его обслуживания. И если внутренний государственный долг является сложной, но определенным образом локализованной проблемой, то внешняя задолженность - не только индикатором финансового здоровья страны, но и концентрированным выражением ее конкурентоспособности.

В 1993-1997 гг. внешний  долг Украины устойчиво возрастал (см. табл. 1).

Характерной является ретроспектива структуры внешней  задолженности. В 1993 году долги Украины  составили лишь небольшой товарный кредит по линии Укрэксимбанка в 396 млн. долл., предоставленный на паритетных началах США и ФРГ, который за 1994 год вырос более чем в два раза. Одновременно увеличивалась задолженность за энергоносители перед Россией и Туркменистаном. К началу 1995 года внешний долг Украины состоял уже на две трети из долгов странам СНГ. Если на протяжении 1993-1994 годов наблюдалась относительная стабильность в структуре внешних долгов, то в 1995-м удельный вес товарных кредитов составлял 9,8%, в 1996-м - уже 45,9%. Изменение структуры внешнего долга отражает начало процесса регулирования бюджетного дефицита с использованием новых источников его финансирования: бюджетный дефицит в 1992-1994 годах покрывался эмиссионными поступлениями НБУ, а в 1995-м - в основном за счет облигаций внутреннего государственного займа и внешних источников

В то время худшим из источников финансирования у нас  считалась денежная эмиссия, которая  приводит к инфляции, поэтому «все было брошено» на борьбу с ней. Но если эмиссия вела к инфляции, то иностранные  кредиты - к росту внешней задолженности: в 1997-1999 гг. потребности в финансировании дефицита платежного баланса стали почти на 50% удовлетворяться за счет увеличения внешнего долга. Практически все внешние заимствования государства стали трансформироваться в его внешний долг, который потом (в части годовых сумм погашения долга) обусловливал дефицит бюджета. Потенциал внутреннего инвестирования оказался скованным, правительство ориентировалось на администрирование лишь относительно иностранных займов.

Превентивные  меры украинского правительства (конверсия кратковременных внешних заимствований в среднесрочные, успешные переговоры с МВФ и Всемирным банком о предоставлении новых крупных кредитов и пр.) немного смягчили проблему государственного долга, не дали ей перерасти в кризис. Мы избежали дефолта и нашли выход из крайне сложной финансовой ситуации, однако к началу 1999-го внешний долг составлял уже 11,5 млрд. долл. США, а на сегодня приблизился к 13 млрд. долл.

Исходя из принятых в мирохозяйственной практике критериев (отношение государственного внешнего долга к ВВП, годовому экспорту, а также его обслуживания к годовому экспорту и доходам госбюджета), Украину сегодня следует отнести к «среднезадолжавшим» странам. В частности, отношение внешнего долга к годовому экспорту у нас составляет около 70%, в то время как в Венгрии - 127%, Польше - 109%, Словакии - 87%, Чехии - 70%. В Украине не наблюдалось превышение критического уровня этого показателя (225%), как, например, в Польше (1992-1995 гг.) и Венгрии (1993-1995 гг.). Однако мы имеем едва ли не самое неблагоприятное соотношение внешнего долга и ВВП: у нас оно приближается к 40% при критическом уровне в 50%.

При существующем объеме внешнего долга Украины и  возможных темпах его возрастания  в ближайшие годы (оптимистическая  оценка на 2001-2005 гг. - 15 млрд. долл. США, пессимистическая - 20 млрд.) национальному экономическому развитию грозит кризис внешней задолженности, который будет обозначать и кризис внешнего финансирования. Пути выхода из него не простые и не всегда приемлемы для государств, ориентирующихся на самостоятельную экономическую политику.

Так, с 1970-х до середины 1990-х общая сумма внешнего долга развивающихся стран возросла в 20 раз, а сумма его обслуживания достигла почти 30 млрд. долл., или более 20% годового объема их экспорта товаров и услуг. Именно внешний долг стал дестабилизирующим фактором развития большинства развивающихся стран, обусловив отток капитала, ослабление внутренних источников накопления, преимущественно спекулятивный характер инвестиций и пр. Задолженность возрастала и после кризиса 1980-х годов, а много стран, выплатив в 1,5 раза больше, чем получили, оказались должниками еще большими, чем двадцать лет тому назад. Даже Мексика, получившая беспрецедентную финансовую поддержку (50 млрд. долл. США), имеет внешний долг в 156 млрд. долл. США (около 30% ВВП).

Есть страны, которые, несмотря на огромные внешние  долги, имеют стабильную экономику, и страны с относительно незначительными  долгами, но нестабильной экономикой. Важно, насколько страна способна эффективно использовать внешние заимствования, обслуживать и возвращать долги.

Информация о работе Фактори підвищення продуктивності праці