Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 03:27, реферат
1. Значение и функции типологии менеджмента.
2. Типы менеджмента. Выбор альтернатив эффективного управления.
РЕФЕРАТ
Диверсификация
менеджмента: типология
и выбор альтернатив
эффективного управления
СОДЕРЖАНИЕ
1. Значение и функции типологии менеджмента.
2. Типы
менеджмента. Выбор альтернатив эффективного
управления.
1. Типология
управления помогает в решении
многих проблем практического
использования знаний, потому что
она показывает, что разнообразие
условий, в которых
Именно
в типологии управления находят
свое проявление приоритеты и ориентиры,
цели и принципы управления, различные
его организационные формы. Типология
— это упорядоченное и
1. Чем
большее разнообразие типов
2. Диверсификация
менеджмента - это объективная
тенденция его развития. Она повышает
устойчивость и эффективность
управления, способствуя лучшему
использованию ресурсов, повышая
адаптивность системы
3. Диверсификация
управления проявляется в
4. Современному
менеджеру необходимо развитие
вариативного мышления, которое
невозможно без понимания
5. Надо
овладеть навыками
2. Существует
два варианта типологического
анализа менеджмента. Первый
Практической потребностью построения типологии управления является многофакторная и многокритериальная дифференциация разновидностей управления. Именно она позволит лучше ориентироваться в этом разнообразии, а следовательно, и более обоснованно выбирать необходимы типы.
В типологии менеджмента очень важно, чтобы критерии типологического анализа не были бессистемными, случайными, неупорядоченными. От этого зависят и практическая значимость этой типологии, и ее научная ценность. Критерии типологического анализа должны максимально покрывать поле характеристик управления и современных практических проблем его осуществления.
Одним из важнейших критериев типологии менеджмента являются приоритеты в средствах управления. Известно, что можно опираться на разные средства управления и, в зависимости от того, каким средствам мы отдаем приоритет, управление может быть командно-административным, экономическим, социально-экономическим и технократическим. Дадим краткое определение каждому из этих типов.
В командно-административном управлении главным фактором управленческой деятельности, главной опорой менеджера является административное указание, или команда, выполнение которой жестко контролируется и система ответственности соответствует потребностям такого контроля. Это управление, которое хорошо известно нам по недавнему прошлому. Тогда даже руководители предприятий назывались командирами производства. Очень емкое название, в котором все особенности нашего прошлого управления. Приоритет команде, командному распоряжению, приоритет производству, а не человеку в производстве, не реальной экономике. Экономические и другие средства воздействия были на втором плане. И они были неразвиты, потому что в них не было потребности. Возьмем систему оплаты труда: она была не гибкой, не стимулировала производительность и качество.
Экономическое
управление характеризуется приоритетом
экономических средств
Но экономическое
управление при всех своих положительных
качествах, как и любой тип
управления, вообще, нельзя считать
идеальным. В реальной практике оно
очень часто оказывается не ориентированным
на учет социальных и психологических
моментов. Человеческий фактор в современном
производстве имеет очень большое
значение, и роль его повышается
в связи с развитием человека
в духовном отношении (конечно, это
только общая тенденция), развитием
человека в отношении разнообразия
его интересов под влиянием научно-технического
прогресса и общих тенденций
социально-культурного
Ускоряющиеся тенденции развития современной техники и технологии рождают такие представления, в которых главным и решающим фактором развития производства, а следовательно, и управления является техника и технология производства. Преувеличение роли техники и ее противопоставление человеку в решении ключевых проблем современности рождает технократическое управление. Это управление, в котором господствует технократическое мышление, в котором и человек воспринимается не более чем элемент большой технической системы. Вспомним крылатое выражение: система управления должна функциониоровать, как часы. При таком управлении все внимание менеджера поглощено технико-технологическими проблемами, как в производстве, так и в управлении. Другие проблемы просто не замечаются или их роль явно принижается. Такое технократическое управление сродни административному управлению. Ведь и в том и в другом или пропадает человек, или принижается его роль. Возможно предположить, что административное управление может вырастать из технократических подходов к проблемам развития, повышения производительности труда и эффективности производства.
По критерию
«роль рынка в осуществлении
управления» можно выделить следующие
типы управления: планово-директивное,
маркетинг, целевое управление и
проблемно ориентированное
ПЛАНОВО-ДИРЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ представляет собой управление, в котором план играет решающую роль и как бы поглощает собой все управление. Главное внимание и главные усилия отдаются разработке плана, далее план возводится в ранг закона, документа, который беспрекословно следует выполнять, и все дальнейшее управление — это поиск возможного и невозможного для выполнения плановых заданий. Формула управления — «план любой ценой». В современной динамике развития такое управление оказывается малоэффективным, потому что предусмотреть в планах все зигзаги и крутые повороты развития невозможно даже с использованием самого современного математического аппарата. Но нельзя связывать планово-директивное управление только с системой государственного управления. Преувеличение роли плана, при всех его положительных свойствах, абсолютное подчинение управления плану, сведение всего управления к планированию возможно в той или иной мере и во внутрифирменном управлении. Это тип управления.
При этом,
конечно же, не следует забывать
большого организующего начала, заложенного
в планировании, не следует вообще
отрицательно относиться к планированию,
которое характеризует одну из основных
и важнейших функций
Другим типом управления является МАРКЕТИНГ. Это управление, ориентированное на рынок, опирающееся на рыночные механизмы экономической жизни. Иногда бытует такое представление, что маркетинг — это всего лишь продвижение товара на рынке, коммерческая деятельность, управление рынком. Такое представление о маркетинге является неполным и поверхностным.
МАРКЕТИНГ
— это тип управления, который
обнаруживает свои особенности в
самых различных
Но маркетинг в классическом его понимании не всегда согласуется с принципом дальновидности, перспективности решений. В практике управления нередко он ограничивается только анализом существующей обстановки, использованием конъюнктуры, поиском благоприятных моментов конкуренции. В современных условиях острее проявляет себя потребность учета будущего, целеустремленности в развития фирмы и в управлении фирмой, стратегичности позиций при самом полном учете всех процессов рыночной экономики.
Вот почему по этому же критерию можно назвать следующий тип управления — ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Оно не отрицает маркетинга и не заменяет его. Это тип, который удачно дополняет маркетинговое управление практической идеей целевого управления, определением и предвидением рыночных тенденций, учетом возможного и вероятного будущего в принятии решений, осуществлением, там где это возможно, целенаправленного влияния на рыночные процессы в соответствии с принятой стратегией. Здесь используются политика ценообразования, реклама, деятельность «паблик рилейшенс» и многие другие средства. целевое управление — это управление по целям с максимальным учетом всех рыночных тенденций экономики.
Но в
условиях рыночных процессов не всегда
удается сформулировать действенную
и реальную цель, ориентировать на
нее управление. Поэтому возникает
другой тип — ПРОБЛЕМНО