Диверсификация менеджмента: типология и выбор альтернатив эффективного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 03:27, реферат

Описание работы

1. Значение и функции типологии менеджмента.
2. Типы менеджмента. Выбор альтернатив эффективного управления.

Работа содержит 1 файл

диверсификация.docx

— 38.10 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

Диверсификация  менеджмента: типология  и выбор альтернатив  эффективного управления 

СОДЕРЖАНИЕ

1.   Значение и функции типологии менеджмента.

2.   Типы менеджмента. Выбор альтернатив эффективного управления. 

1. Типология  управления помогает в решении  многих проблем практического  использования знаний, потому что  она показывает, что разнообразие  условий, в которых осуществляется  управление, требует не просто  построения одного какого-либо  варианта менеджмента, а выбора  варианта по определенным правилам  типологического анализа и —  далее корректировки этого варианта  по дополнительным критериям  конкретных обстоятельств. В представленной  типологии менеджмента нет абсолютно  плохих или абсолютно хороших типов управления. Каждый из них отражает реальность, в той или иной мере используется в практике. Каждый из них в чем-то хорош, в чем-то плох. Но этим и ценна типология менеджмента. Она позволяет ОСМЫСЛЕННО строить управление, ориентируясь на выбор необходимого в конкретных условиях типа управления и в дальнейшем совершенствовать его по деталям, особенностям и пр.

Именно  в типологии управления находят  свое проявление приоритеты и ориентиры, цели и принципы управления, различные  его организационные формы. Типология  — это упорядоченное и систематизированное  представление о менеджменте. Типы управления, которые представлены в  данной типологической матрице, — это  далеко не полный перечень типов управления. Но это наиболее важные для современных  условий управления. К тому же эта  типология помогает глубже представить  основные черты того управления, который  мы назвали менеджментом. Ведь каждый из типов управления — это КОМПЛЕКС ХАРАКТЕРИСТИК, присущих управлению. А  особенность менеджмента заключается  именно в своеобразном комплексе  характеристик.

1. Чем  большее разнообразие типов управления  видит менеджер, тем больший у  него выбор систем и механизмов  управления, тем больше вероятность  найти вариант эффективного управления.

2. Диверсификация  менеджмента - это объективная  тенденция его развития. Она повышает  устойчивость и эффективность  управления, способствуя лучшему  использованию ресурсов, повышая  адаптивность системы управления, ее гибкость.

3. Диверсификация  управления проявляется в потребностях  типологического выбора вариантов  управления и в комбинации  этих вариантов по потребностям  диверсифицированных объектов управления.

4. Современному  менеджеру необходимо развитие  вариативного мышления, которое  невозможно без понимания разнообразия  типов управления, их признаков  и причин.

5. Надо  овладеть навыками типологического  анализа управления, надо строить  матрицы параметров, делать рейтинговые  оценка, выбирать варианты. Типологический  анализ - это методология системного подходе к управлению.

2. Существует  два варианта типологического  анализа менеджмента. Первый отражает  дуалистический подход к выделению  типов управления. Это типы, выделенные  по двум характеристикам, представляющим  собой две противоположности,  и не исключающие одна другую, а требующие сочетания их в  конкретных условиях управления. К таким типам относятся интра- и инфраменеджмент, стратегический и тактический менеджмент, формальное и неформальное управление, методология в организация управления, стабильное и неустойчивое управление, централизованное и децентрализованное управление, традиционное и инновационное управление, профессиональное и непрофессиональное управление и т. д. Но такой дуалистический подход к типологии управления, хоть и имеет определенное значение в понимании характеристик управления, все-таки является ограниченным представлением об управлении.

Практической  потребностью построения типологии  управления является многофакторная и  многокритериальная дифференциация разновидностей управления. Именно она позволит лучше  ориентироваться в этом разнообразии, а следовательно, и более обоснованно выбирать необходимы типы.

В типологии  менеджмента очень важно, чтобы  критерии типологического анализа  не были бессистемными, случайными, неупорядоченными. От этого зависят и практическая значимость этой типологии, и ее научная  ценность. Критерии типологического  анализа должны максимально покрывать  поле характеристик управления и  современных практических проблем  его осуществления.

Одним из важнейших критериев типологии  менеджмента являются приоритеты в  средствах управления. Известно, что  можно опираться на разные средства управления и, в зависимости от того, каким средствам мы отдаем приоритет, управление может быть командно-административным, экономическим, социально-экономическим  и технократическим. Дадим краткое  определение каждому из этих типов.

В командно-административном управлении главным фактором управленческой деятельности, главной опорой менеджера  является административное указание, или команда, выполнение которой  жестко контролируется и система  ответственности соответствует  потребностям такого контроля. Это  управление, которое хорошо известно нам по недавнему прошлому. Тогда  даже руководители предприятий назывались командирами производства. Очень  емкое название, в котором все  особенности нашего прошлого управления. Приоритет команде, командному распоряжению, приоритет производству, а не человеку в производстве, не реальной экономике. Экономические и другие средства воздействия были на втором плане. И они были неразвиты, потому что в них не было потребности. Возьмем систему оплаты труда: она была не гибкой, не стимулировала производительность и качество.

Экономическое управление характеризуется приоритетом  экономических средств воздействия  над другими средствами, в том  числе и административными. Конечно, необходимы рыночные механизмы, чтобы  в полной мере оказались действенными и эффективными экономические средства и методы управления. Ранее мы много  говорили об этих методах, о необходимости  их использования, но робкие шаги экономических  реформ не позволяли развитию действительно  экономического управления. Кроме того, такому управлению необходима и специальная  подготовка менеджеров, знающих экономику  и понимающих экономические процессы. Это тоже в прошлом было для  нас проблемой. Экономическая подготовка руководителей была недостаточной, неглубокой, оторванной от реальностей  экономической жизни, идеологизированной, и это, конечно, тоже влияло на возможности возникновения экономического управления, возможности понимания его сути и необходимости.

Но экономическое  управление при всех своих положительных  качествах, как и любой тип  управления, вообще, нельзя считать  идеальным. В реальной практике оно  очень часто оказывается не ориентированным  на учет социальных и психологических  моментов. Человеческий фактор в современном  производстве имеет очень большое  значение, и роль его повышается в связи с развитием человека в духовном отношении (конечно, это  только общая тенденция), развитием  человека в отношении разнообразия его интересов под влиянием научно-технического прогресса и общих тенденций  социально-культурного развития. Опыт многих стран, а наиболее ярко, быть может, Японии показывает, что управление должно опираться на человеческий фактор в комплексном понимании его  проявления, учитывать полный набор  динамичных интересов человека. В  этом случае управление необходимо строить  не только на экономических интересах, использовать не только экономические  средства воздействия, но учитывать  комплекс интересов человека в целом. Такое управление можно называть социально-экономическим управлением. Оно не отрицает использования экономических средств воздействия, но предполагает их сочетание с другими средствами. Это управление, в центре которого человек, его интересы, ценности.

Ускоряющиеся  тенденции развития современной  техники и технологии рождают  такие представления, в которых  главным и решающим фактором развития производства, а следовательно, и управления является техника и технология производства. Преувеличение роли техники и ее противопоставление человеку в решении ключевых проблем современности рождает технократическое управление. Это управление, в котором господствует технократическое мышление, в котором и человек воспринимается не более чем элемент большой технической системы. Вспомним крылатое выражение: система управления должна функциониоровать, как часы. При таком управлении все внимание менеджера поглощено технико-технологическими проблемами, как в производстве, так и в управлении. Другие проблемы просто не замечаются или их роль явно принижается. Такое технократическое управление сродни административному управлению. Ведь и в том и в другом или пропадает человек, или принижается его роль. Возможно предположить, что административное управление может вырастать из технократических подходов к проблемам развития, повышения производительности труда и эффективности производства.

По критерию «роль рынка в осуществлении  управления» можно выделить следующие  типы управления: планово-директивное, маркетинг, целевое управление и  проблемно ориентированное управление.

ПЛАНОВО-ДИРЕКТИВНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ представляет собой управление, в котором план играет решающую роль и как бы поглощает собой все  управление. Главное внимание и главные  усилия отдаются разработке плана, далее  план возводится в ранг закона, документа, который беспрекословно следует  выполнять, и все дальнейшее управление — это поиск возможного и невозможного для выполнения плановых заданий. Формула  управления — «план любой ценой». В современной динамике развития такое управление оказывается малоэффективным, потому что предусмотреть в планах все зигзаги и крутые повороты развития невозможно даже с использованием самого современного математического  аппарата. Но нельзя связывать планово-директивное  управление только с системой государственного управления. Преувеличение роли плана, при всех его положительных свойствах, абсолютное подчинение управления плану, сведение всего управления к планированию возможно в той или иной мере и  во внутрифирменном управлении. Это  тип управления.

При этом, конечно же, не следует забывать большого организующего начала, заложенного  в планировании, не следует вообще отрицательно относиться к планированию, которое характеризует одну из основных и важнейших функций управления. Речь идет лишь только о роли планирования в конкретном практическом управлении, об организационном статусе плана  в процессах управления. Директивность  плана, предельная жесткость его  показателей — всегда ли это оправданно, возможен ли другой статус плана и  другое отношение к плану в  процессах управления? Вот в чем  вопрос.

Другим  типом управления является МАРКЕТИНГ. Это управление, ориентированное  на рынок, опирающееся на рыночные механизмы  экономической жизни. Иногда бытует такое представление, что маркетинг  — это всего лишь продвижение  товара на рынке, коммерческая деятельность, управление рынком. Такое представление  о маркетинге является неполным и  поверхностным.

МАРКЕТИНГ — это тип управления, который  обнаруживает свои особенности в  самых различных характеристиках  управления: в структуре системы  управления, механизме и процессах  управления, в методологии и организации  управления. При этом типе в системе  управления обязательно имеется  отдел маркетинга и он занимает ведущее место, играет решающую роль в функционировании системы управления, в решении всех проблем. К другим подразделениям также предъявляются требования функциональной оценки рыночных процессов.

Но маркетинг  в классическом его понимании  не всегда согласуется с принципом  дальновидности, перспективности решений. В практике управления нередко он ограничивается только анализом существующей обстановки, использованием конъюнктуры, поиском благоприятных моментов конкуренции. В современных условиях острее проявляет себя потребность  учета будущего, целеустремленности в развития фирмы и в управлении фирмой, стратегичности позиций при самом полном учете всех процессов рыночной экономики.

Вот почему по этому же критерию можно назвать следующий тип управления — ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Оно не отрицает маркетинга и не заменяет его. Это тип, который удачно дополняет маркетинговое управление практической идеей целевого управления, определением и предвидением рыночных тенденций, учетом возможного и вероятного будущего в принятии решений, осуществлением, там где это возможно, целенаправленного влияния на рыночные процессы в соответствии с принятой стратегией. Здесь используются политика ценообразования, реклама, деятельность «паблик рилейшенс» и многие другие средства. целевое управление — это управление по целям с максимальным учетом всех рыночных тенденций экономики.

Но в  условиях рыночных процессов не всегда удается сформулировать действенную  и реальную цель, ориентировать на нее управление. Поэтому возникает  другой тип — ПРОБЛЕМНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ  УПРАВЛЕНИЕ. Оно характеризуется  ориентацией на решение проблем, возникающих в процесс функционирования фирмы. При этом типе управления проблема является главным исходным фактором в разработке и принятии управленческих решений. Это управление, в котором  рынок играет лишь ту роль, которая  определяется возникновением проблем. Это достаточно гибкое управление оперативного решения проблем. Но его недостатком  является некоторая стихийность, которая возникает при оценке проблем. Здесь не всегда существует необходимая ясность критериев отбора проблем по их важности относительно будущего, устойчивости и стабильности развития.

Информация о работе Диверсификация менеджмента: типология и выбор альтернатив эффективного управления