Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:18, курсовая работа
Цель работы – проанализировать виды дискриминации, причины её возникновения, а так же найти способы противодействия, опираясь на источники трудового права России.
Введение……………………………………………………...................................3
Глава 1: Сущность дискриминации
Понятие и виды дискриминации……………………………………………..4
Законодательство РФ о дискриминации…………………………………..…8
Глава 2: Дискриминация в сфере трудовых отношений на практике
Дискриминация на рынке труда в различных странах мира…………..…12
Дискриминация по этническому признаку………………………………...17
Дискриминация женщин…………………………………………………....20
Заключение………………………………………………………………...……..27
Список использованных источников и литературы……………………...……29
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Ярославский
филиал
Кафедра
менеджмента
Курсовая работа на тему
«Дискриминация на рабочем
месте»
Содержание
Введение……………………………………………………..
Глава
1: Сущность дискриминации
Глава
2: Дискриминация в сфере трудовых
отношений на практике
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников и литературы……………………...……29
Введение
Дискриминация на рынке труда - явление достаточно распространенное. Ее можно определить как неравные возможности работников, обладающих равной продуктивностью, или неодинаковое к ним отношение со стороны работодателей, общества, государства. Трудовой дискриминации могут подвергаться как отдельные работники, так и их определенные группы.
В нашей стране трудовая дискриминация начала исследоваться совсем недавно, что, впрочем, не так уж удивительно: с точки зрения господствовавшей идеологии дискриминация не могла существовать при социализме. Между тем за рубежом дискриминация на рынке труда давно является объектом пристального внимания исследователей.
В 1990-е годы трудовой дискриминацией заинтересовались и российские исследователи, появилось много публикаций на эту тему, в связи с чем актуальность этой темы в современной России растёт.
Цель работы – проанализировать виды дискриминации, причины её возникновения, а так же найти способы противодействия, опираясь на источники трудового права России.
В первой главе курсовой работы рассматриваются различные формы дискриминации и причины, вызывающие её. Главным образом, здесь использовались статьи периодических изданий, посвященных этим вопросам. Так же будет дано определение дискриминации в сфере труда, уже исходя из положений международных нормативно-правовых документов, подробнее остановимся на законодательстве Российской Федерации.
Во
второй главе мы подробно остановимся
на двух самых распространённых формах
дискриминации: дискриминации по этническому
признаку и дискриминации женщин.
Глава
1: Сущность дискриминации
1.1 Понятие и виды дискриминации
Дискриминация на рабочем месте – это неравное отношение к людям при найме, а также в течение работы и при увольнении, складывающееся из-за пола, возраста, семейного положения, национальности и других признаков, которые прямо не относятся к выполнению работы. 1Дискриминация на рынке труда возможна при найме на работу, при увольнении, при выборе профессии, при продвижении по службе, в оплате труда за выполнение аналогичных работ, при получении образования или профессиональной подготовки. Определяющими факторами при этом становятся расовая или национальная принадлежность, пол, возраст и т.д. Воздействие отдельных видов дискриминации может быть самостоятельным, имея большее или меньшее значение для различных групп работников. Но, как правило, одни виды дискриминации порождают другие, еще больше усугубляя их последствия.
Не могут считаться дискриминацией различия в обращении и вознаграждении, если они основаны на различии в производительности труда. Некоторые работники и определённые виды занятий отличаются большей, по сравнению с остальными, производительностью. Это объясняется уровнем умений, квалификацией и способностями: чем они выше, тем выше трудовая отдача и трудовые достижения работников. Различное отношение, основанное на степени личных заслуг того или иного человека и достижений, таких как талант, знания, умения, не являются дискриминацией. Различные обращения, направленные на удовлетворение особых потребностей отдельных лиц, при условии, что им обеспечиваются равные возможности, не является дискриминационным. Например, не может считаться дискриминацией обеспечение работника с ограниченной трудоспособностью соответствующими возможностями для трудовой деятельности или запрещение использовать труд беременных женщин на производстве с вредными условиями.
Выделяют следующие виды трудовой дискриминации2:
Перечисленные виды трудовой дискриминации тесно связаны между собой, усиливая друг друга. К примеру, дискриминация в образовании способствует профессиональной сегрегации, которая в свою очередь, закрепляет и углубляет неравный доступ к образованию3. Дискриминация определенной группы людей снижает уровень ее доходов и возможности инвестиций в человеческий капитал, что затрудняет доступ представителей этой группы к высокооплачиваемым профессиям и укрепляет профессиональную сегрегацию.
К числу других форм дискриминации, вызывающих озабоченность, относится возраст, ограниченная трудоспособность (инвалидность), заболевание ВИЧ и сексуальная ориентация4. Широкое распространение и устойчивый характер носит дискриминация по признаку членства в профсоюзе. Искоренение дискриминации – это ключевая задача, сформулированная в Декларации Международной Организации Труда об основополагающих принципах и правах в сфере труда.
За рубежом учеными создано немало теорий, объясняющих, почему дискриминация на рынке труда существует и носит столь массовый и устойчивый характер.
Многие теории трудовой дискриминации видят в качестве ее основного источника предубеждение со стороны нанимателей, собственно работников, а также потребителей (клиентов). Причины у подобных предубеждений могут быть самой разной направленности: неприязнь к представителям определенной расы, национальности и так далее. Так, предубеждения нанимателя могут распространяться на женщин (или мужчин), иммигрантов, пожилых (слишком молодых) работников, недостаточно или излишне образованных людей.
Потребители (клиенты) могут проявлять предубеждения против той или иной группы работников по различным причинам от недоверия к их способности качественно выполнять свои обязанности до религиозной нетерпимости. Здесь дискриминация чаще возникает в сфере обслуживания. Работодатель вынужден учитывать эти предубеждения, так как игнорирование мнения клиента может быть чревато.
Дискриминация
со стороны сотрудников фирмы
возникает тогда, когда они избегают
в процессе труда вступать в отношения
с представителями
При статистической дискриминации работодатель принимает решение о найме или служебном продвижении, судит о работнике на основе не его индивидуальных качеств, а средних обобщенных данных о возможной производительности той или иной группы, к которой этот работник принадлежит. Естественно в условиях неполной информации наниматель опирается на ряд косвенных признаков: образование, опыт, возраст, пол, рекомендации с прошлого места работы, результаты тестирования и так далее. Он может не принять на работу женщину, зная, что она находится в том возрасте (22-28 лет), когда возможность рождения ребенка и ухода в декретный отпуск максимальна5. При этом он может лишиться ценного работника.
С
разнообразными проявлениями дискриминации
на рынке труда в большинстве
стран ведется последовательная
борьба, но она осложняется устойчивым
характером общественных традиций, нравов,
предубеждений. А предубеждения, как мы
видим, являются очень существенной, и,
думается, основной причиной для отказа
потенциальному работнику.
1.2 Законодательство Российской Федерации о дискриминации.
В Конвенции Международной Организации Труда (МОТ) № 111 от 25 июня 1958 года «Относительно дискриминации в области труда» в статье 1 закреплено понятие дискриминации. Под дискриминацией в международном праве понимаются всякие различия, исключения или предпочтения, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства и возможностей или обращения области труда и занятий6. Всякие различия, исключения или предпочтения, основанные на специфических требованиях, связанных с определённой работой, не считаются дискриминацией.
В США, например, еще в 60-е годы принимались законы, запрещающие дискриминацию по признакам расы, пола, возраста и так далее. Закон о гражданских правах 1964 года заложил правовую основу для формального обеспечения всем американцам равных возможностей. При найме на работу американское законодательство запретило любые виды дискриминации женщин. Например, давая объявления о вакансиях, предприниматель не вправе указывать, что он хотел бы взять на работу лицо женского пола. Женщинам нельзя отказывать в приеме на работу в связи с тем, что они имеют детей дошкольного возраста. В 1978 году вышел Закон о запрещении дискриминации по беременности7.
У нас в стране еще в советский период Кодекс Законов о Труде (КЗоТ) от 09.12.1971, утвержденный Верховным Советом РСФСР, в статье 16, где речь идет о гарантиях при приеме на работу, запретил необоснованный отказ в приеме на работу. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приёме на работу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям и прочего не допускается8.
Основы законодательства СССР о занятости населения гарантируют защиту от любых форм дискриминации и обеспечивают всем трудящимся равенства возможностей в получении профессии и работы, выборе условий занятости и труда9. Таким образом, в советский период, как мы видим, законы предусматривали запрет дискриминации в сфере трудовых отношений.