Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение одних из основных элементов проектирования: дифференциации и интеграции.Для достижения поставленной цели следует выполнить решение следующих задач:
рассмотрение теоретических основ дифференциации и интеграции
изучение основных интеграционных процессов и их влияние на достижение целей организации
рассмотрение организационной структуры управления в организации на примере
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЕКТИРОВАНИЯ: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ
1.1.Понятие дифференциации и интеграции ………………………….3
1.2 Интеграционные процессы в менеджменте……………………….7
1.3. Влияние интеграции на достижение целей организации. Методы достижения эффективной интеграции …………………………………9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНТГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО ГОСТИНИЦА «ВЕНЕЦ
2.1.Характеристика работы основных внешних и внутренних служб ОАО Гостиница «Венец».
2.1.1.Служба размещения……………………………………………16
2.1.2. Хозяйственная служба или служба эксплуатации номерного фонда…………………………………………………………………………19
2.1.3. Инженерная служба……………………………………………21
2.1.4. Служба безопасности…………………………………………..22
2.1.5. Отдел закупок…………………………………………………...23
2.1.6. Служба питания………………………………………………....25
2.1.7. Кадровая служба или служба развития персонала……………26
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1.Понятие
дифференциации и интеграции ……
1.2 Интеграционные процессы в менеджменте……………………….7
1.3. Влияние
интеграции на достижение
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНТГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО ГОСТИНИЦА «ВЕНЕЦ
2.1.Характеристика работы основных внешних и внутренних служб ОАО Гостиница «Венец».
2.1.1.Служба размещения……………………………………………16
2.1.2.
Хозяйственная служба или служба эксплуатации
номерного фонда…………………………………………………………………
2.1.3. Инженерная служба……………………………………………21
2.1.4.
Служба безопасности…………………………………………..
2.1.5.
Отдел закупок…………………………………………………...
2.1.6.
Служба питания………………………………………………....
2.1.7. Кадровая служба или служба развития персонала……………26
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Важное место в проектировании организации занимает проблема установления требуемых отношений между частями или подразделениями организации. Профессора Гарвардской школы бизнеса П. Лоуренс и Дж. Лорш на основе обследования ряда предприятий пришли к выводу, что на межподразделенческие отношения, наряду с другими, влияют такие факторы, как степень различия между подразделениями (дифференциация) и степень требуемого сотрудничества подразделений (интеграция). Этот подход к проектированию организации, нередко называемый теорией дифференциации и интеграции, является частью более общей теории ситуационного подхода к управлению организацией.
Целью данной курсовой работы является изучение одних из основных элементов проектирования: дифференциации и интеграции.Для достижения поставленной цели следует выполнить решение следующих задач:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЕКТИРОВАНИЯ : ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ
1.1.Понятие дифференциации и интеграции
При
анализе организации как
Дифференциация — наиболее важный показатель сложности организации — характеризует разнородность организации, ее многофункциональность, различия в достигаемых целях. По мнению американского исследователя организаций X. Хендрика, существуют три основных типа дифференциации:
1. Горизонтальная дифференциация. Показывает степень разделения труда в организации, наличие специализации в деятельности подразделений. Например, в рекламном агентстве для достижения целей создания рекламы могут быть сформированы такие специализированные подразделения, как отдел (или группа) изучения потребительских предпочтений, группа дизайнеров, группа размещения рекламы, группа работы со средствами массовой информации и т.д. В данном случае в реализации одной цели участвуют многие специализированные подразделения. Различия в технологии и в условиях деятельности подразделений порождают существенные различия в нормах поведения их сотрудников, различия в регламентации их рабочего времени и оплате труда. Горизонтальная дифференциация может быть осуществлена по пяти параметрам:
а) разделение по функциям — наиболее распространенная основа для дифференциации. Например, на предприятии имеются подразделения по производству, контролю, продаже результатов исследований и разработок;
б) разделение по числу работников представляет собой простейший способ группировки внутри организации. Например, если в организации работают 30 работников и три руководителя, то можно просто разделить эту организацию на три подразделения по 10 человек в каждом. Этот подход чаще всего используется в малых организациях или при выполнении простых работ, не нуждающихся в применении труда узких специалистов-профессионалов;
в) разделение по виду производимого продукта или услуги наиболее эффективно при осуществлении управленческого процесса в крупных организациях. Например, если организация имеет ряд филиалов или очень крупных подразделений, которые достаточно автономны, то каждая из этих системных единиц решает задачу выполнения полного цикла по производству конкретного товара или услуги;
г) разделение по типу клиентуры является наиболее эффективной основой для организационной деятельности с точки зрения эргономики. Например, крупная фирма, специализирующаяся на выпуске аэрокосмической продукции, может иметь подразделения сбыта, ориентированные на разных заказчиков: военные ведомства, коммерческие и государственные учреждения, частных клиентов, приобретающих авиационную технику . Такой вид разделения целесообразен в организации, работающей с весьма разнородным рынком сбыта продукции, когда интересы и запросы клиентов весьма разнообразны;
д) разделение по технологическому процессу возможно в тех случаях, когда технологический процесс состоит из ряда достаточно самостоятельных технологических комплексов, образующих самостоятельные производства. Например, нефтяная промышленность ориентируется на производство различных видов топлива (керосин, мазут и т.д.), и для каждого из них может быть выделено отдельное производственное подразделение.
Требования горизонтальной дифференциации накладывают отпечаток на поведение членов организации. Обычно наблюдается следующее явление: чем больше горизонтальная дифференциация, тем меньше сплоченность организации, больше трудностей в управлении организацией, ниже уровень интеграции.
2. Вертикальная дифференциация. Говорит о глубине организационной иерархии в организации и обычно характеризуется количеством уровней управления в организационной структуре, следовательно, является показателем степени и характера контроля за действиями подчиненных со стороны руководителей. Высокая степень вертикальной дифференциации свидетельствует о стремлении руководства организации к минимизации числа подчиненных у руководителей низового звена и к созданию большого количества уровней контроля. Низкая степень вертикальной дифференциации характерна для небольших организаций, а в крупных организациях служит показателем слабого управленческого контроля, рассчитанного в основном на самоконтроль со стороны исполнителей.
Степень вертикальной дифференциации определяется показателем, который в теории организации носит название “объем управления” и равен числу подчиненных, находящихся в непосредственном подчинении у руководителя. Объем управления закладывается при проектировании организаций и зависит прежде всего от степени зрелости подчиненных (степени профессионализма и желания выполнять порученные им задания) и необходимости проведения управленческого контроля2.
3. Пространственная дифференциация. Показывает степень пространственного разделения структурных единиц организации. Низкая пространственная дифференциация говорит о большой концентрации ресурсов, как правило, в одном месте. Высокая степень пространственной дифференциации свидетельствует о распылении ресурсов по многим регионам и в то же время — о распространении влияния данной организации, охвате этим влиянием ряда географических областей.
Интеграция — второй показатель сложности структуры организации — характеризует степень взаимосвязанности между отдельными структурными единицами в организации. Оценка этого показателя происходит по трем основным параметрам:
1. Количество взаимосвязей между отдельными структурными единицами. Очевидно, что чем больше взаимосвязей между подразделениями, тем выше сложность организации. Например, лаборатория или отдел реагируют только на указания высшего руководства организации и при этом минимально контактируют с другими подразделениями (только ситуационные взаимодействия); этот вид интеграции не увеличивает сложности организации, так как количество взаимосвязей минимально и они легко контролируются.
2. Нормативная основа интеграционных связей является прежде всего показателем прочности связей. Нормы взаимоотношений, принятые в организации, могут быть жесткими, когда информация, передаваемая по каналам связи, обязательна для исполнения. Обычно такие связи формальные и легко выявляются в структуре организации; при этом степень интеграции возрастает, но носит официальный характер. Наоборот, изменчивость норм или их неофициальный характер, основанный на коалициях и неформальном лидерстве, увеличивают сложность организации и изменяют характер интеграции.
3. Характер интеграционных связей представляет собой показатель основного вида властного, информационного, культурного или какого-либо другого ресурса, который может быть передан через данную связь. Выделим основные типы связей по данному показателю:
· интеграция на основе отношений власти и подчинения;
· интеграция на основе материальной взаимозависимости;
· интеграция на основе следования единым нормам (культурная интеграция);
· интеграция на основе обмена информацией;
· интеграция на основе неформальных отношений (уважения, духовной близости, родства, признания заслуг и т.д.).
Интеграция,
основанная на различных по характеру
связях, может в значительной степени
повысить сложность организации.
1.2 Интеграционные процессы в менеджменте
Как было сказано выше, дифференциация означает деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения.3
Рис.7.1 иллюстрирует идею того, как отдельные части или подразделения организации имеют дело с различными аспектами общего внеорганизационного окружения.
Рис.7.1. Интеграция и дифференциация в менеджменте
Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организаций и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Потребность в интеграции изначально создается разделением и взаимозависимостью работ в организации.
Различные комбинации рассматриваемых двух факторов влияют на отношения между частями или подразделениями организации, что имеет непосредственное применение в проектировании организации и управлении ею (рис.7.2).
Рис.7.2. Матрица модели «дифференциация и интеграция»
Изучение
степени дифференциации частей организации
помогает определить уровень потенциального
конфликта между ними, а нахождение
соответствующего интеграционного механизма
создает условия для снижения уровня возможной
конфликтности. Все вместе способствует
повышению эффективности организации
в ее взаимодействии с внешней средой. 4
1.3.
Влияние интеграции на
На протяжении всей главы было неоднократно подчеркнуто, что не существует одной, оптимальной для всех ситуаций структуры организации. Как и во всех процессах управления, в проектировании организаций существует только наиболее подходящий для данной ситуации способ. Относительная эффективность того или иного типа организационной структуры определяется различными внешними и внутренними факторами. Если одни подразделения организации функционируют в окружении, отличающемся от окружения других подразделений, то соответственно должны различаться и их структуры. Другой важный фактор проектирования организации связан с ее интеграцией или, как ее часто называют координацией.
Информация о работе Дифференциация и интеграция на примере организации