Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:34, реферат
Термин «культура» в своем современном значении появился в Европе в произведениях мыслителей XVIII века Монтескье, Вико и Хардера. Их вдохновляет усиление мощи государств и интереса к открытым заморским странам; они поднимают проблему различия культур и задаются вопросом о праве на их многообразие.
Вся история человечества - это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. Диалог как живое и взаимное общение между собеседниками позволяет им не только осознать, что собственное существование не является единственно возможным, но и выказать интерес к опыту других, а также испытать чувство равенства.
Вступление.
Термин «культура» в своем современном значении появился в Европе в произведениях мыслителей XVIII века Монтескье, Вико и Хардера. Их вдохновляет усиление мощи государств и интереса к открытым заморским странам; они поднимают проблему различия культур и задаются вопросом о праве на их многообразие.
Вся история человечества - это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. Диалог как живое и взаимное общение между собеседниками позволяет им не только осознать, что собственное существование не является единственно возможным, но и выказать интерес к опыту других, а также испытать чувство равенства.
Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур.
Значительные
социокультурные изменения, затрагивающие
практически все стороны общественной
жизни различных стран и народов, с особой
остротой ставят вопрос о межкультурном
взаимодействии или культурном диалоге,
о его роли в развитии общемировой культуры.
Проблема диалога культур в трудах различных мыслителей и ученых.
Сейчас активно исследуется вопрос о границах культуры, о ее ядре и периферии. По Н.Я.Данилевскому, культуры развиваются обособленно и изначально враждебны друг другу. В основе всех этих различий он видел “дух народа”. “Диалог - это общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоения последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами. Он - необходимое условие научного поиска истины и процесса творчества в искусстве. Диалог - это понимание своего “Я” и общение с другими. Он всеобщ и всеобщность диалога общепризнанна”. Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Понятие диалога особенно актуально для современной культуры. Сам процесс взаимодействия и есть диалог, а формы взаимодействия представляют собой различные виды диалогических отношений.
Идея диалога имеет своё развитие в глубоком прошлом. Древние тексты культуры Индии наполнены идеей единства культур и народов, макро-и микрокосмоса, раздумьями о том, что здоровье человека во многом зависит от качества его взаимоотношений с окружающей средой, от сознания силы красоты, понимания как отражение Вселенной в нашем бытии. Проблемами диалога занимались древнегреческие философы - софисты, Сократ, Платон, Аристотель, философы эпохи эллинизма. Диалоговое пространство было ими создано на основе духовной культуры, основанное на признании плюрализма мнений, равноправия точек зрения, признании общечеловеческих принципов, свободы и ценности личности и общества в целом. В средние века диалог использовался преимущественно в нравственных целях. Внутренне диалогичен философский трактат Абеляра “Да и нет”(1122 г.). А в другом своем сочинении “Диалог между философом, иудеем и христианином” он предвосхитил не только диалог конфессий, но и диалог культур.
Хотя диалог, как форма межчеловеческого общения существует с очень дальних времен, но по-настоящему проблемами диалогических отношений занялись немецкие философы И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг около 200 лет назад, когда они занимались проблемами субъекта и его познающих возможностей, субъективных и межсубъективных отношений. Л. Фейербах дал начало исследованию диалога начала XX века. И. Гердер считал взаимодействие культур как способ сохранения культурного многообразия. Культурная замкнутость ведет к гибели культуры. Однако, по его мнению, и что верно, изменения не должны затрагивать “ядра” культуры. Современные культуры сформированы в результате многочисленного и длительного культурного взаимодействия. В историческом плане обращение к диалогу всегда является свидетельством смены научной парадигмы. Возникновение диалога в античности было показателем того, что мифическое сознание сметалось философско-дискурсивным, критическим сознанием. Диалоги эпохи Возрождения показывают, что формируется новая парадигма, новый тип сознания. Современная культура тоже начинает переходить к новому типу бытия человека в культуре. В XX веке культура смещается в эпицентр человеческого бытия, что происходит во всех сферах жизни. Диалог культур - это общение многих уникально-всеобщих личностей, доминантой которого является не познание, но взаимопонимание. В современном мире диалог культур более усложнился в силу целого ряда обстоятельств. С взаимодействием культур разных народов связаны и современные проявления фундаментальных проблем. Особенность решения этих проблем состоит в рамках систематического диалога культур, а не одной, пусть даже преуспевшей культуры.
Методология взаимодействия культур, в частности, диалога культур, была разработана в трудах М. Бахтина. Диалог по М. Бахтину - это взаимопонимание, участвующих в этом процессе, и в то же время сохранение своего мнения, своей в другого (слияние с ним) и сохранение дистанции (своего места)”. Диалог - это всегда развитие, взаимодействие. Это всегда объединение, а не разложение. Диалог - это показатель общей культуры общества. “Диалог не средство, а самоцель. Быть - значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, всё кончается. Поэтому, диалог, в сущности, не может и не должен кончаться”. По М. Бахтину, великие явления в культуре рождаются только в диалоге различных культур, только в точке их пересечения. Способность одной культуры осваивать достижения другой - один из источников её жизнедеятельности. “Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже... Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом..., между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, но они взаимно обогащаются”. Подражание чужой культуре или полное неприятие её должны уступить место диалогу. Для обеих сторон диалог двух культур может быть плодотворным. ”Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем у нее ответа, на эти наши вопросы; и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины”.
Диалогичность
предполагает сопоставление национальных
ценностей и выработку
Межконфессиональный диалог двух мировых религий: христианства и ислама.
Вопрос
о сосуществовании и
Что же следует понимать под исламо-христианским диалогом? В широком смысле это все виды и формы коммуникаций, весь комплекс отношений, который существует между двумя религиями на протяжении многих веков. С начала VII века, с первых проповедей Мухаммада, восточные христиане знакомы с исламом. Это время и было началом диалога двух религий, между ними постоянно происходило общение, и межкультурный обмен. Обмен продолжался и в условиях взаимной враждебности, он мог быть продуктивным в большей или меньшей степени, но он никогда не прерывался. Если в средневековье и новое время успеху диалога препятствовали крестовые походы и колониальные захваты, то сегодня он должен получить сознательную ориентацию на взаимопонимание. Этот сложный процесс требует как теоретического осмысления, так и организационного оформления.
Конструктивные отношения между мировыми религиями и их последователями невозможны без взаимного признания права на иную веру, без уважительного и толерантного отношения людей разных конфессий друг к другу. Диалог должен строится на равноправном уровне, на основе всяческого исключения механизмов и аргументов насилия или давления друг на друга. Атмосфера диалога должна соответствовать высокому духу взаимоуважения и глубокой вере в единого Бога, Творца и Создателя.
Ислам
провозглашает принцип
Конфессиональная враждебность, религиозная нетерпимость, и однобокие стереотипы, сформировавшиеся на протяжении столетий под тяжелым грузом негативных исторических фактов, оказались очень живучими явлениями, которые и по сей день препятствуют нормальному, открытому диалогу мировых религий.
Исходными пунктами исламо-христианского диалога должны стать объединяющие начала, интегрирующие принципы и постулаты, а их, несомненно, больше чем-то, что разъединяет и дезинтегрирует конфессиональные общности.
Плодотворность диалога в немалой степени зависит и от представлений мусульман и христиан друг о друге. Если его открытию предшествует непримиримая изначальная неприязнь, то прямое взаимодействие может в значительной мере изменить стародавние модели и парадигмы. После многих веков неприятия, отвержения и обвинений в «еретичности», христианские церкви только в последние десятилетия начали более объективно смотреть на ислам. Христианское видение, европейский взгляд на ислам претерпел серьезную эволюцию, которая без сомнения, дает полное право на цивилизованный диалог.
Мусульманские представления о христианах базируется на откровениях Аллаха, изложенных в Священном Коране: «Воистину, уверовавшим, а также иудеям, христианам и сабеям – всем тем, кто уверовал в Аллаха и в Судный день, кто творил добро – уготовано воздаяние от Аллаха, им нечего страшиться, и не будут они печальны». (Коран 2:62). Кроме того, история ислама знает немало примеров помощи и поддержки со стороны христиан.
Диалог
мировых религий – это и
озвучивание современных
Ислам без цивилизационных катаклизмов распространился и на формально христианских территориях – Ближнем Востоке, Северной Африке, Испании, на Балканах – не разрушая христианские общества. Доктор права Мюнхенского университета, немецкий политик, принявший в 1980 году ислам, Мурад – Вильфрид Хофманн очень правильно оценил современные процессы исламского развития. «На Западе, -отмечает он, процветают исламские исследовательские (научные) институты, строятся мечети от Загреба до Лиона, а исламские общины поддерживают добрые отношения с исконным населением стан, в которых проживают. Если эта тенденция сохранится, то в XXI веке ислам может стать «нормальной» частью Европы».
Россия, в отличие от Запада, является страной, где ислам и православная ветвь христианства, уже более тысячи лет мирно сосуществуют и у этих конфессий сложились традиционные добрососедские отношения. Одним из примеров успешного межконфессионального сотрудничества является Республика Адыгея на Северном Кавказе.
Цивилизационное,
межконфессиональное взаимодействие
в условиях глобализации должно дать нам
невиданные ранее условия для сосуществования,
совместного развития ислама и христианства.
Мировые религии должны реально, на практике
показать пример толерантности и взаимоуважения,
миролюбия основным силам мировой политической
арены.
Лингвокультурологический аспект диалога культур.