Диаграмма Паретто

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:37, доклад

Описание работы

Опираясь не на каузальный, а на функциональный подход, В.Парето преодолел субъективизм, что позволило ему отказаться от полезности (потребности) как единственной причины обмена и перейти к характеристике экономической системы в целом, где и спрос (потребление), и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике.

Работа содержит 1 файл

Конференция.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

 

Материально-техническое  снабжение 

  • Анализ числа случаев специального отбора по видам сырья и материалов
  • Анализ числа дней задержки поставок отдельно по видам сырья и материалов
  • Анализ денежных потерь в результате бесполезной задержки на складах отдельно по видам сырья и материалов; анализ расходов на хранение на складах отдельно по видам сырья и материалов, и т. д.

 

Производство 

  • Анализ числа переделок отдельно по рабочим участкам; анализ числа неполадок отдельно по станкам
  • Анализ выхода и качества отдельно по условиям рабочих операций
  • Анализ процента брака отдельно по дням недели
  • Анализ случаев остановки процесса отдельно по процессам
  • Анализ потерь времени отдельно по процессам
  • Анализ числа дней хранения на складах и денежных затрат на это отдельно по видам изделий
  • Анализ случаев поломок отдельно по рабочим участкам, и т. д.

 

Делопроизводство 

  • Анализ числа предложений отдельно по сотрудникам (по кружкам качества)
  • Анализ числа дней обработки документов отдельно по предложениям
  • Анализ качества нереализованных материалов и процента их реализации отдельно по рабочим участкам
  • Анализ числа ошибок в накладных отдельно по видам накладных
  • Анализ процента выполнения плана отдельно по подразделениям и т.д.

 

Выводы по построению диаграмм

При построении диаграмм Парето необходимо обращать внимание на следующие моменты:

  • диаграмма Парето оказывается наиболее эффективной, если число факторов, размещаемых по оси абсцисс, составляет 7-10;
  • при обработке данных необходимо проводить их расслоение по отдельным факторам, которые должны быть хорошо известны. Это - время отбора данных, тип изделий и партия сырья (материалов, комплектующих), процесс, руководитель, клиент, станок, оператор и т.д.;
  • при построении диаграммы Парето для числа случаев, процента и т. п. в случае возможности подсчета при этом суммы затрат следует отражать на диаграмме Парето также и сумму затрат;
  • в том случае, когда все столбики на диаграмме Парето оказываются одной высоты, т. е. разницы во вкладе отдельных факторов в появлении брака нет, анализ диаграммы, а следовательно, и улучшение положения, оказывается достаточно простым. Однако равномерность распределения вклада факторов в появление брака может быть обусловлена и неправильным подходом к расслоению, поэтому в таких случаях при расслоении следует проверить данные или собрать новые. При построении диаграммы для числа случаев (процента) нужно подсчитать и отобразить на диаграмме сумму потерь;
  • в случае, когда фактор "Прочие" оказывается слишком большим по сравнению с другими факторами, следует повторить анализ содержания фактора "Прочие", а также вновь проанализировать все факторы;
  • если фактор, стоящий первым по порядку, технически труден для анализа, следуя начать с анализа следующего за ним;
  • если обнаруживается фактор, в отношении которого легко провести улучшение, то его следует проводить, не обращая внимания на его место в порядке расположения факторов в диаграмме;
  • при систематическом ежемесячном составлении диаграмм Парето для одного и того же процесса и сравнения этих диаграмм в некоторых случаях, несмотря на отсутствие заметных изменений общего количества брака, меняют порядок расположения факторов, влияющих на появление брака. При нарушении стабильности процесса в этом случае нестабильность будет сразу замечена. Если удается уменьшить влияние этих факторов в одинаковой степени, проявится высокая эффективность улучшения;
  • бывает, что факторы, доля влияния которых уменьшилась, и факторы, доля влияния которых не изменилась после улучшения, находятся между собой в корреляционной зависимости.

 

 

 

 

 

Диаграмма Парето: новые  возможности

Одним из четырех ключевых моментов, от которых зависит успех японцев – это эффективная система обмена информацией.  
     Японские предприниматели одними из первых поняли, насколько важно в условиях ужесточения конкуренции правильно организовать и использовать информационные потоки. В МС ИСО серии 9000:2000 информация также считается важнейшим ресурсом предприятия и ей отводится второе по значимости место после человеческих ресурсов. В ГОСТ Р ИСО 9004-2001, хотя информация и ставится лишь на четвертое место, однако она рассматривается как фундаментальный источник развития базы знаний организации, необходимой при принятии решений и способной стимулировать нововведения.  
     Приоритетное значение эффективного обмена внешней информацией проявляется, например, при организации бенчмаркинга. В том случае, когда фирма индивидуально проводит бенчмаркинговые исследования, самостоятельно добывая необходимые сведения о своих конкурентах, есть риск получить искаженную информацию, что соответственно может привести к неадекватным решениям. Иначе обстоит дело при проведении бенчмаркинга в его классическом варианте, когда несколько предприятий объединяют свои усилия для определения конкретных направлений дальнейшего развития каждого из них. Доступность и достоверность информации позволяют успешно определить пути дальнейшего совершенствования каждого из участников.  
     При всей важности умения управлять внешними информационными потоками предприятие не сможет эффективно развиваться, если в нем не отработана надежная и постоянно совершенствующаяся система обмена внутренней информацией.  
     Именно потому, что на многих отечественных предприятиях такая система отсутствует и преобладает установка на сокрытие информации, становится затруднительным осуществление внутрифирменного бенчмаркинга. Между тем он мог бы стать реальным инструментом управления качеством процессов в дочерних предприятиях или их подразделениях.  
     Как показывает практика, сопоставительный анализ деятельности подразделений чаще всего ограничивается ранжированием и призывами следовать примеру "передовиков". В таком случае информация о причинах разновесности сопоставляемых показателей остается неизученной, неиспользованной в полной мере, а значит, сама информация оказывается бесполезной или даже вредной, поскольку стимулирует желание "лакировать" факты, подменяя их удобными для отчета данными.  
     Подобные ранговые "построения" лишь затрудняют реализацию большинства принципов системы менеджмента качества - "принятие решений, основанных на фактах", "непрерывное улучшение", "вовлечение работников" и др.  
     Умению работать с достоверной информацией должны быть обучены все без исключения работники организации, и обучение это начинается, как правило, с овладения семью простейшими инструментами качества [2, 3], известными высокой степенью универсальности. Именно контрольные листки, гистограммы, контрольные карты, диаграммы Парето и Исикавы, методы расслоения и рассеивания делают информацию о состоянии процессов на предприятии легко доступной для всех его участников.  
     В периодической печати довольно часто обсуждаются эти эффективные способы вовлечения работников в процесс управления качеством [3-7], отражая все новые грани их применения. В данной статье мы остановим внимание читателей на диаграмме Парето, главное назначение которой - иллюстрировать доминирующие альтернативы в их общем числе (наиболее часто встречающиеся виды дефектов; наиболее весомые причины отклонений; отклонения, имеющие наибольшую весомость по издержкам, и т. п.).  
     В классическом виде эта диаграмма строится по принципу "от большего к меньшему" [4], как показано на рис. 1. Определяя точку "перелома" кумулятивной кривой, устанавливаем ту группу отклонений (в данном примере это вторая группа), которая требует первоочередного  

Построение трех основных типов диаграмм Парето

Простейшим, но в то же время наглядным  и эффективным инструментом статистической обработки данных о производстве является диаграмма Парето.

По оси ординат откладывается  количество случаев брака, зарегистрированного  в модуле фактического изготовления, а по оси абсцисс -- выбранные пользователем  источники брака (виды, причины брака, подразделения, исполнители и т.д.).

Столбцы диаграммы (каждый соответствует  отдельному виду) ранжированы в порядке  убывания интенсивности брака, что  позволяет пользователю оперативно оценивать «вклад» соответствующего вида. На первом месте помещается наиболее «бракопроизводящий» фактор, процентный вклад этого фактора регистрируется по правой вертикальной оси диаграммы. На этой же диаграмме представлена кривая интегрального процента брака, которая в данном случае показывает, что 87,3% брака обусловлено тремя первыми видами. Такая диаграмма может быть построена по подразделениям, видам оборудования, работникам, разрядам работ, а также по любому другому интересующему пользователя фактору. Эта информация особенно важна для руководящего состава предприятия, которому предоставляется возможность отследить критические с точки зрения брака подразделения и даже отдельных исполнителей.

В деятельности фирм, предприятий  постоянно возникают всевозможные проблемы, решению которых может  способствовать использование диаграммы Парето: трудности с оборотом кредитных сумм, с освоением новых правил принятия заказов: появление брака, неполадок оборудования: удлинение времени от выпуска партии изделий до ее сбыта: наличие на складах продукции, лежащей "мертвым грузом": поступление рекламаций, количество которых не уменьшается невзирая на старания повысить качество: задержка сроков поставок исходного сырья и материалов и т.д.

Диаграмма Парето используется и в  противоположном случае, когда положительный  опыт отдельных цехов и подразделений  хотят внедрить на всем предприятии. С помощью диаграммы Парето выявляют основные причины успехов и широко пропагандируют эффектные методы работы. 
     Целесообразно воспользоваться разными классификациями и составить несколько диаграмм Парето. Суть проблемы можно уловить, наблюдая явление с разных точек зрения, поэтому важно опробовать различные пути классификации данных, пока не выявятся немногочисленные существенно важные факторы, что и служит целью анализа Парето.  
     

Диаграмма по видам отказов для анализа  влияния на безотказность

Безотказность, показателем которой  является, в частности, средняя наработка  на отказ, определяется только частотой возникновения отказов. Поэтому для повышения безотказности необходимо выявить те виды отказов, которые возникают наиболее часто, с тем, чтобы уделить первоочередное внимание устранению причин именно этих отказов. Для этого используют диаграмму Парето по числу отказов.  
     Для построения подобной диаграммы можно рекомендовать следующую последовательность действий.

 

  1. Выбрать некоторую классификацию отказов, отвечающую исследуемому объекту, установить метод и период сбора данных. Иначе: решить какие проблемы (причины проблем) надлежит исследовать, какие данные собирать и как их классифицировать.
  2. Подготовить форму для регистрации числа отказов каждого вида.
  3. Заполнить форму регистрации данных и подвести итоги.
  4. Подготовить бланк таблицы данных, предусмотрев в нем графы для числа отказов каждого вида, накопленной суммы числа отказов, процентов к общему итогу и накопленных процентов.
  5. Расположить данные в порядке убывания числа отказов и заполнить таблицу.  Примечание. Отдельные редко встречающиеся виды отказов целесообразно объединить под общим заголовком "Прочие". Группу "Прочие" надо поместить в последнюю строку вне зависимости от того, насколько большим получилось число, так как ее составляет совокупность признаков, числовой результат по каждому из которых меньше, чем самое маленькое значение, полученное для признака, выделенного в отдельную строку. Нежелательно, чтобы группа "Прочие" составляла большой процент. Если такое происходит, значит классификация проведена неправильно, и слишком много отказов попало в одну группу. В этом случае надо использовать другой принцип классификации.
  6. Начертить одну горизонтальную и две вертикальные оси.  
    Горизонтальная ось. Разделить эту ось на интервалы в соответствии с числом рассматриваемых факторов.  
    Вертикальные оси:  
         а) левая ось. Нанести на эту ось шкалу с интервалами от 0 до числа, соответствующего общему итогу;  
         б) правая ось. Нанести на эту ось шкалу с интервалами от 0 до 100%.
  7. Построить столбиковую диаграмму для числа отказов. Высота столбца (откладывается по левой шкале) равна числу появлений соответствующего фактора. Столбцы располагают в порядке убывания (уменьшения значимости фактора). Последний столбец характеризует «прочие», т. е. малозначимые факторы, и может быть выше соседних
  8. Начертить кумулятивную кривую (кривую Парето). Для этого на вертикалях, соответствующих правым концам каждого интервала на горизонтальной оси, нанести точки накопленных сумм (результатов или процентов) и соединить их между собой отрезками прямых.
  9. Нанести на диаграмму все обозначения и надписи.
  10. Провести анализ диаграммы Парето. 
         Пример реализации указанной процедуры представлен в табл. 1 и 2 и на рис. 1.

Таблица 1

Вид отказа

Число отказов

А

8

Б

22

В

10

Г

4

Д

2

Е

3

Ж

1

Итого

50


 

Таблица 2

Вид отказа

Число отказов 

Накопленная сумма 
числа отказов

% числа  
отказов по  
каждому виду

Накопленный процент

Б

22

22

44

44

В

10

32

20

64

А

8

40

16

80

Г

4

44

8

88

Прочие 

6

50

12

100

Итого

50

-

100

-


 

 
Рис. 1

Диаграмма по видам отказов для анализа  влияния на готовность     

Готовность, в отличие от безотказности, определяется не только частотой возникновения  отказов, но и длительностью обусловленных ими простоев. Поэтому для повышения готовности нужно выявить виды отказов, характеризуемые наибольшей суммарной (общей) продолжительностью обусловленных ими простоев, с тем, чтобы уделить первоочередное внимание устранению причин именно этих отказов. Для этого используют диаграмму Парето по длительности простоя из-за отказов различных видов.  
     Для построения подобной диаграммы можно рекомендовать последовательность действий, аналогичную описанной выше. Поэтому здесь приводятся только те пункты, в которые следует внести изменения.  
     2. Подготовить форму для регистрации общей продолжительности простоев за период сбора данных, обусловленных отказами каждого вида.  
     4. Подготовить бланк таблицы данных, предусмотрев в нем графы для общего времени простоя из-за отказов каждого вида, накопленной суммы времени простоя, процентов к общему итогу и накопленных процентов.  
     5. Расположить данные в порядке убывания общей продолжительности простоев и заполнить таблицу.  
     7. Построить столбиковую диаграмму для общей продолжительности простоев.  
     Пример реализации указанной процедуры представлен в табл. 3 и 4 и на рис. 2.

Таблица 3

Вид отказа

Общее время простоя, мин

А

295

Б

562

В

198

Г

71

Д

35

Е

140

Ж

21

Итого

1322


Таблица 4

Вид отказа

Общее время 
простоя, мин

Накопленная сумма 
времени простоя, мин

Процент времени  
простоя по  
каждому виду

Накопленный процент

Б

562

562

42

42

А

295

857

22

64

В

198

1055

15

79

Е

140

1195

11

90

Прочие 

127

1322

10

100

Итого

1322

-

100

-

Информация о работе Диаграмма Паретто