Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:47, контрольная работа
Под карьерой понимается, прежде всего, продвижение сотрудника по служебной лестнице, это часть его жизни, связанная с производственно-хозяйственной или профессиональной деятельностью. Карьера дает человеку мотивы, цели, развивает способности, ожидания, которые могут быть реализованы. Для каждого человека успешная карьера понимается по-своему, т.е. носит субъективный характер. Планирование карьеры означает предварительное осмысление занимаемых в будущем должностей и требований к ним. Оно является частью системного развития персонала. Отсюда и сама карьера носит системный характер.
1. Понятие и виды карьеры
2. Этапы развития карьеры руководителя, их характеристика
Задача.
Под деловой карьерой понимаются:
продвижение работника по ступенькам служебной иерархии;
последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни и ее внутреннее восприятие человеком;
совокупность взаимосвязанных решений лица о выборе того или иного варианта предстоящей деятельности [3, с. 490].
Поскольку
такие решения принимаются в
условиях недостатка информации, субъективной
оценки себя и обстоятельств, нехватки
времени или эмоциональной
Карьера может быть динамичной, связанной со сменой должностей, и статичной, осуществляющейся в одном месте и в одной должности путем профессионального роста.
Она бывает вертикальной, предполагающей продвижение по ступеням служебной лестницы, и горизонтальной, проходящей в пределах одного уровня управления, однако со сменой рода занятий, должности, а подчас и профессии.
Выделяется
еще центростремительная
Иными словами, успех в карьере можно рассматривать и с точки зрения продвижения от одной должности к другой, более высокой, и сточки зрения степени овладения профессией, составляющими ее навыками и знаниями, и с точки зрения получения особого признания руководства.
Любая карьера делается ради чего-то и, таким образом, имеет свои движущие мотивы, которые с годами меняются. К ним относятся:
независимость, позволяющая делать все по-своему. В рамках организации ее дают высокая должность, статус, авторитет, заслуги, с которыми все вынуждены считаться;
профессиональный рост, который облегчает занятие ряда должностей (в том числе руководящих);
безопасность и стабильность, гарантируемые обладанием высокими постами и близостью к руководству;
власть, лидерство, успех, ассоциируемые с руководящей должностью, рангом, званием, статусными символами, важной и ответственной работой, привилегиями;
возможность проявлять предприимчивость, деловую инициативу, содействовать успеху фирмы, росту прибыльности, что обеспечивает должность в высшем руководстве;
потребность в первенстве, в том, чтобы «обойти» своих коллег;
стиль жизни, интегрирующий интересы личности и семьи. Это обеспечивает, с одной стороны, высокооплачиваемая, с другой — дающая свободу передвижения, распоряжения своим временем и т. п. должность. Такая должность называется синекурой;
материальное
благосостояние, доставляемое должностью,
связанной с высокой заработной
платой или иными формами
работа в здоровых условиях, которые могут специально создаваться для лиц, занимающих высокие посты (специальное питание, комфортабельные служебные помещения и проч.) [3, с. 491].
Этапы карьеры и ее планирование:
В деловой карьере условно можно выделить несколько этапов.
Первый — подготовительный (18—22 года) — связан с получением высшего или среднего профессионального образования, в этих рамках закладываются основы будущего специалиста и руководителя. Карьеры в собственном смысле слова здесь еще нет, ибо она начинается с момента зачисления выпускника в штат организации.
Второй — адаптационный этап (23—30 лет) — приходится на вхождение молодого специалиста в мир работы, овладение новой профессией, поиск своего места в коллективе. Середина этого этапа может совпасть с началом карьеры руководителя, для которой прежняя должность узкого специалиста создает все необходимые предпосылки.
Третий — стабилизационный этап (30—40 лет) — означает окончательное разделение сотрудников на перспективных и неперспективных. Для первых открываются безграничные возможности продвижения по служебной лестнице; вторые, достигнув своего «потолка», навсегда остаются на должностях младших руководителей или специалистов. Но все к этому времени становятся профессионалами.
Четвертый
— этап консолидации (40—50 лет). Лица,
которые хотят и могут
Отсутствие перспектив продвижения, дополняемое психологическими проблемами, связанными с естественной перестройкой организма, приводит большинство людей к «кризису середины жизни», когда они начинают подводить итоги сделанного и, понимая, что дальнейшее продвижение в должности невозможно, искать пути приспособления к новой ситуации. Выходом является освоение новых сфер деятельности и переход к «горизонтальной карьере».
Пятый — этап зрелости (50—60 лет) — предполагает, что люди сосредоточиваются на передаче своих знаний, опыта молодежи.
Шестой — завершающий этап (после 60 лет) — означает подготовку к уходу на пенсию.
Вопрос об этом сугубо индивидуален. Для одних лиц уход на пенсию желательно осуществлять как можно раньше, с момента возникновения у них на это юридического права; для других, полных физических и духовных сил, — как можно позже. Так, в Японии считается нормой, когда высшие (но только высшие!) руководители имеют возраст, приближающийся к 80 годам.
Большинство сотрудников, как показывают исследования, обычно относятся к своей карьере пассивно, предпочитая, чтобы этими вопросами занимались их руководители. Поэтому на Западе сегодня деловая карьера является объектом управления.
Оно сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами (и консалтинговыми фирмами), позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом.
Служебное
продвижение в организации
Составной
частью такого управления является планирование
деловой карьеры (во многих фирмах оно
обязательно), предполагающее учет и
увязку потребностей целей организации
и сотрудников, изучение и оценку
потенциала их служебного роста; ознакомление
людей с реальными
Деловая карьера руководителя предусматривает индивидуальную осознанную позицию и поведение, которые связанны с трудовой деятельностью.
Деловая карьера руководителя не обязательно означает движение вверх в организационной иерархии. Различают движения карьеры в горизонтальном и вертикальном направлении. Горизонтальное продвижение в деловой карьере означает рост квалификации руководителя, становление его профессионалом своего дела. Повышение квалификации руководителя возможно в пределах одной должности и может способствовать повышению качества управленческого труда. Вертикальное продвижение в деловой карьере руководителя означает его перемещение на более высокие должности.
Цели деловой карьеры руководителя
К
целям деловой карьеры
- соответствие выбранной профессии и занимаемой должности уровню самооценки руководителя;
- моральное удовлетворение;
- уважение со стороны окружающих (семьи, родственников, друзей, знакомых);
- высокий уровень оплаты труда;
- определенная степень независимости;
- достаточно свободного времени для самоусовершенствования, учебы, воспитания детей, отдыха и т.д.;
- различные льготы;
- возможность обеспечения достойного уровня жизни после выхода на пенсию.
В число задач руководителя входит и управление карьерой персонала. Поэтому для руководителя имеют значения два вида карьеры работника: профессиональная и внутриорганизационная.
Профессиональная карьера – это становление работника как профессионала своего дела, которое происходит в течение всей его трудовой жизни. В рамках профессиональной карьеры работник проходит обучение, начинает работать, развивает свои профессиональные качества, становится профессионалом, повышает свой уровень квалификации, выходит на пенсию. Эти стадии карьеры работник может пройти в одной или разных организациях.
Внутриорганизационная
карьера – это профессиональное
и должностное продвижение
Внутриорганизационная карьера может реализоваться в трех основных направлениях:
вертикальный, то есть переход на высшие должности;
горизонтальный, то есть изменение функциональной отрасли деятельности, расширение или усложнение задач;
центростремительный, то есть приближение к руководству, без перехода на другую должность [4, с. 743].
Важной
задачей в деловой карьере
руководителя является согласование профессиональной
и внутриорганизационной
знать цели и желания каждого работника;
объединить цели каждого работника с целями компании;
обеспечить открытость и объективность кадровых перемещений;
разработать
понятные критерии и условия служебного
роста и ознакомить с ними всех
работников.
3. Задание
Вас недавно выбрали руководителем трудового коллектива, в котором Вы несколько лет работали рядовым сотрудником. На 8 час. 15 минут Вы вызвали в кабинет подчинённого для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчинённый пришёл вовремя и ждёт Вас. Как Вы начнёте беседу. Обоснуйте вариант ответа.
А) Независмо от своего опоздания сразу потребую объяснений об опозданиях на работу;
Б) Извинюсь перед подчинённым и начну беседу в спокойном тоне;
В) Поздороваюсь, объясню причину своего опоздания и спрошу его: Как Вы думаете что можно ожидать от руководителя, который так же часто опаздывает на работу как и Вы?
Г)
В интересах дела отменю беседу и
перенесу на другое время.
Ответ:
Из
всех перечисленных вариантов ответа
я бы выбрал вариант ответа В, так
как именно этот выход из сложившейся
ситуации будет во – первых, честным,
то есть я как начальник признаю
факт своего опоздания, который очевиден,
а во – вторых именно такой вариант
выхода из ситуации заставит подчинённого
действительно задуматься над своими
опозданиями, и как бы поставит себя
на место начальника.