Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:01, курсовая работа
Цель контрольной работы: рассмотреть деловую игру как метод оценки персонала и установить основные преимущества данного метода оценки.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
следует рассмотреть теоретические аспекты деловой игры как метода;
классифицировать деловые игры;
рассмотреть важнейшие виды деловых игр, используемых в управлении персоналом.
Хотя
отмеченные выше различия ролевых игр
и групподинамических упражнений существуют
реально, они очень относительны и на практике
трудноуловимы в силу того, например, что
актеры ролевой игры очень часто достаточно
сильно вживаются в свою роль и приобретают
соответствующий опыт (как это имеет место
в групподинамических упражнениях). Оба
этих метода - как игры, так и упражнения
– характеризуют структурированные групповые
ситуации. Последнее понятие распространяется
также на плановую игру.
Плановая игра – это последовательное, часто поэтапное проигрывание и проработка (анализ и осмысление) единичных типичных динамических, изменяющихся ситуаций, на основе которых делаются общие выводы по решению комплексной организационной проблемы. Этот тип игр отличается большей приближенностью к реальным организационным ситуациям. Плановая игра моделирует комплексную проблему реального или возможного развития событий как бы в форме замедленной съемки, т.е. позволяет как бы останавливать и фиксировать определенные моменты развития ситуации, осмысливать их и находить оптимальные пути решения проблем.
Плановые игры достаточно разнообразны. Их можно классифицировать по применению:
Применение: | Универсальные
Специальные Отраслевы |
Содержание: | Функциональные
Интеграционные |
Влияние: | Стохастические
Детерминистские |
Количество участников: | Индивидуальные
Групповые |
Отношение игроков: | Соло-Параллельные
Конкурентные |
Подсчет результатов: | Ручные
Компьютерные |
Исходный пункт плановой игры – сложная организационная проблема. Суть этой проблемы, а также цели и образ действий групп-участников обычно задаются в письменной форме. Плановые игры отличаются сложностью и сравнительно большим числом участников – их минимальное количество обычно составляет 20-30 человек, которые делятся на несколько групп.
Игра
состоит из нескольких временных блоков,
каждый из которых длится примерно два
часа. В день проигрывается 2-4 блока. Всего
их в средней по продолжительности игре
9-12, т.е. игра рассчитана на 3-4 дня.
Игра начинается на основе полученных ее участниками документов, характеризующих ситуацию, задачи группы, цели и общий характер действий других групп. Последующие решения участников плановой игры непосредственно влияют на ее процесс. В итоге игра развивается как результат действий, реакций на них и взаимодействий всех ее участников. Общее руководство игрой и помощь ее участникам осуществляют инструкторы (модераторы). Они действуют совместно со штабом экспертов, предназначенным для решения возникающих проблем, не предусмотренных условиями игры. После завершения игровой части отдельно по каждому группе делаются оценки и подводятся итоги, затем они докладываются и анализируются на совместном совещании групп. И в завершении игры ее общие итоги подводятся на пленарном заседании, в задачу которого входит не только оценка эффективности игры и действий ее участников, но и выработка конкретных рекомендаций по практическому решению организационных проблем.
Пример темы плановой игры – реорганизация предприятия с целью образования нового отдела, которому другие подразделения должны передать часть своих задач, полномочий и сотрудников. Участниками такой игры могут быть все руководители отделов, из числа которых и их помощников образуются группы представляющие все затрагиваемые подразделения: производственные отделы, коммерческое руководство, совет трудового коллектива и т.д., а также перемещаемых в результате реорганизации сотрудников. Каждая группа получает общую и специально предназначенную для нее информацию и модератора. Функции штаба экспертов выполняет коммерческое руководство. Группам дается определенное подготовительное время, по завершению которого начинается сам игровой процесс, состоящий из девяти двухчасовых временных блоков. После разборов игры в группах и их коллективного обсуждения на пленарном заседании подводятся ее общие итоги в форме каталога мероприятий по созданию нового подразделения. Участники игры совместно с руководством распределяют ответственность за детальную проработку соответствующих мероприятий и их выполнение, определяют и согласовывают формы сотрудничества.
Помимо уже рассмотренных методов, при диагностике и обучении персонала, особенно руководящих кадров, нередко используется метод групповых дискуссий. Он сочетает в отдельные свойства и функции тестов и деловых игр. Суть этого метода заключается в том, что многим испытуемым (например, претендентам на вакантную должность) дается одинаковое задание, которое они должны выполнить вначале индивидуально и соответственно зафиксировать. Затем испытуемые посредством группового обсуждения должны принять общее решение.
Проанализировав индивидуальные и коллективное решения, а также поведение участников дискуссии, руководитель (или группа экспертов) может оценить как индивидуальный потенциал испытуемых, так и их способности аргументировано отстаивать свою точку зрения, убеждать других в ее правильности. Участники групповой дискуссии приобретают некоторые навыки коллективного взаимодействия.
Простой пример метода групповых дискуссий – деловая игра «Полет на Луну».
Описание игровой ситуации: Участники должны поставить себя на место космонавтов, совершивших неудачную посадку на Луну. При этом рассматривается один вариант, в котором каждый из участников имитирует неудачно прилунившегося в одиночку космонавта, и другой вариант, когда космонавтов много. В одном случае участники принимают решение индивидуально, в другом – коллективно. Крушение космического корабля произошло на расстоянии 300 км от стационарной базы, давно работающей на Луне. После крушения от всего корабля остались лишь предметы, список которых приведен ниже. Космическому экипажу предстоит проделать путь от места крушения до базы за трое суток. Опаздывать нельзя, т.к. через трое суток база будет законсервирована и последний космический корабль улетает на Землю. Все космонавты в скафандрах с автономным обеспечением. Причем, первые 150 км надо идти в тени (абсолютной темноте), а последние 150 км – по стороне Луны, освещенной Солнцем. Для ускорения движения надо выбрасывать грузы по мере их предпочтительности, надобности и использования. Задача состоит в том, чтобы определить последовательность выбрасывания груза.
Порядок проведения игровой процедуры: Игровая процедура проводится в два этапа. На первом этапе выявляется уровень аналитических способностей каждого участника. Для этого каждому выдается игровая форма специального образца и предлагается заполнить соответствующую графу по следующим правилам:
1) Из 14
обозначенных в списке
2) Сначала
каждый игрок принимает
3) Затем все игроки комплектуются в команды по 4–6 человек в зависимости от общего количества играющих, открывая тем самым второй этап, и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное решение о порядке выбрасывания предметов.
4) Лидер
команды докладывает решения
и защищает его, при
5) В
качестве арбитра может
6) Очередность
выбрасывания предметов
7) Половину предметов (7) следует выбросить на темной стороне Луны, а оставшуюся половину – на освещенной.
В последние
десятилетия в управлении персоналом
и в менеджменте в целом
широкое распространение
В деловой
игре «метод конкретной ситуации» реальное
положение организации
Задаваемая деловая (игровая) ситуация обычно не нуждается в подробном, детальном освещении положения дел в организации. Описание ситуации включает главным образом информацию:
Деловая ситуация должна быть близка к реальности, поскольку без этого нельзя добиться естественности действий обучаемых. Содержание производственной (деловой) ситуации может передаваться различными способами: письменно (например, в форме описания или дела), устно, а также в форме информационного сообщения – с помощью видеофильма или магнитофонной записи. Ситуация, как и деятельность реальной организации, динамична, что требует от обучаемого новых решений и действий.
Существует несколько типов конкретных ситуаций. С точки зрения результата игры они делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом действий является определение и формулирование основной проблемы (иногда проблемного поля) и, главное, оценка сложности ее решения. Проблема задается обычно двумя способами:
По источнику информации ситуации подразделяются на:
С помощью
метода конкретной ситуации вырабатываются
умение и навыки индивидуального
или группового решения поставленных
задач. Такого рода способности крайне
необходимы руководителю в реальной работе,
поскольку ему непрерывно приходится
принимать нестандартные, вызванные изменением
положения дел решения. Метод конкретной
ситуации развивает у студентов или уже
состоявшихся руководителей широту и
гибкость мышления, помогает научить их
умению рационально использовать информацию,
самостоятельно анализировать факты,
чувствовать ситуацию и оценивать ее,
критически рассматривать различные точки
зрения, обсуждать их и защищать собственную
позицию, быть готовыми к применению различных
средств и методов, находить оптимальные
решения в условиях неопределенности.