Делегирование полномочий

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Рассмотреть теоретический материал по теме «Делегирование полномочий» и определить взаимосвязь данной темы с деятельностью предприятия.

Задачами данной работы являются:

Выявить сущность делегирования полномочий и научиться различать полномочия по видам.
Рассмотреть централизацию и децентрализацию управления.
Разобраться в основных способах и методах делегирования полномочий.
Научиться планировать полномочия.
Рассмотреть анализ деятельности предприятия во взаимосвязи с делегированием полномочий.

Содержание

Введение………………………………………………………………....…3

1. Понятия и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды…………..…………………………………………………….…………...…4

2. Централизация и децентрализация управления………………………….....11

3. Основные способы и методы делегирования полномочий……………..….17

4. Планирование полномочий……………………………..…………………....23

5. Анализ деятельности предприятия во взаимосвязи с делегированием полномочий………………………………………………………………………27

Заключение…………………..……………………………………..……..39

Список использованной литературы………………………………...…..40

Работа содержит 1 файл

Курсовая менеджмент.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Волжский государственный  инженерно-педагогический университет»

Кафедра
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Менеджмент» на тему:

«Делегирование полномочий»

              
           
           
           

                                                                                                             

                                           Выполнил: Никитина Н.А. –                       

                                           студентка группы ПЗ-08-02

                       

                                                                           Проверила: к. э. н. доцент

                                                                           Лазутина А.Л.   
 
 
 
 

                                                  г. Нижний Новгород

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

    Введение………………………………………………………………....…3

1. Понятия и  сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды…………..…………………………………………………….…………...…4

2. Централизация  и децентрализация управления………………………….....11

3. Основные способы  и методы делегирования полномочий……………..….17

4. Планирование  полномочий……………………………..…………………....23

5. Анализ  деятельности предприятия во  взаимосвязи с делегированием  полномочий………………………………………………………………………27

      Заключение…………………..……………………………………..……..39

      Список  использованной литературы………………………………...…..40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач  и полномочий лицу, которое принимает  на себя ответственность за их выполнение.

       Чтобы понять, как эффективно осуществлять делегирование, необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.

       Ответственность представляет собой обязательство  выполнять имеющиеся задачи и  отвечать за их удовлетворительное разрешение.

       Полномочия  представляют собой ограниченное право  использовать ресурсы организации  и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

       Делегирование редко бывает эффективным, если руководство  не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.

      Цель  работы: Рассмотреть теоретический материал по теме «Делегирование полномочий» и определить взаимосвязь данной темы с деятельностью предприятия.

Задачами данной работы являются:

  1. Выявить сущность делегирования полномочий и научиться различать полномочия по видам.
  2. Рассмотреть централизацию и децентрализацию управления.
  3. Разобраться в основных способах и методах делегирования полномочий.
  4. Научиться планировать полномочия.
  5. Рассмотреть анализ деятельности предприятия во взаимосвязи с делегированием полномочий.
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ. ПОЛНОМОЧИЯ И ИХ ВИДЫ 

      ДЕЛЕГИРОВАНИЕ, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

  

  Цели  делегирования         

  
Разгрузить  вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие  условия для решения стратегических и перспективных задач управления. Повысить дееспособность нижестоящих звеньев.
    Активизировать  «человеческий фактор», увеличить  вовлеченность и заинтересованность работников.

  

    

Рис. 1 – Цели делегирования. 

      Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.

Процесс делегирования полномочий:

I этап - Поручение работникам индивидуальных конкретных заданий.

II этап - Предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным.

III этап - Формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания. 
 

  Делегирование полномочий имеет  ряд положительных  моментов:

  а) Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов.

  б) Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта.

  в) Делегирование является большим  стимулом в работе подчиненных, которые  начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности. Делегирование полномочий - это тот случай, когда убивают сразу несколько зайцев. 

      Делегирование, несмотря на свое фундаментальное значение, является одной из наиболее непонятых и неправильно применяемых концепций управления. Не понимая полностью необходимости делегирования или того, что требуется для роста его эффективности, многие блестящие предприниматели терпели неудачу именно в то время, когда их организации становились большими. Чтобы только приблизиться к пониманию того, как эффективно осуществлять делегирование - необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.

      Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

      Ответственность - это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.

      Поскольку ответственность представляет собой  обязательство, которое отдельный работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы.

      Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия. Например, при оформлении на работу в качестве рабочего на линии сборки фирмы «SONY» поступающему назначается (делегируется) задача монтажа печатных плат в телевизорах. Принимая эту работу и вознаграждение за нее, рабочий косвенным образом соглашается выполнять ее способом, удовлетворительным для фирмы «SONY». Беря на себя эту ответственность, рабочий должен разобрать и заново собрать телевизор в случае своей ошибки. Поскольку рабочий считается ответственным за точное исполнение задачи, начальник имеет право требовать объяснений или исправления плохо сделанной работы.

      Важно осознать, что делегирование реализуется  только в случае принятия полномочия, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы. Например, руководитель хирургической бригады делегирует многие важные обязанности медицинским сестрам. Но если пациент умрет из-за того, что сестра выбрала неправильную группу крови для переливания, ответственным за это будет оперирующий хирург, и его привлекут к суду за преступную небрежность. Аналогичным образом, если торговый агент не выполнит своих плановых заданий на год, и в результате отдел сбыта также не выполнит свой план, руководитель отдела сбыта, а не тортовый агент, должен держать ответ перед коммерческим директором.

      В крупных организациях руководители высшего звена редко общаются с подчиненными на низших уровнях, которые фактически выполняют большинство конкретных задач. Тем не менее, они несут ответственность за дела фирмы и своих подчиненных. Бывший президент США Гарри С. Трумэн, ныне всем известней надписью на своем столе, которая гласила: «Больше ответственность сваливать не на кого», продемонстрировал понимание своей конечной ответственности за деятельность правительства.

      Объем ответственности — вот одна из причин высоких окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными корпорациями. Но даже оклад в 2 млн. долларов вряд ли привлечет квалифицированного управляющего, если он не увидит способа влияния на деятельность людей, от которых зависит успех.

      Полномочие - это организационно закрепленное ограниченное право использовать  ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.

      Полномочия  не следует смешивать с властью, под которой понимают реальную способность  действовать или возможность  влиять на ситуацию.

      Полномочия  определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать. Можно иметь власть, не имея полномочий.

      Различают 2 вида полномочий:

  • Линейные полномочия;
  • Штабные полномочия;

      Линейные  полномочия - это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному.

      Линейные  полномочия выражают существующую в  организации систему отношений между руководством и подчиненными.

      Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.

    

       Штабные полномочия - это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.  

  Рис. 2 – Классификация штабных полномочий. 

      Рекомендательные  полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства.

Информация о работе Делегирование полномочий