Автор: p**************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 12:38, курсовая работа
Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Введение 3
Глава I. Понятие и сущность мотивации и стимулирования. Основные теории. 4
Глава II. Анализ способов мотивации и стимулирования работников. Принципы создания системы стимулирования на предприятии. 21
Глава III. Действующие системы стимулирования и мотивации персонала. Опыт в России и за рубежом. 34
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Третья характеристика деятельности, на которую влияет мотивация, состоит в настойчивости продолжать и развивать начатое дело. Это очень важная характеристика деятельности, так как часто встречаются люди, которые быстро теряют интерес к начатому делу. И даже если они имели очень хорошие результаты деятельности в начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости может привести к тому, что они сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя свою роль на существенно более низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие настойчивости сказывается также негативно на доведении дела до конца. Работник может выдвигать прекрасные идеи и ничего не делать для их выполнения, что на практике будет оборачиваться для организации упущенными возможностями.
Добросовестность
при исполнении работы, означающая
ответственное осуществление
Направленность
как характеристика деятельности человека
указывает на то, к чему он стремится,
осуществляя определенные действия.
Человек может выполнять свою работу,
потому что она приносит ему определенное
удовлетворение (моральное или материальное),
а может делать ее потому, что он стремиться
помочь своей организации добиться ее
целей. Для управления очень важно знать
направленность действий человека, однако
не менее важно также уметь, если надо,
с помощью мотивирования ориентировать
эти действия в направлении определенных
целей.
Адам Смит считал, что деньги являются единственным мотивирующим фактором, видя людей исключительно экономическими существами, которые работают лишь для получения средств на приобретение пищи, одежды или жилища, то сегодня известно, что работником может двигать желание получить не только материальную прибыль. Для некоторых работников, всеобщее уважение и признание могут быть наиболее важными в шкале потребностей. Удовлетворение потребностей выражается в форме вознаграждений, которые делятся на внутренние и внешние. Внутреннее вознаграждение человек получает от самого процесса работы, ощущая значимость своего труда, или же получая удовлетворение от дружеских отношений с коллегами. Соответственно внешние потребности – это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа.
Важную роль в удовлетворении потребностей имеют стимулы. Стимул – это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов.
Что касается мотивации, то
по своей сути мотивировать
работников – значит
Первый
подход основывается на исследовании
содержательной стороны теории мотивации.
Такие теории базируются на изучении
потребностей человека, которые и
являются основными мотивом их проведения,
а, следовательно, и деятельности. К
сторонникам такого подхода можно отнести
американских психологов Абрахама Маслоу,
Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека.
Рис. Иерархия
потребностей Маслоу
В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.
Обычно дают следующие рекомендации для удовлетворения потребности в самовыражении:
Для
удовлетворения потребности в уважении
рекомендуется выполнять
Фактически
перечисленные правила можно
рассматривать как методику обеспечения
социальных потребностей человека.
С
развитием экономических
Согласно теории МакКлелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.
Управлять
такими потребностями можно, подготавливая
работников к переходу по иерархии
на новые должности с помощью их аттестации,
направления на курсы повышения квалификации
и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения
и стремятся его расширить, в то время
как их руководители должны способствовать
этому.
Теория Герцберга появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.
Фредерик
Герцберг создал двухфакторную модель,
которая показывает удовлетворенность
работой.
Таблица 1.1.
Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе
Гигиенические факторы | Мотивация |
Политика фирмы и администрации | Успех |
Условия работы | Продвижение по службе |
Заработок | Признание и одобрение результата |
Межличностные отношения | Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля над работой | Возможность творческого и делового роста |
Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.
Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.
Разница
в рассмотренных теориях
Таким
образом, содержательные теории мотивации
базируются на исследовании потребностей
и выявлении факторов, определяющих поведение
людей.
Второй
подход к мотивации базируется на
процессуальных теориях. Здесь говорится
о распределении усилий работников
и выборе определенного вида поведения
для достижения конкретных целей. К таким
теориям относятся теория ожиданий, или
модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости
и теория или модель Портера-Лоулера.
Согласно теории ожиданий В. Врума не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:
Сказанное
означает, что в теории ожидания
подчеркивается необходимость в преобладании
повышения качества труда и уверенности
в том, что это будет отмечено руководителем,
что позволяет ему реально удовлетворить
свою потребность.
ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты | х |
ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение | х |
ожидаемая ценность вознаграждения |
= |
Мотивация |
Рис. Модель мотивации Врума
Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.