Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 01:17, реферат
Природа организаций рассматривается в теории организации в качестве части ее методологической базы. Сама теория организации в социологии и политологии рассматривается как межпредметная теоретическая дисциплина, сформированная в рамках организационно-управленческой проблематики. Теория организации соотносит свои положения и с другой межпредметной дисциплиной – общей теорией управления, а также с ее составной частью – теорией менеджмента.
В методическом отношении понятие «дисфункции» в организации указывает на различие в понимании цели и социальной функции, ориентирует управленца не на устранение любых отклонений от нормативистских предписаний, а на анализ природы их возникновения в системном аспекте и поиск механизмов, смягчающих их негативные последствия.
В нормативистских концепциях организационного развития понятия «дисфункция» и «патология» объединяются – и то и другое рассматривается как определенное отклонение в системе организационного управления. Отличие патологии от дисфункции в том, что патология рассматривается как отклонение от нормы, которое носит не только нежелательный, но и неизбежный характер, эффект от которого можно смягчить, но нельзя устранить. Таким образом, патология рассматривается как фактор или совокупность факторов, вызывающих в организации значительное отклонение от нормы с негативными последствиями для ее выживания, функционирования или развития. Отклонение от нормы определяется на основе соотнесения исходной концептуальной модели построения структуры организации с реальными результатами такого изменения, либо с принятыми в данной организационной культуре ценностными представлениями и идеалами [А. И. Пригожин]. Обычно рациональная логика побуждает управленца к вмешательству в целях устранения причины, вызвавшей отклонение от нормы. Попытки проектирования изменений и переконструирования системы не всегда дают должный эффект, а в случаях их укорененности в ценностях и идеалах самих работников организации, как правило, дают нейтральный или отрицательный результат.
Правомерность рассмотрения любого значительного отклонения от нормы как патологии неоднократно ставилось под сомнение. Понятие «организационная патология» подвергалось критике с различных сторон. Так, противники нормативистских и волюнтаристских концепций считали, что понятие «организационные патологии» базируется на некой универсальной, заданной вне времени и ситуации норме. Р. Мертон критикует это понятие за игнорирование множественности и неоднозначности последствий любого социального действия для социальной системы и ее подсистем. С точки зрения конфликтно-игровой модели организации и особенно модели приращения (социальных норм или образцов организационного поведения) весьма относительно становится само понятие «патология». Так как то, что сегодня воспринимается как организационная патология, завтра может дать новые принципы взаимоотношений в организации, которые позволили бы ей перейти на новый этап организационного развития [М. Крозье].
Критики инновационных методов развития организации указывали на мифологичность принципов, на которых базируется допущение о высокой пластичности и адаптивной способности организационных систем [Т. Бернс]. Механизм сопротивления радикальным изменениям основывается на том, что структурные перестройки затрагивают помимо формальной и другие подсистемы социальной организации: кооперированную, которая обеспечивает нормальный карьерный рост работника, и политическую, где происходит борьба за власть и контроль над организацией. При радикальных изменениях ставятся под сомнение реализация личных и групповых интересов, связанных со сферой контроля, что приводит к активизации борьбы за власть внутри организации, сопротивление переменам и нововведениям, что в свою очередь может привести к полной дезорганизации системы управления.
Признаками
таких организационных
Второй тип патологической реакции обусловлен стремлением решить проблемы взаимодействия в условиях неопределенности традиционными средствами, т.е. созданием новых ветвей управленческой иерархии. Как правило, бюрократическая реакция на усложнение системы управления заключается в стремлении переложить проблемы взаимодействия подразделений и их интеграции в рамках организации на вновь создаваемые отделы и службы. Метод достаточно простой: если есть новая проблема, то под ее решение создается новая структура, которая обязана ее решить. Такова классическая бюрократическая логика решения управленческих задач. Парадокс этой проблемы в том, что специалисты в новом отделе не очень заинтересованы в том, чтобы решить ее, иначе их деятельность будет меньше финансироваться, они будут иметь меньше влияния в организации и т. д. Решение этой проблемы западным исследователям виделось в создании временных структур – всевозможных бюро, комитетов и т. п. структур, призванных в отведенное для их функционирования время, и в рамках выделенных средств решить проблему и прекратить свою деятельность.
Стратегия
преодоления организационных и
бюрократических патологий в
развитии административных и других
видов управленческих организаций
разрабатывалась также в рамках
антисистемных подходов, которые
наравне с неоинституционным, ситуационным,
организационно-экологическим и другими,
могут быть отнесены к числу инвайроменталъных
теорий организации, где используется
своеобразное представление о внешней
среде организации как о культурной среде.
В рамках антисистемного подхода внимание
сосредоточивается не на описании организации
как социальной целостности, а на изучении
сферы индивидуального и коллективного
сознания и выявления механизмов, смыслов
и мотивов поведения отдельных индивидов
и их профессиональных или социальных
групп, их сотрудничества или противоборства.
В радикальных версиях антисистемного
подхода отрицается сама оправданность
применения к организации понятия система,
а также наличие у нее постоянной структуры и целей. Организационные
цели организации как единой структуры
подменяются целями индивидов (акторов)
и групп, формирующих временные каолиции
или противоборствующих друг с другом
[Д. Сильверман, К. Вейк]. Согласно этой крайней
форме антисистемного подхода, организация
вообще не имеет четкой структуры, а цели
развития такой организации определяются
через равнодействующую целей различных
индивидов и групп. Она не может рассматриваться
в качестве самостоятельного объекта
изучения и представляет собой некий фон,
организационно-
Таким образом, антисистемный подход соединяется с теорией сетей, которая определяет, что выходом из бюрократического тупика в развитии организации является достижение ею большей открытости и прозрачности для контроля со стороны общественности, что, в свою очередь, невозможно без существования развитых институтов гражданского общества. То есть выход видится не в создании все новых и новых государственных структур, а наоборот в придании им полугосударственного статуса, подконтрольного как политической власти, так и общественному мнению. Конечно, это потребует принципиального изменения самой, обычно закрытой и замкнутой на саму себя, традиционной государственной системы управления. Общность методологического подхода состоит в том, чтобы изменения во внешней среде организации отражались на ее внутренней структуре и соответствующей эффективности ее деятельности. Причем сама организация оказывает влияние на формирование новой социокультурной среды в своей сфере деятельности.
Роль инновационного потенциала в организационном развитии
В
современной организационной
В
организационно-
Существуют
различные мнения относительно источников,
стимулирующих планируемые
В
нашей стране инновационные концепции
развития организации получили распространение
в конце 70-х – начале 80-х годов. Ее основные
разработчики – Н. И. Лапин, А. И. Пригожин,
Б. З. Сазонов, B. C. Дудченко – основное внимание
уделяли проблемам подготовки конвенционального
проекта изменений и технологии его реализации,
преодоления консерватизма организационной
среды. В этом случае проект изменений
рассматривался как совокупность идеальных
представлений о желательном состоянии
организации, как некий «опредмеченный
идеал» или некоторый желательный эффект.
Суть организационного развития сводилась
к процессу создания условий для перевода
организации из «реального состояния»
в «желаемое» или инструмента для достижения
этой цели [А. И. Пригожин]. Процесс целедостижения
или создания средств для достижения цели
трактуется как организационное развитие.
Большое значение имеют здесь оценка ситуации
и выработка конвенционально приемлемого
коллективного проекта, обеспечение процесса
его реализации. Любые качественные изменения
в рамках данной концепции понимаются
как позитивные и самоценные для организации,
даже если они препятствуют режиму ее
нормального функционирования. При этом
за основу берется принципиальное противопоставле
В итоге необходимо отметить, что, несмотря на очевидные успехи прикладной инноватики в социально-экономических сферах ее применения в конкретных организациях, нельзя сказать, что проблема бюрократических «дисфункций» и «патологий» решена хотя бы частично. Тем более это трудно представить в политической социологии, как в теории, так и на практике. Однако теоретические и практические направления разработки этой проблемы – бюрократического или административного управления в различных организациях самого разнообразного уровня, на наш взгляд, просматриваются и требуют дальнейшего научного исследования.
Литература
Ашин Г.К. Философия мировой политики. Актуальные проблемы. Учеб. пособие. М., 2000.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.
Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. М., 1994.
Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980.
Информация о работе Cовременные концепции государственного управления