Что такое менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Современный менеджмент — это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия — дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.

Работа содержит 1 файл

контрольная по менеджменту.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

     Введение

     Современный менеджмент — это специфическое  средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия — дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.

     В настоящее время для того, чтобы  иметь возможность постоянно  адаптироваться к изменяющимся условиям рынка лучше своих конкурентов, превосходить их по качеству, скорости и гибкости предоставления услуг, по широте ассортимента или цене продукции руководителям компаний необходимо оперативное получение информации о деятельности компании для своевременного принятия управленческих решений. Большое значение имеет концептуальная и технологическая связь между стратегией и используемыми организационными решениями. 
 
 
 
 

     Что такое менеджмент?

     Менеджмент (лат.- искусство управлять лошадью, манус – рука). Менеджмент универсальная человеческая деятельность и одновременно профессия.

     Современный Оксфордский словарь дает следующие  определения:

     Менеджмент  – это:

     1.Способ, манера общения с людьми;

     2.Власть искусство управления;

     3.Особого рода умения и административные навыки;

     4.Орган управления, административная единица. 

     Р. Дафт 

     Менеджмент  – это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над ресурсами.

           В нашем определении заключены  две важные идеи: 1) основные функции  управления, а именно планирование, организация, лидерство и контроль, 2) эффективное и производительное достижение целей организации. Выполнение основных функций управления предполагает использование менеджерами различных навыков и умений. Некоторые исследователи выделяют и другие функции менеджмента, и в частности, подбор кадров, осуществление коммуникации и принятие решений.

     Г. Кунц, С. О`Доннел

     Менеджмент  – это совокупность принципов, методов, средств, форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли. Задача менеджера создавать такие условия для групповой деятельности, чтобы люди вносили свой вклад в достижение целей компании (организации) с минимальной  затратой денег, времени, усилий и с максимальной удовлетворенностью.

     Основные  функции менеджмента:

       Планирование

           Планирование — это определение  целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов.   Недостаточное распространение планирования, а также его недостаточно высокий уровень чреваты низкой эффективностью деятельности организации.     

     Организация

     Вслед за планированием наступает черед  организации, т. е. принятия решения  о методах и инструментах выполнения плана. Организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах компании и распределение ресурсов между ними. К примеру, бразильская компания Semco (производство промышленного оборудования), когда-то высокоструктурированный авторитарно управляемый бизнес, сегодня «свято верит» в принципы доверия, свободы и демократии. Обязанности ее исполнительного директора поочередно выполняют шесть менеджеров, среди которых одна женщина; каждый из них «правит» компанией шесть месяцев. Сотрудники Semco самостоятельно разрабатывают рабочие графики, в случае необходимости объединяют свои усилия для выполнения тех или иных задач.    

     Лидерство

           Значение лидерства как одной  из функций менеджмента постоянно  возрастает. Под лидерством (руководством) понимается использование влияния менеджера для мотивации работников к достижению целей организации. Эффективное руководство предполагает, что все сотрудники организации разделяют ее цели, ценности и культуру, стремятся к достижению высоких результатов совместной деятельности. Подразумевается, что мотивироваться к решению поставленных задач могут как непосредственно подчиненные менеджеру сотрудники, так и целые отделы и подразделения. В наш век неопределенности, «упрощения» компаний, международной конкуренции и увеличивающейся степени многообразия рабочей силы способность менеджмента сформировать корпоративную культуру, донести до работников цели организации и создать стимулы для достижения этих целей — критически важный фактор успеха бизнеса.

     Контроль

           Контроль — четвертая функция  управленческого процесса. Контроль означает наблюдение за действиями работников, точным следованием организации по выбранному курсу и достижением поставленных целей, а также внесение необходимых коррективов. Новые тенденции наделения властью и повышения степени самостоятельности работников привели к тому, что на смену традиционным формам контроля сверху приходит самомониторинг работников за выполнением рабочих заданий и исправление ими допущенных ошибок, не дожидаясь указаний менеджеров.

           Менеджеры должны понимать, что  эффективные в одной компании  или ситуации методы далеко  не всегда «срабатывают» в других организациях. Так, компания C. R. England (штат Юта, США), специализирующаяся на перевозках грузов в автомобилях-рефрижераторах на большие расстояния, длительное время несла убытки, ее перспективы представлялись весьма туманными. Руководство компании приняло решение о внедрении жесткой компьютеризированной системы, которая еженедельно отслеживала около 500 различных процедур, что позволило гарантировать увеличение годовой зарплаты водителей грузовиков, соблюдавших требования техники безопасности и нормы расхода горючего, на $ 9 тыс. (на основе компьютерных данных каждому работнику выставляется оценка за неделю). Столь жесткая система контроля идет вразрез с современными представлениями о доверии и наделении работников властью, но она позволила C. R. England отойти от края «пропасти» и, более того, войти в пятерку лучших компаний отрасли. Конечно, мы ни в коей мере не утверждаем, что столь жесткий контроль встретил у рабочих всеобщее одобрение (на первых порах обороты компании упали).

     Статус, роли и навыки финансового менеджера

                 Деятельность организации

           Обратимся к первой части определения  менеджмента: эффективное и производительное  достижение целей организации.  Управление организацией имеет важнейшее значение хотя бы потому, что она сама по себе играет весьма существенную социальную роль. В современной индустриальной среде, в которой доминируют сложнейшие технологии, организации объединяют в себе знания, людей и материалы и тем самым выполняют задачи, непосильные величайшему, но работающему в одиночку гению. Именно организации обеспечивают безаварийное осуществление 17 тыс. авиарейсов ежедневно, обеспечивают население бензином и электричеством, теплом и связью, миллионами автомобилей, тысячами кинофильмов, так любимыми всеми нами компакт-дисками. Организации — основа нашего общества. По окончании учебного заведения большинство выпускников пойдут работать в какую-то из них. Да и сейчас вы являетесь членами организаций, будь то колледж, университет, церковь, студенческое общество или клуб. Мы ежедневно сталкиваемся с деятельностью организаций: при продлении водительских прав, при обслуживании в приемном покое больницы, когда мы покупаем продукты в супермаркете, посещаем кафе или приобретаем одежду. А основную ответственность за деятельность организаций несут их менеджеры. Именно они следят за тем, чтобы с умом использовались имеющиеся в распоряжении организации ресурсы.

           Исходя из нашего определения  управления обязанность менеджера  заключается в эффективном и  рациональном использовании ресурсов для достижения целей организации. Эффективность организации — это степень ее приближения к поставленной цели, которая показывает, насколько организация преуспела в выполнении своих функций, т. е. предоставлении потребителям необходимых им товаров и услуг. Под производительностью понимают оценку количества ресурсов, потребовавшихся для достижения цели организации (сырье, материалы, денежные средства и сотрудники, задействованные в производстве данного объема продукции или получении определенного результата). По сути, имеется в виду объем ресурсов, необходимый для производства товара или услуги.

           Таким образом, менеджмент организации  несет непосредственную ответственность  за достижение высоких результатов  деятельности, т. е. выполнение поставленных перед организацией целей посредством эффективного и производительного использования ресурсов

           Мастерство менеджера

           Работа менеджера никак не  укладывается в какую-то одну  плоскость и требует от индивида обладания широким кругом навыков. Некоторые исследователи составляют длинные списки навыков и умений, которыми должны обладать руководители организаций или подразделений, но мы объединим их в три категории: концептуальные, человеческие и технические, степень необходимости которых варьируется в зависимости от положения менеджера на служебной лестнице. Но независимо от нее эффективный руководитель должен обладать всеми тремя основными видами навыков.

           КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

           Концептуальные навыки — это  когнитивные (познавательные) способности человека воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи ее частей. К числу таких навыков относятся мышление менеджера, его умение обрабатывать поступающую информацию и его способности к планированию. Менеджер должен представлять себе как роль каждого отдела фирмы в организации, положение компании в отрасли, так и ее роль в обществе и более широкой деловой и социальной среде. Это помимо всего прочего предполагает и способности к стратегическому мышлению, т. е. оценке долгосрочных перспектив организации.

           Концептуальные навыки необходимы  всем менеджерам, но особое значение  они имеют для руководителей  высших уровней организации, которые должны уметь схватывать суть каждой возникающей ситуации, выделять важнейшие ее факторы и предугадывать дальнейшее развитие событий. К примеру, структура и организация деятельности основного производителя программного обеспечения Microsoft Corporation отражают концептуальные навыки ее основателя Билла Гейтса. Четко сформулированные цели бизнеса известны всем ее работникам, Microsoft получает миллиардные доходы и укрепляет свою репутацию лидера отрасли. По мере того как менеджер продвигается на верхние уровни иерархии организации, он должен уделять все больше внимания развитию концептуальных навыков. В противном случае его путь на вершину «пирамиды» может закончиться на дальних подступах к ее вершине. Например, старший инженер, который с головой погружен в технические проблемы, не задумываясь о стратегии развития организации, вряд ли добьется успеха, если ему будет поручено руководство компанией, ибо такие обязанности высших менеджеров, как принятие решений, распределение ресурсов и проведение изменений требуют более широких взглядов.

           ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ НАВЫКИ

           Под человеческими навыками понимают способности менеджера к работе с людьми и посредством людей, а также умение эффективно взаимодействовать в качестве члена команды, проявляющиеся в том, как менеджер относится к сотрудникам: как он мотивирует их, как содействует их деятельности и координирует ее, подает пример, как он общается и разрешает конфликты. Обладающий развитыми человеческими навыками менеджер мотивирует подчиненных к самовыражению, стимулирует их вовлеченность в деятельность организации. Так, Рита Бейли, менеджер по персоналу в Southwest Airlines (компании, которая связывает свои успехи прежде всего со своими работниками), использует человеческие навыки в ежедневном общении с сотрудниками организации и желающими занять свободные места в ее рядах, стремясь определить перспективы их адаптации к внутренней культуре компании. Проведение доброжелательных и вместе с тем информативных собеседований требует от Р. Бейли хорошо развитых человеческих навыков и знания людей. Такой менеджер, как Рита Бейли, любит других людей и пользуется взаимностью.

           Роль человеческих навыков менеджера  постоянно возрастает, чему способствуют  и глобализация, и возрастание  степени многообразия рабочей  силы.

           ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

           Технические навыки — это специальные  знания и умения, необходимые для выполнения рабочих задач, т. е. навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимых при выполнении конкретных функций, таких как исследования и разработки, производство или финансы. Владение менеджера техническими навыками предполагает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно применять инструментальные и иные средства для разрешения проблем в данной конкретной области. Опираясь на свои технические навыки, Родни Мотт, главный инженер нового сталелитейного завода Nucor в Арканзасе (США), принял решение о необходимости установки нового литейного оборудования стоимостью более $ 50 млн, что позволило удвоить объем производства (до 36 тыс. т стали в неделю). Особенно важны технические навыки на низших организационных уровнях. Многие работники получают свою первую управленческую должность (т. е. становятся менеджерами) благодаря прежде всего своим навыкам в технической области. Однако по мере продвижения по ступенькам иерархии потребность в них уменьшается, а значение человеческих  и концептуальных навыков возрастает.

Информация о работе Что такое менеджмент