Чрезмерная налоговая нагрузка как причина появления теневой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение теневой экономики и причин ее возникновения.
Задачи исследования:
• определить понятие теневой экономики, ее структуру;
• охарактеризовать основные причины возникновения теневой экономики;

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика теневой экономики 5
1.1 Понятие теневой экономики………………………………………....5
1.2 Структура теневой экономики………………………………………8
1.3 Причины возникновения теневой экономики…………………….10
2. Чрезмерная налоговая нагрузка как основная причина возникновения теневой экономики 14
2.1 Налоговая нагрузка в РФ……………………………………………14
2.2 Цели налоговой политики……………………………………………21
2.3 Совершенствование налоговой системы РФ………………………24
Заключение 28
Библиографический список………………………………………………..30
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

чрезмерная налоговая нагрузка.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Еще одной чертой новой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости.

Согласно недавним исследованиям, 27% трудоспособных россиян имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в "посреднической деятельности", треть – в розничной торговле.

В условиях экономического кризиса теневая экономика в России имеет устойчивую тенденцию к росту. 

 

1.3  Причины возникновения теневой экономики

 

Условия для теневой экономики формируются общим состоянием экономики. Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности, возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития теневой, в том числе криминальной экономики.

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики в России является переход от бюрократической командной системы управления к рыночной.

В результате того, что в период проведения реформ, многочисленные слои населения, доходы которых оказались значительно ниже прожиточного уровня, люди вели нерегистрируемую государственными органами хозяйственную деятельность по производству товаров и оказанию услуг населению, поэтому ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые "разборки". За последние годы особо активно преступная деятельность проявляется в ряде сфер. Одной из них является производство и реализация алкогольной продукции. Несмотря на принятые меры, положение в этой сфере не улучшается.

Основой возникновения теневой экономики является также и резкое имущественное расслоение населения при утрате основной его частью, прежде всего молодежью, социально значимых ориентиров, подмена их "идеалами" потребительства, наживы, криминала. В России большая часть населения относится к категории "бедных", велика доля безработных и фиктивно занятых, наличие "социального дна" из числа вышедших из тюрем людей, нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, возросло число беженцев из "горячих точек" бывшего СССР, увеличивается доля неустроенных профессионалов, демобилизованных из армии и всех силовых структур. Из-за невыплат заработной платы и пенсий сложился гигантский слой "новых бедных".

Традиционно, к основным факторам развития теневой экономики относят следующие:

      чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки;

      чрезмерная регламентация экономической деятельности;

      значительные масштабы государственного сектора в экономике.

Относительно новым фактором развития теневой экономики является транснационализация и глобализация экономики.

Этот фактор особенно заметен в странах с либеральной, либо слабоконтролируемой финансовой системой, активно вовлеченных в международные экономические отношения.

Все вышеперечисленные причины относятся, прежде всего, к деятельности по производству и реализации незапрещенных товаров и услуг.

Они являются общими для государств с различными типами экономики: для стран с рыночной, переходной экономикой, а также для развивающихся стран.

Выделяется также ряд факторов, которые либо присущи исключительно экономикам переходного типа (всем или некоторым), либо оказывают различное влияние в условиях различных типов хозяйственных систем.

Разнонаправленное влияние на масштабы теневой экономики оказывает такой фактор, как масштабы доходов и расходов государственных финансовых фондов (прежде всего бюджета).

В наших магазинах товары зачастую дороже, чем в соседних странах. Это происходит потому, что на них начисляется много налогов, которые делают товары более дорогими. Вдобавок наша налоговая система очень жесткая. Она одинаково сурово наказывает и за уклонение от уплаты налогов, и за ошибки в их исчислении.

В результате у многих формировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и частичному переводу деловой активности в тень.

Другая причина работы в теневой              экономике – чрезмерное вмешательство контролирующих органов. Сложные процедуры согласования цен, сертификации, лицензирования, способны отбить всякий интерес к законопослушной деятельности. Проще работать без официальной регистрации.

Это касается в частности ремонта квартир и автомобилей, частного извоза, аренды квартир, ввоза и реализации товаров.

Чрезмерное вмешательство государственных органов в экономику приводит к искусственному неравенству предприятий различных форм собственности, приносит (прямо или косвенно) выгоды одним и потери другим, что также создает благоприятные условия для роста теневой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Чрезмерная налоговая нагрузка как основная причина появления теневой экономики

2.1 Налоговая нагрузка в РФ

 

Прибыль является основным стимулом частнопредпринимательской деятельности в рыночной экономике. Поэтому при ее налогообложении остро встает проблема количественных критериев, которые необходимо соблюдать, чтобы чрезмерные налоговые изъятия из прибыли не подрывали ее производственно-стимулирующую функцию.

Положение усугубляется такими типичными для них явлениями, как неэффективность демократических институтов, слабая защита собственности и контрактов, коррупция, проведение фискальной политики в пользу узких групп интересов, неадекватное регулирование предпринимательской деятельности. Естественной реакцией налогоплательщиков выступает оппортунистический тип поведения, при котором они воспринимают налоги как наказание и минимизируют участие в финансировании общественных товаров.

Предприниматели руководствуются не абстрактными сравнениями пользы государства и потерь от налогообложения, а вполне конкретными соображениями о величине риска: насколько сумма налога выше, чем санкции за уклонение от него. Если последствия уклонения не слишком тяжелы, а вероятность обнаружения невелика, то большинство предпринимателей предпочтет уйти от налогов или минимизировать их, воспользовавшись слабыми местами и противоречиями в налоговом законодательстве или в технике взимания налогов.

Международная практика выработала такие критерии. Считается, что доля налоговых изъятий из прибыли не должна превышать 30—40%.[6] Если подобные изъятия составляют более 50% прибыли, то они крайне отрицательно и даже разрушительно действуют на ее производственно-стимулирующую функцию.

Налогообложение прибыли в странах с развитой рыночной экономикой формируется в соответствии с этими критериями. Поэтому доля налогов на прибыль в общих налоговых поступлениях этих стран, как правило, относительно умеренна (5—10%).

В России ситуация в налогообложении прибыли противоположная, что вызвано преимущественно фискальными соображениями. Это характеризует показатель доли налога на прибыль во всех налоговых поступлениях.

В развитых странах при определении налогооблагаемой прибыли из валовой выручки разрешено исключать практически все издержки производства. Ограничения подобных исключений, например «чрезмерных» представительских расходов, незначительны.

В России эти ограничения гораздо шире и жестче. Так, в себестоимость при определении налогооблагаемой прибыли разрешается включать лишь незначительную часть процентных платежей за кредит, которые в России весьма велики.

Это приводит к тому, что реальная ставка налога на прибыль, соответствующая международным стандартам, завышается по сравнению с официально объявленной ставкой.

Также на увеличении налогообложения прибыли сказывается слабое использование общих налоговых льгот: преобладали и преобладают индивидуальные льготы.

Заметные изъятия из прибыли российских предприятий происходят за счет налога на их имущество, налогов на природные ресурсы (в добывающей промышленности), ряда местных налогов.

Столь чрезмерная налоговая нагрузка стала причиной того что многие предприятия предпочли уйти в тень.

Тяжесть налоговой нагрузки признается одним из самых значимых факторов, стимулирующих рост теневой экономики и активизацию криминальной экономической деятельности. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимула для дальнейшей активной деятельности. По оценке экспертов, в Западной Европе именно из-за прямых и косвенных налогов 55% всех предприятий переходят в теневой сектор

Он оказывает воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. Вместе с тем его действие в каждой стране отличает своими особенностями. Например, в США особое влияние оказывают высокие ставки подоходного налога. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. В странах, осуществляющих политику протекционизма, особое влияние оказывают высокие ставки экспортных и импортных пошлин.

Деформация налоговой политики и тяжесть налоговой нагрузки является в России мощным фактором роста теневой экономики и ее криминализации. Это проявляется в следующем.

Во-первых, структура налоговых изъятий не соответствует структуре доходов экономических агентов, налоговая нагрузка распределена неравномерно. Так, промышленность России, производя 37% ВВП, уплачивает 51% всех налогов.[7]

Вклад же банковского и торгового секторов неадекватен их реальным финансовым возможностям. Например, торговля, дающая 20% ВВП, вносит в бюджет не более 4% налогов.

Налоговая система препятствует экономическому росту и побуждает экономических агентов выбирать экстремальные, в том числе противоправные и откровенно криминальные способы улучшения своего финансового положения.

Создаются стимулы перераспределения ресурсов в спекулятивный сектор, по характеру своему менее контролируемый и более криминогенный. Это не в последнюю очередь обусловлено слабостью государственных институтов и относительной легкостью контроля реального сектора по сравнению с финансово-посредническим.

Чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки – естественный результат деятельности государства, неспособного обеспечить реальный сбор налогов и стремящегося компенсировать сокращение налоговой базы увеличением ставок налогообложения.

Сокращение налоговых платежей вызывает рост налоговой нагрузки, которая, в свою очередь, вызывает рост налоговых правонарушений. Это вновь сокращает налоговые платежи и увеличивает налоговую нагрузку на все сокращающееся число законопослушных налогоплательщиков. Процесс возобновляется на новом уровне.

В результате снижение налоговых доходов сочетается с ростом налоговой нагрузки, тяжесть которой в современной России лишает предпринимателя стимулов к эффективной деятельности. Законопослушный налогоплательщик должен отдать в виде налогов, по различным оценкам от 60 до 90% прибыли.

Деформирующее воздействие налоговой политики системы проявляется и в ее репрессивной направленности, чрезмерной жесткости штрафных санкций. Так, в структуре общих налоговых недоимок на пени и штрафы в отдельные годы приходилось около 2/3.

Предприниматели реагируют на ситуацию массовым уклонением от уплаты налогов. Избежать значительных платежей государству достаточно просто. По мнению экспертов, даже относительно невысокая доля неучтенного наличного оборота позволяет предприятию практически полностью уйти от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и отчислений на социальное страхование. Риск при этом минимален. Результат закономерен – доля укрывающих доходы от налогообложения юридических лиц возросла до 80%.

Ярким проявлением слабости государства является его неспособность на протяжении ряда лет ограничить предоставление индивидуальных льгот за счет средств бюджета различным группам специальных интересов.

Только таможенные льготы различным организациям достигали в последние годы 4-5 млрд. долл. в год. всего же объем разного рода налоговых льгот в стране в 1996 году составил 163 трлн. руб, что превышает размеры бюджетного дефицита.[8]

На вопрос какой должна быть оптимальная налоговая нагрузка единый ответ еще не найден. Налогоплательщик обычно считает справедливой налоговую нагрузку до 30%, тяжело воспринимает нагрузку в 40% и не приемлет ее, когда она больше 50%, то есть в описанном выше примере предприятие несет еще довольно сносное бремя.

Чрезмерная же налоговая нагрузка подрывает саму налоговую базу, снижает общую сумму налоговых поступлений. В ситуации, когда сумма налоговых выплат очень высока, предприятия предпочитают отсрочить свое возможное банкротство из-за неплатежей в бюджет против вполне реальной перспективы немедленного прекращения деятельности при переключении скудеющих денежных потоков на расчеты с бюджетом. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Юрайт, С-Пб.-2005.-328с.

Информация о работе Чрезмерная налоговая нагрузка как причина появления теневой экономики