Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 01:58, контрольная работа
С возрастающей мобильностью технологий и капитала конкурентоспособность зависит исключительно от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов - так сегодня говорит бизнес. Ведущие западные эксперты прямо отмечают, что по мере вступления развитых стран в постиндустриальную эру человеческий капитал будет приобретать все большее значение.
Разное содержание понятии "трудовые ресурсы" и "человеческий фактор" требует и разных подходов и способов их изучения. Трудовые ресурсы региона, отрасли и предприятия, как правило, описываются показателями численности и территориальности, демографической, отраслевой, профессиональной и квалификационной структур. Человеческий фактор производства характеризуется кроме этих признаков показателями отношения к труду, инициативы, предприимчивости, интересов, потребностей, ценностей, способов поведения в различных ситуациях.
Представляя значительный шаг вперед по сравнению с трудовыми ресурсами, понятие человеческого фактора содержит определенную ограниченность: в его рамках люди рассматриваются не как главная ценность общества, а как фактор внешних по отношению к ним процессов развития. Понятно, что эта ограниченность отражает достигнутую ступень развития нашего общества.
Человеческий
фактор - экономико-политический термин,
предмет интересов современной
общей теории систем, психологии труда,
эргономики и социологии. Внимание
к человеческому фактору
Административная система управления, формально признававшая особую роль человеческого фактора, на самом деле отвергала его содержательность, базировалась на принципах беспрекословного подчинения, приводя в конечном итоге к отчуждению личности от интересов общества, трудящихся - от общественных целей и интересов, и была связана с избыточной централизацией и бюрократизацией всей системы управления. В то же время переход на экономические методы управления показал, что они не могут быть реализованы без активизации человеческого фактора.
Наглядным подтверждением тому является тот факт, что сравнительно равный доступ разных стран к новым технологиям не привел к выравниванию уровня производительности в мировой экономике. Экономическая эффективность сравнимых производств в США значительно превосходила аналоги Западной Европы. Для выяснения причин этого явления в 50-х годах было проведено массовое международное обследование с привлечением специалистов Стенфордского университета (США) и европейских экспертов. Эта экспертиза убедительно показала, что разница в продуктивности между США и Западной Европой не связана с фондовооруженностью. Во многих европейских отраслях экономическая эффективность была на две трети ниже, чем в соответствующих американских отраслях при равных основных фондах. Единственным рациональным объяснением этой ситуации было явное отставание в методах управления, применяемых на европейских предприятиях.
Таким образом, значение новых методов управления персоналом как особой управленческой технологии, обеспечивающей максимальную реализацию потенциальной экономической эффективности вовлеченных в производство ресурсов, получило свое официальное подтверждение на международном уровне.
Прежде чем
рассматривать практические вопросы
активизации человеческого
1. Быстро увеличивающаяся
научно-техническая
2. Общество
попадает в возрастающую
3. Реальное
обобществление, приватизация и
специализация производства
Есть и другая
сторона вопроса, которая до последнего
времени в нашем обществе учитывалась
совершенно недостаточно и которая
касается объекта управления - трудящегося
человека, исполнителя. Социально развитый
человек обладает большим трудовым
потенциалом, но в то же время он является
более сложным объектом управления, чем
человек пассивный. Интересы работников
многосторонни, и поэтому управление человеческим
фактором, его активизация должны отличаться
разнообразием методов, гибкостью, целенаправленностью.
Авторитарная административно-
..............................
Рис. 1.1.1. Вложения в человека
Таким образом,
активизация человеческого
Активизацию
человеческого фактора следует
рассматривать и с точки зрения
социально-психологических
Во-первых, усложнилась
взаимосвязь между
Во-вторых, интенсификация производства и ускорение процесса его технического перевооружения динамично изменяют условия трудовой деятельности, воздействующие на реализацию трудовых потенций работника.
В-третьих, система управления производством "запаздывает", а порой и просто не готова к решению вопросов, связанных с возросшей мобильностью кадров, изменчивостью социальных интересов людей.
Следовательно, не возрастание технического уровня определяет ныне экономический потенциал предприятий и объединений, а человеческий фактор, воплощающий способность творить, изобретать, продуцировать новые знания.
В настоящее
время можно выделить три направления
активизации человеческого
Во-первых, делаются попытки внедрения систем управления и поощрения за конечные результаты работы в духе американской "рациональной" школы управления.
Во-вторых, изучаются примеры внедрения японских систем управления на предприятиях.
В-третьих, осуществляется разработка теории организационной или управленческой культуры (особенно в Швейцарии и Бельгии, в меньшей степени - во Франции и ФРГ) как самостоятельной, "европейской" теории управления коллективом и отдельным работником, хотя порой разработки, проводимые под флагом этой теории, очень тесно смыкаются как с американской, так и с японской школой. В настоящее время в США, а также в Западной Европе вопрос об управлении человеческими ресурсами рассматривается как обязательная функция руководителей предприятий высшего звена.
В условиях перехода к новому типу экономического роста в ведущих капиталистических странах качество рабочей силы рассматривается как ключевой фактор эффективности и экономической безопасности. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки и развития кадров непосредственно увязываются с новой техникой и технологией, с переменами в сфере занятости, с перестройкой хозяйственного механизма.
Быстрое обновление техники, накопление информации и новых знаний предполагают непрерывное обучение и повышение квалификации рабочих, инженерных кадров, служащих. Сегодня период, в течение которого устаревает половина знаний рабочего, по западным оценкам, сократился до 3-5 лет. К первоочередным проблемам, вызванным быстрыми технологическими изменениями, относят обеспечение массовой компьютерной грамотности. Прогнозы показывают, что к 2000 г. доля работающих, не имеющих знаний в области ЭВМ, сократится с 95 (1970 г.) до 36% (рис. 1.1.2).
...........................
Рис. 1.1.2. Развитие занятости на рабочих местах
Требования, изложенные в объявлениях о предоставлении рабочих мест, свидетельствуют о том, что сегодняшние специалисты по компьютерам должны быть прежде всего личностями в творческом и в профессиональном плане. Сотрудник должен также обладать способностью совершенствовать свои знания, быть восприимчивым к новым идеям, выносливым и общительным. Он должен уметь самостоятельно мыслить и действовать в интересах предприятия. От специалистов, занимающихся разработкой программного обеспечения, требуются следующие качества:
владение двумя языками программирования;
знание по меньшей мере одной используемой в настоящее время системы;
знание одной системы банков данных;
быть технически подготовленным к организации проекта.
Персональные
компьютеры воспринимаются сегодня
как нормальные орудия труда (при
условии, конечно, что у человека
есть навык работы с этим видом
компьютеров). Любые дополнительные
знания в этой области приветствуются,
а в некоторых случаях
Труд становится
все более квалифицированным, интеллектуальным.
Происходит вымывание
Для информационного
типа развития характерна и особая
структура занятости: преобладает
труд, связанный с "индустрией человека",
с решением научно-технических задач,
отмечающийся высоким уровнем общего
и профессионального
Информация о работе Человеческий фактор и его роль в развитии организации