Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:51, курсовая работа
Цель работы: изучить цели и функции управления предприятием на примере МУП г.Астрахани «Спецавтохозяйство по уборке города».
Задачи работы:
- изучить цели и функции управления в организации ;
- исследовать особенности организации менеджмента на предприятии МУП г.Астрахани «Спецавтохозяйство по уборке города».
Введение 3
Глава 1. Управление в организации : цели и функции 5
1.1 Менеджмент как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления 5
1.2 Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы 6
Глава 2.Особенности организации менеджмента на предприятии МУП г.Астрахани «Спецавтохозяйство по уборке города» 15
2.1. Историческая справка предприятия 15
2.2. Организационная структура управления предприятием 16
2.3 Организация системы контроля на предприятии 20
Заключение 23
Список использованных источников и литературы 25
Приложение 27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Управление в организации : цели и функции
1.1 Менеджмент как совокупность взаимодействия субъектов и объектов управления для достижения целей управления
1.2 Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы
Глава 2.Особенности организации менеджмента на предприятии МУП г.Астрахани «Спецавтохозяйство по уборке города»
2.1. Историческая справка предприятия
2.2. Организационная структура управления предприятием
2.3 Организация системы контроля на предприятии
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Актуальностью выбранной темы является то, что менеджмент как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, методах, организованной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных результатах широким использованием новейших научно-технических достижений, регулированием межфирменных отношений. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижении высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации фирмы к новым рыночным условиям производства или предметов потребления, обеспечённости современной электронно-вычислительной технологии, степени вовлечения во внешнеэкономическую деятельность. Однако определяющими факторами являются формирование и развитие рыночных отношений, конвертируемость рубля, стабилизация рыночных цен, эффективность использования инструментов финансово-кредитного механизма.
Проведение радикальной экономической реформы, предусматривающей изменения форм собственности, право предприятий на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, в частности, в определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, распределении прибыли (доходов) предприятий, выхода на внешние рынки, создаёт объективные экономические условия и вызывает необходимость применения менеджмента на российских предприятиях.
Для сохранения конкурентоспособности предприятия его организационная структура должна быть такой, чтобы вся работа была сфокусирована на конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе. Успех невозможен без компетентных людей, которые знают покупателей, особенности конкуренции и возможности производства для отдельных видов и групп продукции.
Таким образом, существуют структуры управления, которые можно назвать несовершенными. В условиях развивающегося рынка использование несовершенных производственных и организационных структур снижает эффективность производства в целом. Поэтому особенно актуально стоит вопрос о совершенствовании организационной и производственной структуры предприятия.
Серьезное внимание было уделено детальному рассмотрению сущности целей и функций управления на предприятии многими отечественными и зарубежными экономистами и учеными, такими как Томилин В.В., Короткое Э.М. и многими другими.
Перечисленные выше авторы в своих работах рассматривали лишь отдельные аспекты интересующей нас проблемы, соответственно, для получения более полного представления о сущности целей и функций управления на предприятии необходимо попытаться обобщить их в одной работе.
Цель работы: изучить цели и функции управления предприятием на примере МУП г.Астрахани «Спецавтохозяйство по уборке города».
Задачи работы:
- изучить цели и функции управления в организации ;
- исследовать особенности организации менеджмента на предприятии МУП г.Астрахани «Спецавтохозяйство по уборке города».
Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов — процессов управления.
Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия.
Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента)[1].
Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 1.
Рис. 1. Кольцо управления
Управление включает три аспекта:
- "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);
- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).
В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:
- сопоставление существующего состояния с желаемым ("где мы?" и "куда идем?");
- руководящие требования к действиям ("что надо сделать?");
- критерии принятия решений ("какой путь лучший?");
- инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?" (рис. 2).
Рис. 2. Сущность менеджмента
Основные виды целей:
- стремление к доходу;
- стремление к имущественному состоянию;
- стремление к благосостоянию;
- стремление к увеличению оборота ("доли рынка");
- стремление к снижению расходов;
- завоевание имиджа[2].
Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).
Нормативные требования к управлению включают:
- принципы предпринимательской деятельности;
- основные цели, объекты, сферы деятельности;
- требования к ее организации.
Основные принципы предпринимательской деятельности:
- четкое представление смысла предпринимательской деятельности;
- отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например, готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала);
- отношение к окружающей среде (к партнерам по рынку, общественной и экономической среде);
- восприимчивость к НТП;
- готовность к риску.
Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:
- к способу управления (например, авторитарный или демократичный);
- в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование);
- в среде информации (открытость, секретность);
- принципы мотивации;
- организационные структуры;
- принципы контроля.
Реализация всех этих нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и конкретные политики в отдельных сферах деятельности[3].
К структурной политике относят:
- политику создания фирмы (цели, решения, средства);
- политику места положения фирмы;
- политику ее правовой формы;
- политику отношения собственника к предприятию;
- кооперационную политику с другими фирмами;
- политику концентрации и разукрупнения;
- политику ликвидации фирмы.
Конкретные политики действий включают:
- политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.);
- инвестиционную политику;
- политику запасов;
- политику в области оборудования;
- кадровую политику;
- финансовую политику;
- производственную политику (система и тип производства, размер партий, технологические процессы, оперативное управление);
- политику сбыта (цены, распределение, реклама);
- политику отчетности о деятельности фирмы.
С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о морали деловых взаимоотношений — этике предприятия. Эти нормы должны обязательно вводиться в обеспечение стабильности предприятия и с целью ограничения принципа максимизации прибыли, что порождает конфликты при управлении конкретными сферами деятельности фирмы.
Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать:
- учет их индивидуальных особенностей;
- предоставление возможности полного раскрытия индивидуальности;
- защита от необоснованного вмешательства;
- гарантия прав;
- справедливая оплата;
- социальные гарантии;
- учет сфер персональной ответственности;
- участие в управлении и т.д.
По отношению к рыночному партнеру:
- доверительность в совместной работе;
- отказ от обмана;
- гарантированное оптимальное снабжение;
- внимание к потребителям;
- честность в конкуренции и т.д.
По отношению к акционерам:
- соразмерное участие в прибыли;
- честное информирование;
- совместные действия;
- защита интересов собственников и т.д.
Культура предприятия — совокупность ценностей, норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль поведения сотрудников. Ее основные аспекты:
- экономический (отношение к прибыли, контролю);
- организационный (стандартизация, формализация, четкое целеполагание, иерархия);
- технический (инновации, степень риска, роль НИОКР);
- рыночный (роль маркетинга, отношение к партнерам, роль предпочтений клиента) и т.д[4].
Идеальным является сочетание рамочной культуры для всей фирмы и гибкое формирование субкультур (маркетинга, учета, НИОКР).
Культура определяет стиль, репутацию (марку) предприятия.
Содержание и условия работы сотрудников, и в том числе менеджеров, определяет предприниматель (в соответствии с законом и договором). Это право он может делегировать работникам управления (менеджерам). Из этики предпринимательства вытекает и этика управления.
Проект "этики поведения" менеджеров (Давос, 1973 г.):
А. Профессиональная задача менеджера — служение клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу, приведение в равновесие противоречащих друг другу результатов.
Б. 1. Он должен служить клиентам, удовлетворяя наилучшим образом те потребности, которые обеспечивают честное соревнование фирм, что дает максимальное снижение цены, качество и разнообразие путем реализации достижений НТП.
2. Он должен служить сотрудникам, так как только тогда он будет восприниматься ими как руководитель.
3. Он должен служить инвесторам, обеспечивать максимальный доход как вознаграждение за риск.
4. Он должен служить обществу, способствовать НТП, помнить об экологии.
В. Услуги менеджера клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу возможны только в случае обеспечения долгосрочного существования предприятия, для чего необходимы достаточные доходы. Поэтому они являются средствами, а не целью.
Иерархия управления
Редко осуществляется одноступенчатая иерархия в управлении:
Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению(рис. 3).
Рис. 3. Иерархия менеджмента
Иерархия управления — инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень — тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности[5].
Информация о работе Цели и функции управления предприятием и организацией