Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 14:12, курсовая работа
Предметом исследования является - специфика государственного управления, как фактор определяющий бескризисность существования и будущего развития Российской Федерации.
Введение 3
Сущность и содержание государственного управления 4
Формирование и классификация целей государственного управления 11
Построение «древа» целей 18
Заключение 25
Литература 26
Это, безусловно, границы
распространения
Итак, Государственное управление – одна из форм государственной деятельности, направленная на осуществление задач и функций государства, выражающаяся в исполнительной и распорядительной работе государственных органов, представляет собой не только политическое, но и хозяйственное руководство. В содержании деятельности органов государственного управления определяется главными задачи и основными функциями государства.
2.Формирование и
Итак, целесообразно остановиться на основополагающем и очень сложном этапе формирования целей государственного управления. Как известно, цели выполняют обширные побудительные, стимулирующие и регулирующие функции. Цели государственного управления возникают на основе целей лежащих в основе жизнедеятельности данного общества. Они являются производными от целей общества.10
Цели и функции государственного управления взаимообусловлены. Если первые отвечают на вопрос «что делать?», то вторые «как делать?». А известно, что мало смысла сказать «что», когда не знаешь «как», и, наоборот, немного проку в знании «как» при неведении относительно «что».11
Работы по осуществлению стадий управленческого цикла образуют функции управления: планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование.12
Рассмотрим содержание каждой функции управления.
Планирование как первый этап процесса управления включает выбор целей деятельности органа управления по обеспечению эффективного функционирования и развития объекта управления. Реализация функции планирования в государственном и муниципальном управлении включает, во-первых, стратегическое планирование - разработку прогнозов на перспективу (пять и более лет), заключающееся в определении основных направлений социально-экономического развития объекта управления, количественных и качественных параметров его будущего состояния, выявления объема необходимых ресурсов и их источников, требующихся для достижения стратегических целей. Во-вторых, тактического планирования - разработку текущих (годовых) планов социально-экономического развития объекта управления как совокупности целевых программ. Функция планирования в государственном и муниципальном управлении предусматривает также разработку стратегических (перспективных), тактических (текущих) и оперативных (календарных) планов работы органов управления.
Организация как второй этап процесса управления включает комплекс действий органа управления по воздействию на объект управления для его перевода в заданное состояние, которое определяется в результате реализации функции планирования. Такими действиями являются подготовка и принятие управленческих решений по осуществлению всех мероприятий по переводу объекта в заданное состояние, доведение этих решений до сведения исполнителей и контроля их выполнения. Реализация функции организации осуществляется изменением порядка функционирования элементов, составляющих объект управления, в результате воздействия на объект органа управления.
Контроль и учет как третий этап процесса управления включает сравнение количественных и качественных параметров состояния объекта управления, предусмотренных в программах и планах социально-экономического развития с параметрами состояния объекта, полученными в результате его перевода в заданное состояние. В процессе осуществления контроля и учета реализуется обратная связь от объекта к субъекту управления, которая характеризует эффективность достижения поставленных в программах и планах целей. На основе результатов контроля и учета при необходимости осуществляется корректировка управляющего воздействия субъекта управления на объект. От совершенства контроля и учета зависит эффективность управления. Поэтому контроль и учет должен быть достоверным, своевременным и достаточно простым.
Регулирование и координирование как четвертый этап процесса управления. На этом этапе осуществляются регулирующие и координирующие воздействия субъекта управления на объект в соответствии с результатами контроля и учета за ходом перевода объекта в запланированное состояние. Регулирующие и координирующие воздействия на объект управления выполняются руководителями органов государственного и муниципального управления (главой администрации и его заместителями по соответствующим комплексам управления) в режиме оперативного руководства по ликвидации возникающих отклонений объекта управления входе его перевода в заданное состояние.
Функции управления планирования, организация, контроль и учет, регулирование и координирование реализуются в любых сферах социального управления. Поэтому они получили название основных функций социального управления. На их базе формируются функции управления в конкретной социальной сфере.
Функции государственного управления - объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы. Это специфическое воздействие государства причем важно отметить, что оно является целостным.13 На набор функций государственного управления влияют по крайней мере 2 фактора: состояние, структура, самоуправляемость общественных процессов, то есть совокупности управляемых объектов и ,безусловно, место и роль государства в обществе.
В жизни людей все начинается с выдвижения каких-то целей, которые исходят из их потребностей и интересов и обычно направляются на их удовлетворение. И практически вся, и всегда энергия людей уходит на реализацию целей. Но данная проблема в теоретических работах по государственному управлению почти не ставится, вроде того, что в ней и так все ясно и не заслуживает внимания. Не исследуется и не раскрывается механизм целеполагания, вне анализа и оценки которого вообще нельзя ничего понять в управлении, и не только государственном.
Тем самым, вопрос о целеполагании в управлении вообще (в любом его виде), а в государственном управлении особенно, принадлежит к числу самых актуальных и важных для управленческой теории и практики. И, к сожалению, к тем из них, методология которых менее всего разработана. Долгие годы в нашей стране не обсуждалась проблема того, какое общество хочет народ, в чем реальные интересы последнего и как добиться их практической реализации. Цели перед обществом и государством обычно постулировали верховные правители в виде императоров, вождей и лидеров со своим окружением. Народ на государственном уровне по существу никогда не выступал субъектом формирования целей государственного управления; обычно ему отводилась роль средства реализации таких субъективистских целей, причем в условиях, когда о цене средств особо не беспокоились.
Можно сказать, что цель в управлении представляет собой идеальный образ (логическую модель) желаемого состояния субъекта или объекта управления, сформулированный на основе познания и учета их объективных закономерностей и организационных форм, потребностей и интересов. Цели в управлении, которые предполагают практические действия многих людей, менее всего связаны с прожектерством, фантазированием, волюнтаризмом, безграмотностью и иными «теориями» спящего ума.
Переход к подлинной (а не словесной) демократии предполагает прежде всего изменение механизмов целеполагания в государственном управлении, придание данной подсистеме элементов объективно обусловленного, субъективно обоснованного и рационального характера. Как уже показано, цели представляют собой продукт сознания, субъективное отражение объективного. Подобная двойственность - объективное основание и идеальное выражение - ведет к тому, что в каждой цели может быть весьма различным соотношение между действительным и идеальным (воображаемым), образно говоря, между «земным» и «небесным». Чаще в целях превалирует субъективное, ибо его легче создавать: лежи на диване, смотри в потолок - и сочиняй посмелее да поглобальнее. Этим-то и занимается уже не одно столетие наша «радикальная» интеллигенция.
Однако выдвижение целей перед государственным управлением, с одной стороны, касающимся всего общества, а с другой - опирающимся на государственную власть, - очень трудный интеллектуальный процесс. В нем можно выделить следующие системообразующие моменты.14
Во-первых, общественные источники возникновения и фиксирования целей государственного управления. Надо сразу же сказать, что в отличие от сложившихся стереотипов, по которым, «сверху», мол, виднее, объективно цели государственного управления рождаются и должны рождаться «внизу» - идти от потребностей и интересов людей, объединенных в государство. Пора в конце концов осознать, что смысл и цели нормального государства состоят в томи только в том, чтобы благоприятствовать материальному и духовному развитию своего народа. Нет избранных народов, и ни на один народ Господь не возложил какие-либо мессианские функции. Если кто и пытался их присваивать, то делал это по собственной инициативе и в своих корыстных интересах. Тем самым именно внутреннее состояние общества и волнующие его проблемы являются подлинным и актуальным источником формирования целей государственного управления.
Во-вторых, субъективная сторона целеполагания и вызываемые ею относительность и открытость сформулированных целей государственного управления. Существуют реальные трудности в обосновании целей, которые никогда нельзя игнорировать. Ведь любое будущее всегда неясно, неведомо, вероятностно, альтернативно, открыто. Предвосхищать его приходится на базе информации о прошлом. Все, что свершилось, стало историей, мы знаем, но что будет, можем только предполагать, хотя анализ определенных тенденций, закономерностей, однозначных проявлений создает предпосылки для известного проникновения в будущее. В то же время без начертания будущего нельзя строить даже частную жизнь, не говоря уже об общественной, к тому же в рамках государства. Известна формула французского философа О. Конта: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять. Без «заглядывания» в будущее, конечно, об управлении не может быть и речи.
В-третьих, иерархия целей государственного управления, которая имеет большой социологический смысл. Под влиянием марксовой концепции экономического детерминизма у нас длительное время в государственном управлении его первичной, основополагающей целью считалось экономическое развитие. Но такой подход приемлем лишь в том смысле и пределах, что, действительно, экономика создает ресурсную базу для общества и решения его проблем. Превращение же экономики в самоценность ведет часто к разрушению системы «природа - общество - человек, что хорошо видно на примере многих стран, в том числе и развитых. Думается, что главным для общества и тем самым для государственного управления является создание, поддержание и улучшение условий для свободной, спокойной, творческой жизнедеятельности людей, налаживание рациональных взаимоотношений между личностью, обществом и государством. Отсюда и иерархия целей государственного управления, построенная на принципе приоритета потребностей и интересов развития общества.
Структура основных видов целей государственного управления:
- общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;
- социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;
- духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом - с введением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей;
- экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;
- производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и способствуют их осуществлению;
- организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления построение соответствующих функциональных и организационных структур;
- деятельностно - праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам;
- информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией;
- разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.