Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 14:12, курсовая работа
Предметом исследования является - специфика государственного управления, как фактор определяющий бескризисность существования и будущего развития Российской Федерации.
Введение 3
Сущность и содержание государственного управления 4
Формирование и классификация целей государственного управления 11
Построение «древа» целей 18
Заключение 25
Литература 26
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Система государственного управления»
на тему
«Цели государственного управления: сущность, основные виды, формирование «древа» целей»
Выполнила: студентка 3 ГЗС,
Содержание:
Введение 3
Заключение 25
Литература 26
Введение
Из самого трудного положения всегда есть выход или даже несколько. Самый простой и легкий – смирится с судьбой, опустить руки, ждать милостыни или уповать на волю Божью. А выход для сильных и мужественных людей – посмотреть опасности прямо в лицо, оценив ее, реально взвесить свои ресурсы, проанализировать допущенные ошибки и заблуждения, обогатить себя знаниями, засучить рукава, в поте лица своего трудится, и преломить жизнь к лучшему. Все упирается в выбор.
Одна из форм государственной деятельности, направленная на осуществление задач и функций государства, выражающееся в исполнительной и распорядительной работе государственных органов, представляет собой не только политическое, но и хозяйственное руководство – это и есть государственное управление.
Задачей является формирование ценностных ориентиров, соответствующих современной цивилизации, освоение государственного управления.
Предметом исследования является - специфика государственного управления, как фактор определяющий бескризисность существования и будущего развития Российской Федерации.
Объектом исследования является – цели государственного управления, их основы, сущность и формирование «древа» целей.
Целью данной курсовой работы является изучение сущности и раскрытие содержания государственного управления и управления в целом. Рассмотрение взаимообусловленных целей и функций государственного управления, также остановимся на основополагающем и очень сложном этапе формирования целей государственного управления. Ключевым моментом является построение «древа» целей государственного управления на базе и с учетом их иерархии, где особое место занимает их стратегический уровень.
1. Сущность и содержание государственного управления.
В раскрытии понятия государственного управления, а на его основе всего богатства соответствующего научного знания важное значение принадлежит толкованию обоих его составных - «государственное» и «управление».1
Прежде всего определим, что же такое управление?. Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.
Наиболее широко управление рассматривается кибернетикой (Н.Винер), которая выделяет самые общие свойства взаимосвязей в механических, биологических и социальных системах.2
Управление - это одна из труднейших и ответственных сфер интеллектуальной и практической деятельности людей. Это сфера, от состояния которой во многом зависит благополучие общества и в конечном счете - судьба каждого человека.
Управление существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. Посредством управления прежде всего и главным образом люди связываются между собой, совместными усилиями формируют «ткань» коллективной и общественной жизни. Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности, продукты духовного творчества и т.д., но сторонами в управлении могут быть только люди. И положение не меняется ни при создании автоматизированных систем управления (АСУ), ни при взаимодействии управления с техническими, технологическими и биологическими системами с самым высоким уровнем объективной и искусственной саморегуляции - в управлении все исходит от человека и ориентировано на человека.
В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:
Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
Управление служит интересам
взаимодействия составляющих ту или
иную систему элементов и представля
Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).
Управление предполагает
не только внутреннее взаимодействие
составляющих систему элементов. Существует
множество взаимодействующих
Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.
Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы, и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.).
Субъектом управления является органическая структурно-функциональная составляющая социальной системы управления, это индивид или группа людей, наделенный властными полномочиями принимать управленческое решение, оказывать волевое, интеллектуальное и нравственное влияние на других. Субъект управления выполняет роль генератора идей и разработчика концепций управления.
Объект управления, материализует цели управления, как часть системы выполняет управленческие решения, обеспечивает в итоге реализацию социальной мысли конкретной данной системы управления.
Поскольку субъект и объект управления – это теоретически расчлененная целостность, называется системой управления.
Хочется особо подчеркнуть, что управление есть процесс и продукт функционирования сознания и воли людей, важнейшее направление действия их разума.3
Многие авторы основанием видов управления признают природу и субстанциональную специфику субъектов управления, исходя из чего разграничивают государственное управление (субъект управляющих воздействий - государство), общественное управление (субъект управляющих воздействий - общество и его структуры) менеджмент (субъект управляющих воздействий - предприниматель, собственник)4.
Что же понимается под термином «Государственное управление» ?
Несмотря на широкое распространение этого термина единое определение его понятия в научной литературе отсутствует.
Одни авторы под государственным управлением понимают практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразований, опирающееся на властную силу5. Другие - как деятельность всего государственного аппарата по регулированию общественных отношений, по управлению как общественными, таки собственными делами6. Третьи - как практическую организующую деятельность государства на основе и во исполнение законов, состоящую в осуществлении исполнительно-распорядительных функций непрерывно действующим аппаратом государственного управления7. Четвертые - как организующую, исполнительно-распорядительную деятельность органов государства, осуществляемую на основе и во исполнение законов и состоящую в повседневном практическом выполнении функций государства. Пятые - как сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в котором реализуются общественные потребности и интересы, обозначенные цели и воля общества8.
Тем не менее государственное
Следовательно, государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. В подобном смысле государственное управление, понимаемое как исполнительно-распорядительная деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «государственное управление» — более широкое по сравнению с исполнительной властью. Последняя, в известном смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное управление — это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.
Рассмотрим важнейшие на мой взгляд, характеризующие государственного управления:
Государство, выступая в качестве субъекта управления, придает государственному управлению важное свойство, без которого оно не могло бы состояться. Это свойство системности. Как иначе, могло бы быть осуществлено управление огромными массами как человеческих, так и материальных ресурсов. Данное свойство принципиально ведь только при его наличии может осуществляться согласованность, координация, целеустремленность и эффективность.
Определяющее влияние
на характер воздействий, осуществляемых
данным видом управления, оказывает его
субъект, то есть государство, и заложенная
в нем властная сила. Так, обретясь к современной
"Краткой философской энциклопедии"
государство понимается как " структура
господства, которая постоянно возобновляется
в результате совместных действий людей,
действий, совершающихся благодаря представительству,
и которая, в конечном счете, упорядочивает
общественные действия в той или иной
области". Государство, тем и отличается
от общественных структур, что им реализуется
по отношению к людям государственная
власть, которая имеет в источнике правовую
обусловленность (легитимность), а в реализации
силу государственного аппарата, обладающего
средствами принуждения. Это силовое давление,
которое ведет к тому, что поставленные
в управлении цели, содержащиеся в нем
организационные моменты, и установленные
им нормы должны быть исполнены. Следовательно,
все проблемы, связанные с государственным
управлением, носят исторический характер:
каково государство, что и как оно делает,
какие ставит перед собой цели.