Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 05:28, реферат
Цель любой управленческой деятельности – организовать работу так, чтобы она принесла наибольший эффект. Для этого необходимы различные ресурсы, прежде всего материально-технические, финансовые, информационные и кадровые. Управление начинается, прежде всего, с поиска первых трех видов ресурсов и затем уже их рационального использования. Гораздо сложнее с кадровыми ресурсами. Недостаточно просто заполнить имеющиеся вакансии. Определяя перед началом любого дела круг его исполнителей, руководителю имеет смысл задать себе три вопроса:
Цель любой управленческой деятельности – организовать работу так, чтобы она принесла наибольший эффект. Для этого необходимы различные ресурсы, прежде всего материально-технические, финансовые, информационные и кадровые. Управление начинается, прежде всего, с поиска первых трех видов ресурсов и затем уже их рационального использования. Гораздо сложнее с кадровыми ресурсами. Недостаточно просто заполнить имеющиеся вакансии. Определяя перед началом любого дела круг его исполнителей, руководителю имеет смысл задать себе три вопроса:
Отечественные управленцы и исследователи в области образования, как правило, старались детально анализировать первые два вопроса и, исходя из этого, строить свою деятельность по управлению персоналом. Положительный ответ на третий вопрос считался очевидным и редко у кого вызывал сомнения, особенно если речь шла о педагогах. Принято было считать, что «лицо школы» определяет профессионализм учителей, о котором обычно судили по показателям квалификации (наличия почетного звания, высокой категории, различного рода наград) или академическим успехам учеников.
Желание
работать продуктивно подчас становится
ключевым фактором достижения успеха
организацией. Можно поставить
Психологи связывают мотивацию труда с побудительной стороной поведения работника, которая обеспечивает активизацию и направленность деятельности сотрудника в конкретной ситуации и затрагивает такие стороны деятельности, как ее причины, продолжительность и устойчивость. Ослаблением мотивации объясняется прекращение деятельности в случае достижения определенных результатов, переключение ее на другие объекты.
По мнению многих исследователей, в основе мотивации труда лежит процесс удовлетворения потребностей работника, отражающих нужды человека, которые он пытается удовлетворить в своей деятельности. Поэтому потребности можно рассматривать не только как причины, побуждающие к действию, но и некоторым образом влияющие на систему ценностей, убеждений и мировоззрения человека.
Ценности представителей различных профессий отличаются определенной спецификой. Так, С.Г. Вершловский выделяет особую группу ценностей, обусловленных педагогическим трудом, к которым относит, например, возможность общаться с детьми, преподавать любой предмет. Сюда же можно добавить пребывание в достаточно культурной среде школы, гордость за успехи учеников. Более чем другие профессиональные группы педагоги ориентированы на альтруистические ценности, такие как стремление быть полезным обществу, внимание к проблемам окружающих. Проведенный в конце 90-х годов опрос петербургских учителей показал, что в числе жизненных ценностей 37% педагогов указали на интеллектуальное развитие, 36% - на духовное развитие.
Внешними побудительными факторами, влияющими на возникновение потребностей, являются стимулы.
Все факторы, участвующие в мотивационном процессе и обуславливающие поведение работника в процессе труда, принято называть мотивационными. Они составляют мотивационную структуру личности, которая подвержена непрерывным изменением, но в то же время сохраняет устойчивость благодаря системе ценностей, регулирующей способы удовлетворения потребностей.
По
природе возникновения
Внутренняя
и внешняя мотивационные
Можно выделить
пять групп педагогов с различным
соотношением мотивационных доминант
в зависимости от стажа их работы:
Осуществление действий по мотивации труда – занятие достаточно сложное. Мотивационная сфера становится динамичнее и вследствие этого в меньшей степени, чем было раньше, поддается пониманию руководителями. Все это побуждает его регулярно обращаться к анализу поведения учителей с целью выявления наиболее значимых для них мотивов труда.
Неоднозначность
человеческого существования
Вместе с тем, будучи условием любой активности, потребность сама по себе не может задать этой активности должное направление. То есть любая потребность предполагает наличие предмета, с помощью которого она может быть удовлетворена. Для этого потребность должна «найти» свой предмет – тот объект или процесс, который необходим для ее удовлетворения и через который она опредмечивается, конкретизируется.
Предмет, который, отвечая актуальной потребности, выступает средством ее удовлетворения, является мотивом (от лат. movere - приводить в движение, толкать).
Ученые подчеркивают, что именно мотивы, а не потребности, оказывают наибольшее воздействие на деятельность и поведение человека. Ведь всякая потребность и отвечающие ей переживания степени ее удовлетворения или неудовлетворения проявляются, как правило, неосознанно, в эмоциях. Мотив же презентуется в сознании как объект, цель, на которую, в конечном счете, направлено поведению.
Какая
же потребность может стать
Как утверждают
теоретики и практики психологической
науки, мотивом может стать только
осознанная потребность.
Прежде чем потребность породит действие,
личность переживает сложный процесс
мотивации, который состоит в осознании
в той или иной мере субъективной и объективной
сторон потребности и действия, направленного
на ее удовлетворение
Мотив, являясь результатом мотивации, представляет собой внутреннюю психологическую активность, которая организует и планирует деятельность и поведение, в основе которых лежит необходимость удовлетворить потребности.
Крайне важно понимать, что термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Мотив (в отличие от мотивации) – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, являясь его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Словом «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:
Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.
Изучение мотивации позволяет выявить причины поведения работника в той или иной организации, которое принято называть организационным. Применительно к школе критерии эффективного поведения педагогов определяется миссией образовательного учреждения, вытекающими из нее целями и задачами педагогической деятельности, которые характеризуют ее уникальность. В разных образовательных учреждениях эффективное организационное поведение педагогов различно. Поэтому учитель, эффективно работающий в одной школе, перейдя в другую, далеко не всегда успешно работает в новой организации.
Анализ организационного поведения чаще всего делается с помощью понятия «удовлетворенность трудом». Однако следует разделять неудовлетворенность условиями работы в определенной организации и неудовлетворенность профессией.
Причины
неудовлетворенности работой в
конкретной школе обусловлены
В чем причины того, что наши управленческие действия, направленные на стимулирование желания педагогов работать лучше, не всегда приносят результат, на который мы рассчитываем?
Фредерик Герцберг, проанализировав причины, вызывающие неудовлетворенность работника своим трудом, и факторы, влияющие на повышение эффективности работы, обосновал двухфакторную теорию мотивации.
Теория мотивации
(Ф. Герцберг)
Факторы
Мотивирующие факторы
Факторы-мотиваторы (Ф.Герцберг): творческий и профессиональный рост, достижение успеха в деятельности, признание и одобрение результатов труда, продвижение по службе, высокая степень ответственности за выполняемое дело, оплата труда в зависимости от результата.
На
организационное поведение
По
мнению Д. Мак-Клелланда мотивация
человека к трудовой деятельности зависит
от осознания важности для него прежде
всего потребности в
Человек с высоким уровнем потребности в достижениях, как правило, предпочитает выполнять задачи средней или повышенной сложности, хотя и готов брать на себя ответственность за работу, несущую в себе элемент риска, что позволяет проявить определенную самостоятельность. Вместе с тем он не склонен к внедрению достаточно авантюрных, на его взгляд, изменений в своей работе, которые могут отрицательно сказаться на имидже педагога.