Бюрократия в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования являются: изучение проблемы бюрократизм в системе управленияв системе управления; глубокий анализ материалов на данную тему; краткое их изложение в моей работе; чёткое и детальное описание каждой из названных проблем, выявление их сути.

Содержание

Введение.

Появление и характер бюрократии.
Теория рациональной бюрократии М. Вебера.
Тория политической элиты В. Парето
Тория бюрократии К. Маркса.
.Советская форма бюрократии в системе управления.
Бюрократия как важнейшая составляющая системы управления.
Преодоление бюрократизма в системе управления.
Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

бюрократия 2 Шолохов.docx

— 59.44 Кб (Скачать)

     По  Марксу государство не выражает интересы граждан, а само их задает. Задача чиновников в обществе только по форме поддерживать всеобщей интерес. Для Маркса бюрократия является "формальный дух государства". Государственные институты, и бюрократия в их числе, есть продукт отчуждения управления от управляемого субъекта. Это делает логичным вывод Маркса а политическом разделении труда, где должность перестает быть частной собственностью (в идеале – это община, коммуна).

     Итак, по Марксу бюрократия это:

  • Это есть «государственный формализм» гражданского общества;
  • Бюрократия составляет, следовательно, особое, замкнутое общество в государстве;
  • Бюрократия есть мнимое государство наряду с реальным государством, она есть спиритуализм государства

     Схвачено  главное: связь бюрократии с властью, бюрократия как особый способ осуществления  власти.

 

     5.Советская форма бюрократии в системе управления.

     Построение  «нового» бюрократизма в России началось с деятельности В.И. Ленина. Он видел  причины многих невзгод советской  власти прежде всего в старых чиновниках, несущих в «новый» аппарат традиции имперского бюрократизма. Однако же эта проблема имела более глубокие корни. Она заключалась в реальной собственно бюрократической политике революционеров в вопросах государственного строительства, приведшей к появлению двух начал: диктаторского, обусловленного стремлением одарить всех счастливой жизнью, и анархического беззакония, ставшего нормой нового правительства. Все властные функции оказались в руках одной партии.

     Лидер большевиков частично скрыл, а также  довольно запутал суть проблемы, - в  виде вопроса о бюрократизме и  бюрократических извращениях. Бюрократия и сам бюрократизм не только сохранился, но и начал набирать мощь, которая  превзошла прежний «бюрократический аппарат».

     Политические  ошибки большевиков вытекали из их представления о государстве  и месте бюрократии в системе  властей, выраженном в ленинской  концепции слома государственной  машины и преодоления бюрократии. Ещё один важный аспект возрождения  бюрократии сразу же после революции, по Троцкому, связан с отсталостью  России по многим параметрам общественной жизни. Экономическая, социальная и  политическая отсталость стала той  существенной причиной, которая привела  к появлению бюрократии в её самых примитивных и грубых формах. В отличие от Троцкого, М. Джилас оказался ближе к истине в характеристике бюрократии «нового» общества. Суть его классовой теории заключается в том, что после победы пролетарской революции коммунистический партийный аппарат превращается в новый правящий класс – класс партийной бюрократии.

     Становление, развитие и трансформация советской  формы бюрократии представляет собой  поучительный пример эволюции политико-бюрократической  системы управления. Как всякое социальное явление, бюрократия имеет как внешние, так и внутренние причины развития.

     Проблема  «правящего класса» - полит бюрократии - не является изобретением большевиков. Она появилась гораздо раньше, о чём я сказала несколько выше.

     Советский правящий класс не сразу проявил  свою элитарность после октябрьского переворота. Этот класс на то время  ещё не являлся слаженным социальным строем, был разнороден, психологически противоречив. Но в процессе стабилизации советского строя в формировании правящего класса начинает прослеживаться определённая тенденция. Элитарность  в СССР, как и в эпоху Российской империи, является изначально прерогативой власти. Принадлежность к «высшему свету» определяется занятием соответствующей  должности во властной структуре. «Советская элита рождается как номенклатура». Для ленинской эпохи характерно не наличие элитарности в правящем слое, а начало бюрократизации этого слоя и всей общественной жизни. Советская элита произрастала из уже бюрократических институтов, что и отличало её от буржуазной европейской элиты.

     Вызванная условиями гражданской войны, система  повышенного вознаграждения старых специалистов, а затем и остальных  советских служащих, начинала выделять новый слой управленцев в привилегированное  сословие, но были и другие причины  возникновения советской бюрократии. Одна из них – это стремление переделать всю жизнь общества.

     Лишь  внешняя сторона исполнения приказа, особенно партийного, стала нормой общественной жизни и вызвала  количественный рост партийно-государственной  бюрократии. Формировался всё более  и более обособленный слой общества. Все сложные социальные проблемы решались с помощью создания каких-либо новых организаций и преобразования старых. Если в 1913 г. на 15 рабочих приходился 1 чиновник, то в советской стране в 1920 г. – уже 1 на 7 пролетариев, т.е. за 7 лет количество чиновников увеличилось вдвое.С началом в СССР индустриализации и коллективизации сельского хозяйства происходило расширение партийных рядов, в том числе и парт бюрократии. Таким образом, новый толчок в своём развитии бюрократическая система правления получила в 30-е гг. Сталин стал опираться на бюрократию, как на основной инструмент построения социализма. В советах была сведена на нет самостоятельность, где главную роль играли партийные комитеты. Это является ещё одной особенностью советской бюрократической системы. Партийные органы тем временем фактически уже осуществляли властные функции, абсолютно не неся никакой ответственности за свои действия. Система партийного контроля охватывала все органы власти и управления, как и все общественные организации, что в совокупности с подчинением силовых структур исключительно Политбюро и лично генеральному секретарю дало возможность Сталину и его окружению создать бюрократический режим, в ряде своих черт сравнимый с тем, что появился в то же время в Германии.

           Бюрократизм в СССР и в других странах социализма означал отчуждение большой массы  рабочих от власти, от управления общими делами. Вместе с этим отчуждением  расцвели все характерные для  бюрократизма явления: корпоративность, формализм, ведомственность, карьеризм, тщеславие, авторитарность. Бюрократизм  в первых странах социализма приобрел большой размах из-за разбухания государственного аппарата в результате чрезмерного  огосударствления средств производства и установления жёсткого государственного контроля над экономикой и всей общественной жизнью. Если даже считать такое огосударствление необходимым для решения задач первоначального социалистического накопления, следует всё же признать, что оно означало формальное обобществление производства. Но отчуждение рабочих от управления общими делами нельзя приписывать лишь своекорыстным интересам, намерениям и деятельности самой бюрократии. Данное отчуждение было, в первую очередь, следствием реальной неспособности массы трудящихся управлять общими делами. Оно было следствием того, что общие дела социалистического общества были для многих рабочих формально, а не реально общими.

     Итак, можно сказать, что созданная  советским режимом система льгот  и привилегий для высшего и  среднего чиновничества, которая предоставляла  чётко определённые блага в зависимости  от места, занимаемого в иерархии власти, стала неотъемлемой частью советского образа жизни. Такая бюрократическая  система правления обеспечивала с переменным успехом выполнение поставленных перед нею задач  на многие годы.

     Основанный  в 50-е гг. наиболее развитой в своей  форме советский тип политической системы напоминал прежние бюрократические  империи: государство стало единственным управляющим коллективным трудом, государственная  бюрократия превратилась, по существу, в единственное привилегированное  сословие. В обществе советского типа образ жизни и уровни доходов  различались по группам, но ни одна из них не являлась автономной и  не могла противопоставить себя другим.

     И вот, приблизительно в 60-х гг. XX в. внешне незаметное, но активное внутреннее разложение явилось неизбежным логическим следствием эволюции советской бюрократической  системы правления. Она показала как недостатки всех бюрократических  систем мира, так и специфику российского  пути развития данной системы.

     Власть  же по-российски в условиях радикальных  изменений 90-х гг. – это, в определённой степени, малоэффективный процесс  политического участия «масс», сопоставимый с советским периодом влияния  граждан на систему власти. Сегодня  такое положение дел в нашем  обществе объясняется скачкообразными  и быстрыми изменениями последних  лет в социальной сфере, быстрым  вовлечением разных общественных сил  в политику, в то время как медленно развиваются такие политические институты, которые адекватны этим силам. Социальные отношения стали  более сложными, но недостаточно связанными между собой.

     Стремительным становлением «новых» сил были подорваны  «старые» источники власти и старые политические институты, а «новые»  на данный момент находятся в стадии формирования.

     6.Бюрократия как важнейшая составляющая системы управления.

           В настоящее время  во всех индустриально развитых странах  государственный аппарат во главе  с правительством представляет собой  мощную разветвлённую систему разнообразных  органов, министерств и ведомств, служб управления государственными предприятиями, разного рода систем специализированных комитетов и комиссий и т.д.

           Огромный административный аппарат, созданный для решения  сложных проблем современной  жизни, постепенно завоевывает определенную автономию от законодательной и  судебных ветвей и нередко оказывается  в состоянии самостоятельно формулировать  и практически осуществлять политический курс в тех или иных сферах общественной жизни.

     Хотя  правительство юридически считается  высшим органом управлявшей системы, одновременно во многих странах оно  приобретает широкие полномочия сугубо политического характера. У него появляется ряд новых функций, относящихся к так называемому политическому планированию, оно вторгается в сферу законодательства, разрабатывая и формулируя многие законопроекты, которые затем проходят через парламент.

           В соответствии с  ныне действующими во многих странах  конституционными нормами правительство  приобрело широкие полномочия для  вынесения важнейших политических решений, связывающих и законодателя. Более того, развитие событий в  этой области привело к тому, что  возникло новое образование анонимной  власти-современное бюрократическое государство. Его монополия над средствами контроля над обществом и гражданами усиливается с помощью системы сбора налогов, принятия и реализации решений по тем или иным вопросам, касающимся жизненно важных интересов людей, проведения в жизни законов и нормативно-правовых актов, принятых высшими органами государственной власти.

     При всех негативных оценках, ассоциируемых с бюрократией, она превратилась в неотъемлемый элемент современных организаций, а также всех политических систем. Так, современный аппарат государственного управления невозможно представить без четких, рационально разработанных формальных норм и правил, без строгой профессионализации политики.

     Особенность государственного аппарата состоит  в том, что он носит постоянный характер. Отличие от высших органов  государственной власти, которая  находится в прямой зависимости  от результатов избирательной борьбы и расстановки сил в парламентах, служащие государственного аппарата не зависят от колебаний и перестановок на вершине государственной машины.

     Будучи  инструментом осуществления непосредственных властных функций, армия чиновников и служащих государственного аппарата продолжают делать свое дело независимо от правительственных кризисов, роспуска парламента, досрочных выборов. Основная масса чиновничества представляет собой стабильный контингент лиц, составляющих костяк системы государственного управления. Поэтому  не удивительно, что чиновничества стало могучей и влиятельной силой, подчас не зависимой от периодической смены правительства и выборных органов власти.

     Чиновник, занимающий тот или иной пост в  аппарате управления, является экспертом  определенного профиля, в то время как его выборный руководитель, как правило, находится в положении дилетанта. Кроме того, в процессе выполнения им своих обязанностей чиновник накапливает значительный объём конкретной информации, что еще более усиливает его влияние и позиции. Этому же способствуют и так называемые «кодексы бюрократии», согласно которым важнейшие сферы ее деятельности изъяты из-под контроля общественности.

     В определенной степени влиянии и  вес бюрократии можно ограничить и уравновесить с помощью выборных представительных органов. Но под прикрытием секретности бюрократия способна противодействовать попыткам выборным органов получить соответствующую информацию. В результате бюрократизм во всевозрастающей  степени пронизывает выборные демократические  институт, завоевывая у них одну позицию за другой.

     7.Преодоление  бюрократизма в  системе управления.

     Преодоление бюрократизма в системе управления — постоянная проблема и необходимый компонент функционирования и развития системы социального управления, общественных отношений в целом.

     Один  из путей преодоления бюрократизма — бюрократизация как реальная система мер по его преодолению, она предполагает использование способов как универсальных, (необходимых в любом обществе), так специфических, (свойственных конкретным типам общества) и ситуативных, (актуальных для конкретной общественной обстановки).

     К числу первоочередных мер относятся  повышение общей и особенно управленческой культуры, внедрение грамотного делопроизводства, использование средств автоматизации  в управленческих процессах. Важнейшим  методом борьбы с бюрократизмом  является упрощение процедур управления, придание им наглядности и доступности  для широких слоев населения.

Информация о работе Бюрократия в системе управления