Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 17:29, курсовая работа
Целью моего исследования являются: изучение проблемы бюрократизм в системе управленияв системе управления; глубокий анализ материалов на данную тему; краткое их изложение в моей работе; чёткое и детальное описание каждой из названных проблем, выявление их сути.
Введение.
Появление и характер бюрократии.
Теория рациональной бюрократии М. Вебера.
Тория политической элиты В. Парето
Тория бюрократии К. Маркса.
.Советская форма бюрократии в системе управления.
Бюрократия как важнейшая составляющая системы управления.
Преодоление бюрократизма в системе управления.
Заключение.
Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал
РГСУ в г.
Кафедра
общей экономики и управления
К
У Р С О В А Я Р А Б
О Т А
по учебной дисциплине
«Социология и
психология управления»
на тему
«Бюрократия в
системе управления»
Выполнил (-а) студент (-ка)
III курса, заочного отделения,
Группа № 3.1
Курсовая работа
допущена к защите
«____» ______________ 20___г.
Руководитель:
______________________________
(уч.
степень, уч. звание, должность) (подпись) (ФИО)
Курсовая работа
защищена с оценкой «___________________
Руководитель:
______________________________
(уч.
степень, уч. звание, должность) (подпись) (ФИО)
Таганрог, 2010г.
Содержание
Введение.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Выбранная мною тема – «Бюрократизм в системе управления» - очень интересна для исследования и изучения. На сегодняшний день она очень актуальна, потому что практически каждое развитое государство обладает такой структурой, как бюрократия. Это и страны Европы, и США, и Россия. В каждом государстве эта проблема существует со своими особенностями, со своими положительными и отрицательными чертами.
Целью моего исследования являются: изучение проблемы бюрократизм в системе управленияв системе управления; глубокий анализ материалов на данную тему; краткое их изложение в моей работе; чёткое и детальное описание каждой из названных проблем, выявление их сути.
Основные задачи изучения мною данной темы – это научиться самостоятельно, детально, глубоко исследовать проблему бюрократии в системе управления, правильно и обстоятельно изложить главное из усвоенного на бумаге, научиться грамотно и логично аргументировать свою точку зрения на изучаемую проблему. На данную тему написано множество литературы нормативного, а также художественного характера. Очень много статей и монографий различных учёных, профессоров высших учебных заведений и даже просто журналистов, интересующихся данной проблемой с обывательской точки зрения. Труды российских учёных датированы в основном 90-ми годами, т.е. они были опубликованы уже после развала СССР. Отсюда можно сделать вывод о том, что проблема бюрократизма в системе управления занимала умы различных людей и в конце XIX в., и в веке XX, занимает и сейчас - в XXI веке. Поэтому можно сказать, что практическая значимость проблемы бюрократии в системе управления велика. Существует множество точек зрения на данную проблему. Ведь сколько авторов – столько мнений. Некоторые из них совпадают, некоторые кардинально различаются. Моя задача в том, чтобы доступно и понятно изложить суть выбранной мною темы: исследовать сначала проблему бюрократизма; определить основные концепции этой структуры; дать описание формам бюрократии; объяснить суть данного термина, его происхождение и происхождение самой бюрократии; исследовать характер взаимосвязи бюрократии в систему управления.
Как
бы нам ни казалось, что бюрократизм
– явление совсем недавнее, на самом
деле это не так. Бюрократия существует
уже очень и очень давно. Зародилась
она ещё в Древнем Египте, затем
существовала в Древнем Китае, Великой
Римской Империи и в ряде других
древних государств. Просто на сегодняшний
день мы не представляем себе ни одного
мало-мальски развитого
Как
видно из вышеизложенного, выделяются
две основные формы бюрократии: «восточная»
и «европейская». Несмотря на то, что
становление русского государства
происходило практически во время
становления европейских
Литературные и иные памятники Древней Руси оставили совсем немного информации о её политической системе, поэтому рассказать о политической «верхушке» тех времён можно крайне мало.
В
X в. правительственный класс или
слой людей назывался боярами. В
течение столетий Боярская Дума претерпела
множество изменений. Она находилась
во главе княжеской, а затем царской
администрации до эпохи реформ Петра
I. Формирование русской бюрократии
совпало по времени со становлением
единого российского
Итак, осуществив преобразования в начале XVIII в. в обществе и самом государстве, Пётр I создаёт восточный вариант системы власти и управления с элементами западной её формы, контроля и структуры карательных органов. Хочу отметить, что высшая элита правящего класса ещё и в XVIII в. не составляла «завершённую» форму бюрократии, так как не существовало формальных правил, регулировавших карьеру в рамках политического аппарата, хотя «Табель о рангах» уже существовал. Движение по «карьерной лестнице» в те времена определяли вовсе не заслуги перед Отечеством, а срок службы. А по правилам 1809 г. карьера управленца высшего уровня предполагала наличие у него высшего университетского образования. Как раз с этого времени можно считать, что пошёл процесс усиления бюрократизации высшего политического аппарата, который появился с введением в систему государственных органов министерств (1802 г.) и был реорганизован в 1811 г. Чиновничество же, реорганизовавшись в правящий класс, стало осуществлять функции управления и некоторые политические функции. Правящее сословие было объединено не под началом профессионализма, а под началом наличия власти над населением, лишённым любых политических прав.
Становлению и развитию бюрократии в России способствовали многие факторы: это и огромнейшие территории, и сосредоточенность населения, и то, что не было на тот момент каких-либо тесных связей с Западной Европой, и т.д. Но эти же факторы и сдерживали развитие бюрократии. Ведь бюрократическая централизация так и не произошла, а российский бюрократический аппарат был невелик и, к тому же, малоэффективен. Специфика русской государственности состояла не только в том, что управление было монополизировано бюрократией, а традиции общественных союзов и самоуправления не получили должного развития, но и в том, что управление строилось по своеобразной откупной системе, имевшей мало чего общего с бюрократической централизацией.
2.Теория рациональной бюрократии М.Вебера
Автором теории рациональной бюрократиибыл М.Вебер. Общество на рубеже XIX-XX веков становилось все более сложно организованно системой, нуждавшейся в управлении. М.Вебер считал бюрократию, поскольку она основывается на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Для идеального типа бюрократии характерны:
Наличие этих правил привносит единообразие в деятельность государственных органов, четко определяет ответственность каждого института государства, ограничивает произвол начальника в отношении подчинённого, устраняет из должностных отношений личную неприязнь, обиды, симпатии.
Следует отметить, что рациональная бюрократия- всего лишь исполнительный орган, с помощью которого реализуется управленческая функция государства. Она не пронимает политических решений, а ее задача- выполнение предписаний политической элиты.
3.Теория политической элиты В. Парето.
В начале XX века политические системы столкнулись с новыми трудностями. В условиях быстрых изменений парламентские формы правления оказались не в состоянии эффективно реагировать на реальности: появление новых групп интересов, возникавшие конфликты. Возрос интерес к осмыслению проблемы достижения социального равновесия, обеспечение баланса интересов различных групп. В качестве средств, способного восстановить динамическое равновесие в обществе, итальянский социолог В. Парето рассматривал политическую элиту. С его точки зрения:
В свою очередь М.Вебер предложил другие пути обеспечения стабильности сформулировал теории плебисцитарной демократии:
Идея плебисцитарной демократии с харизматическим лидером на практике привела в Германии к установлению фашистской диктатуры в 30-х годах XX века
4.Теория бюрократии Карла Маркса
Карл Маркс, впервые обратился к проблеме бюрократии в своей работе «К критике гегелевской философии и права» (1844) и принял гегелевскую точку зрения на государственных служащих как на особое сословие. Маркс видел в бюрократии не универсальное проявление государственного разума, но один «частных» классов наряду с буржуазией и пролетариатом. Бюрократия, согласно Марксу, есть необходимая форма организации капиталистического производства. Разделение труда и его отчуждение в производственных отношениях неминуемо порождают необходимость в руководящем аппарате и во всех всевозможных надзирателях.
Бюрократия в его описании – это абсолютное зло. Даже простой перечень марксовых пунктов критики бюрократии выглядит впечатляюще. Здесь и подмена общественного интереса частным интересом власти и конкретного человека, «присвоение государства» чиновничеством; и органическая неспособность решать подлинные проблемы, отсутствие государственного разума у бюрократии; и карьеризм как образ ее жизни; и формализм. Бюрократия по Марксу, есть организм – паразит, принципиально неспособный быть ни носителем разума, ни выразителем всеобщих интересов.
Марксистский подход к изучении бюрократии отличается от остальных, своей ориентированностью на макроэкономические стороны проблемы. Наибольшее внимание уделяется в этой традиции не тому, как уменьшить расходы на бюрократический аппарат, а тому, каково воздействие бюрократии на общество и экономику в целом.