Бюджетные системы доходов государственного и местного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:32, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является раскрытие понятия бюджетной системы доходов государственного и местного бюджета и его влияния на экономику страны.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Работа содержит 1 файл

курсовая полная.docx

— 42.85 Кб (Скачать)

      И все же, кто несет или будет  нести бремя долга, созданного хронически несбалансированными бюджетами? Каковы же отрицательные последствия наличия  госдолга?

      Во-первых, необходимость обслуживания долга  ограничивает возможности правительства  балансировать текущий бюджет или  тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть  процесса обслуживания долга  (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных  ценных бумаг.

      Во-вторых, хотя обслуживание долга не имеет  сколь-нибудь существенной альтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияет на будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь  то и проявляется высокая альтернативная стоимость как самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом.

      Надо  заметить, что долг, вызванный необходимостью финансирования трансфертов, не налагает ни на кого реального прямого бремени.

      В-третьих, существует проблема соотношения величины государственного сектора и частного. Вследствие увеличенных расходов государства  растет государственный сектор, а  вследствие эффекта вытеснения сокращается  частный сектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме  того, не сопряжены с повышенными  государственными инвестициями, то из-за сокращения инвестиций пострадают будущие  поколения.

      Наиболее  тягостным для будущих поколений  является внешний долг, ибо его  выплата не будет лишь перераспределением доходов между гражданами государства. С другой стороны, внешнее финансирование позволяет стране расширить государственный  сектор без урезания частного сектора. 

II . 2.3 Долги и дефицит бюджета

Для начала рассмотрим понятие бюджетного баланса. Наша задача - подсчитать расходы правительства  и сопоставить эту сумму с  теми доходами, которые правительство  получает в виде налогов и иных поступлений в государственную  казну.

Существуют  две основных статьи расходов. Большая часть бюджетных средств распределяется на всевозможные правительственные программы: оборонную, социальную, инвестиционную и пр. Вторая статья правительственных доходов - выплата процентов по имеющимся долгам.

Давайте обозначим сумму расходов на правительственные  программы символом Р (расходы), Д (долги) - сумму государственной задолженности, а п (проценты) - среднюю процентную ставку по этой задолженности. Таким образом, п Д составляет общую сумму выплат по процентам. Общие правительственные расходы равны Р + п Д, т.е. сумме расходов на государственные программы и выплат по долговым процентам.

Теперь  я постараюсь определить понятие  дефицита государственного бюджета. Допустим, что правительство получает определённую сумму (Н) в виде налоговых поступлений. Соответственно превышение расходов над  налогами составляет (Р + п Д) - Н. Это и есть бюджетный дефицит. Каким же способом правительство погашает этот дефицит? Один способ таков: правительство берёт деньги в Центральном банке, и в этом случае объём денежной массы в экономике возрастает на сумму бюджетного дефицита. Второй способ - покрыть разницу между расходами и доходами за счёт государственных займов. Давайте обозначим символом М количество новых денег, полученных от Центрального банка для покрытия бюджетного дефицита, а символом Д - сумму, полученную в виде государственных займов. Соотношение приобретает следующий вид:

М + Д = (Р + п Д) - Н.

 

Это уравнение  показывает, что бюджетный дефицит  должен погашаться одним из двух способов: за счёт увеличения денежной массы  или же за счёт увеличения правительственного долга.

Увеличение  денежной массы влечёт за собой инфляцию. А что по отношению к долгу? Здесь всё несколько сложнее. На первый взгляд, если правительство  берёт средства не у Центрального банка, а, к примеру, у населения, его задолженность растёт, однако объём денежной массы в стране остаётся прежним. Получается, что погашение  дефицита за счёт увеличения долга  не вызывает роста денежной массы  и, следовательно, не влияет на инфляцию. Однако позже этот новый долг выливается в ещё больший рост правительственных  расходов, поскольку увеличивается  сумма будущих выплат по процентам. Таким образом, долги, сделанные  сегодня, приводят к увеличению бюджетного дефицита в будущем.

В будущем  увеличившийся таким образом  объем выплат по процентам вполне может привести к инфляции. Бюджетный  дефицит снова возрастёт, и правительству  придётся либо вновь брать в долг, либо повышать налоги, либо сокращать  расходы. Если оно не прибегнет ни к одной из этих мер, то в скором будущем ему придётся пойти на увеличение денежной массы.

Можно предположить. что правительство прибегает всё к новым и новым кредитам, чтобы не приходилось увеличивать денежную массу, повышать налоги или сокращать расходы. Но если правительство попытается занять один раз для того, чтобы выплатить более высокие проценты, затем - другой, чтобы выплатить уже более высокие проценты, затем ещё и ещё, его долг начнёт расти, как снежный ком. В конце концов кредиторы поймут, что, если они и дальше будут финансировать это правительство, им никогда не увидеть своих денег. Правительство может сделать попытку взять в долг ещё раз, однако ни один кредитор уже не станет приобретать его новые долговые обязательства. Значит это правительство потеряло свою кредитоспособность. На этом этапе руководству государства для финансирования бюджетного дефицита придётся либо немедленно повышать налоги, либо сокращать расходы, либо печатать новые деньги.

Компетентное  правительство никогда не теряет своей кредитоспособности. Такое  правительство не допустит чрезмерного  роста бюджетного дефицита, разумно  регулируя уровень расходов и  налогообложения. Задолженность при  этом остаётся на приемлемом уровне, и, кроме того, правительству не приходится занимать у Центрального банка такое  количество денег, при котором инфляция выходит из-под контроля.

Так что  же это - Д? И кто кредиторы правительства? Правительство может занимать средства как внутри страны, так и за её пределами. Внутри страны есть три основных возможных кредитора: население, банки  и предприятия. Основная форма государственных  займов - продажа казначейских векселей и казначейских облигаций. Казначейский вексель являет собой долговое обязательство  правительства, которое выдаётся на срок до одного года. Казначейская облигация - долговое обязательство правительства  сроком более одного года.

Редкое  правительство не испытывает трудностей, пытаясь удержать под контролем  свой бюджетный дефицит. Потребности  общества постоянно растут, оно требует  всё новых и новых расходов - на выплату пенсий, пособий по безработице, финансирование оборонных мероприятий, выделение субсидий сельскому хозяйству, осуществление капиталовложений, погашение  процентов по задолженности, и политики в погоне за голосами избирателей. Однако если правительство будет максимально  удовлетворять эти требования, оно  рискует оказаться в опасной  ситуации. Это приведёт либо к высокой  инфляции, либо к стремительному росту  правительственного долга, либо к необходимости  повышения налогов. Главная задача заключается в том, чтобы удерживать государственные расходы в разумных рамках и в тоже время обеспечивать необходимые налоговые поступления  в бюджет, не перегружая при этом экономику.

В государственной  экономике существует пять основных статей правительственных расходов. Во-первых, выплата заработной платы  государственным служащим. Во-вторых, оплата всевозможных товаров и услуг. В-третьих, выдача денежных пособий  и дотаций различным слоям  населения, а также выдача субсидий предприятиям. В-четвёртых, погашение  процентов по государственному долгу. В-пятых, инвестиционные расходы на государственные проекты.

В последнее  время общество стало предъявлять  всё более высокие требования, особенно в том, что касается обеспечения  дохода престарелым, нетрудоспособным и безработным людям. Многие правительства, расходующие более 50% ВВП, пребывают  сегодня в глубоком кризисе. И  для оплаты своих счетов им приходится идти на чрезвычайную меру - существенное повышение налогов, что оказывает  резко отрицательное влияние  на предпринимательскую активность.

Так как  основным доходом правительства  являются налоги, я хотела бы немного  сказать о них. Существуют два  основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного  дохода. Косвенным же облагаются товары и услуги. В свою очередь эти два вида налогов делятся ещё на два основных типа. К прямым налогам относятся налог на прибыль и подоходный налог, которые взимаются в виде определённого процента с доходов населения и прибыли предприятий. Самые распространённые типы косвенных налогов - это налоги на продукцию внутреннего производства и на внешнюю торговлю.

Внешний долг 2009

  • 31.12.2008
    • Валовый внешний долг Банков — 39 211,6 млн долл. США
    • ВСЕГО Валовый внешний долг — 108 130,4 млн долл. США
  • На 31 марта 2009 г.
    • Валовой внешний долг (ВВД) 105,1 млрд долл.
    • Отрасль «Финансовая деятельность» — (36,3 млрд.долл. и 34,5 %) из них банки 34 045,6 млн долл. США
    • внешние активы страны в долговых инструментах оценивались в 78,4 млрд долл.
    • и таким образом чистый внешний долг страны на отчетную дату составил 26,7 млрд долл.
    • чистый долг Банков 10 млрд долл.,
    • По сектору госуправления и НБРК внешние активы превысили внешний долг на 35,6 млрд долл.
    • из них международные резервы НБРК 18,9 млрд долл.
    • до конца 2009 г. предстоят платежи по погашению и обслуживанию долга в размере 18,1 млрд долл.
    • государственный и гарантированный государством долг — 2079,8 млн долл.
    • негарантированный государством Внешний долг банков — 34 065,0 млн долл.
    • валовый внутренний продукт (ВВП) в пересчете на доллары — 21,9 млрд долл. (сократился ещё и за счет номинальной девальвации тенге)
    • экспорт товаров и услуг (ЭТУ) — 9,1 млрд долл.
    • Экспорт товаров — 8 154,2 млн долл.
    • Импорт товаров — 6 139,7 млн долл.
    • сумма долга БВУ — $35 млрд.
    • внешний долг Казахстана $108 млрд.
  • На 1 июля 2009 г.
      • валовый внешний долг РК составил $106,7 млрд.
  • На 1 октября 2009 г.
    • Валовый внешний долг Банков — 31 255,8 млн долл. США
    • ВСЕГО Валовый внешний долг — 111 326,3 млн долл. США

Внешний долг 2010

На 9 февраля 2010 — Внешний долг банков второго уровня Казахстана сократился до 28,5 миллиардов долларов. Внешний долг государства за последний год вырос и составляет более $100 млрд. На 17 марта 2010 — Внешний долг Казахстана примерно равен ВВП. На 09 июля 2010 валовой внешний долг Казахстана вырос на 5,8 %, достигнув $110,7 млрд.  
 
 
 
 
 

Заключение

 

      Сущность  государственного бюджета любой  страны определяется ее социально-экономическим  строем, природой, задачами и функциями  государства

        Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой  международной и присутствует  в бюджетах всех стран с  развитыми рыночными отношениями.  Актуальность его сокращения  отмечается правительствами многих  стран, в том числе и правительством  Соединенных Штатов Америки, самой  мощной и экономически развитой  страны в мире.

      Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете  государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита.

      Следует отметить, что государственные бюджеты  западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики  с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные  дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран. Так, например, в США в 1992 году дефицит бюджета составлял 4.9 % к ВВП.

Информация о работе Бюджетные системы доходов государственного и местного бюджета