Бюджетные системы доходов государственного и местного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:32, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является раскрытие понятия бюджетной системы доходов государственного и местного бюджета и его влияния на экономику страны.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Работа содержит 1 файл

курсовая полная.docx

— 42.85 Кб (Скачать)

     Введение. 

     Казахстанская экономика переживает трудности: остановился  рост валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций, уменьшается  собираемость налогов и других государственных  сборов и платежей, растут расходы  по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления.

     В этих сложившихся условиях в Министерстве финансов Казахстана подготовлены основные направления бюджетной и налоговой  политики на период до 2002 года. Ее целями и задачами являются:

  • достижение устойчивого экономического роста и создание для этого соответствующих макроэкономических условий;
  • рост реальных доходов и потребления населения.

     Правительство Республики Казахстан намерено продолжить реформирование бюджетной системы. Сбалансированный государственный бюджет должен отражать социально-экономические приоритеты государства.

     Будет продолжена политика децентрализации  государственных функций и осуществляться меры по дальнейшему совершенствованию процесса разделения ответственности центра и регионов за финансирование республиканских и местных бюджетных программ. Предусматривается разработать и внедрить среднесрочные стабильные нормативы. Межбюджетные взаимоотношения потребуют усовершенствования методики расчета субвенций из республиканского бюджета в местные бюджеты и изъятий из местных бюджетов в республиканский бюджет. Правительство нацелено на продолжение этого процесса, что потребует дальнейшего совершенствования Закона Республики Казахстан “О бюджетной системе”.

     Будет продолжена работа по совершенствованию  бюджетного программирования. В целях  недопущения неэффективного расходования государственных средств предусматривается совершенствование методов выбора приоритетов бюджетного финансирования.

     Правительство и Национальный банк Республики Казахстан  намерены продолжить работу в области  управления государственным и гарантированным  государством заимствованием и долгом. Предпочтение будет отдаваться заимствованиям на финансирование окупаемых проектов. Правительственные гарантии будут  ограничиваться в основном инвестиционными  проектами, входящими в Программу  государственных инвестиций.

     Целью данной дипломной работы является раскрытие  понятия бюджетной системы доходов  государственного и местного бюджета  и его влияния на экономику  страны.

      Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его “сбалансированного” государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы возникающие при его формировании, в частности дефицит государственного бюджета.

      Бюджетный дефицит является той макроэкономической величиной, по отношению к которой  можно представить  все многообразие подходов по регулированию экономики  любого государства.

      1. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

      Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

      Региональные  и местные органы государственной  власти и управления посредством  бюджетных отношений получают в  свое распоряжение определенную часть  перераспределяемого национального  дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости  от разграничения функций между  уровнями управления.

      Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его  экономической политикой. При этом значение государственного финансового  регулирования через бюджетную  систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее  время изменения в практике перераспределения  финансовых ресурсов. Это перераспределение  все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому  роль государственного регулирования  рыночных отношений должна усиливаться  через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Единство бюджетной  системы в новых условиях реализуется  через единую социально-экономическую  политику и правовую базу, использование  единых бюджетных классификаций  и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

      Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

      Его составной частью является бюджетное  регулирование, т.е. частичное перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней.

      Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой  выделяются целевые направления  государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

      В зависимости от влияния на процесс  расширенного воспроизводства бюджетные  расходы делятся на текущие (на обеспечение  текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост  запасов).

      Бюджетная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из государственного бюджета. Бюджетная классификация должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов.

      Согласно  экономической классификации все  затраты разграничиваются в соответствии с предметной ( экономической) структурой бюджета ,т.е. по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды , выплату субсидий предприятиям и населению и т.д.

      Среди расходов государственного бюджета  особое место занимают затраты по текущему обслуживанию государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании  государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление  связано с превышением бюджетных  расходов над доходами). Это значит, что государство становится заемщиком  финансовых средств у населения, банков и предприятий или другого  государства или у международных  финансовых организаций. Формами привлечения  заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть выпуск и размещение государственных обязательств, и различные займы (Национального банка, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)

      В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета  приобрело в основном налоговый  характер.

      Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.

      Ведущее место среди налоговых доходов  государственного бюджета (свыше 1/3) занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами  и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов.

      Среди неналоговых доходов   главными являются  средства полученные:

      от  приватизации ;

      внешнеэкономической деятельности;

      реализации  государственных запасов.

        К неналоговым доходам относится  и возврат бюджетных ссуд.

      Налоги  и сборы являются основными источниками  формирования не только государственного, но и региональных и местных бюджетов.

      Налоги, поступающие в соответствующие  бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету  для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться  сверх закрепленных за ним доходов  дополнительные средства в различных  формах. Они получили название регулирующих доходов.

      Регулирующие  доходы позволяют региональным и  местным органам власти иметь  необходимые для выполнения их функций  финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.

      Передаваемые  средства вышестоящего бюджета, используемые на финансирование целевого мероприятия, называются субвенциями.

      Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление. Его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

 

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

Понятие бюджетного дефицита и причины его  возникновения

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических  показателей любой страны. Как  только государство стало планировать  свои доходы и расходы, появилась  проблема их сбалансирования. Бюджетный  дефицит--превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда--характерен сегодня для большинства развитых стран.

В условиях функционирования рыночных отношений  трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую  политику--политику бюджетного дефицита.

Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночной экономики требует  рассмотрения ее как объективной  экономической категории и изучения законов ее развития.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит  выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают  всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим  его определение. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Такие дополнительные доходы образуются главным  образом в результате эмиссии  денег, выпуска государственных  ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует  от правительства разработки мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.

Отсутствие  положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно  с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным  регулированием экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с  целью достижения прогрессивных  сдвигов в структуре общественного  производства.

Однако  чаще всего дефицит отражает кризисные  явления в экономике, ухудшение  показателей финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы  и т.д. в этом случае требуется  принятие срочных мер со стороны  правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

Информация о работе Бюджетные системы доходов государственного и местного бюджета