Бюджетные системы доходов государственного и местного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:32, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является раскрытие понятия бюджетной системы доходов государственного и местного бюджета и его влияния на экономику страны.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Работа содержит 1 файл

курсовая полная.docx

— 42.85 Кб (Скачать)

В исключительных случаях превышение расходов над  доходами становиться результатом  чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных  бедствий и прочее), когда средств  и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.

Таким образом, в конечном итоге дефицит  бюджета является следствием:

· Чрезмерных государственных расходов;

· Ограниченности финансовых возможностей государства  мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования лили из-за низкой собираемости доходов);

· Циклических спадов в экономике.

Вряд  ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для  разных стран и в разные периоды  развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Но всякий рост государственных  расходов, не подкрепленный увеличением  доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное  сальдо, с одной стороны, но с другой--причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.

В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления  уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает  отрицательное бюджетное сальдо.

Конечно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится колебание  объема ВВП в течение бюджетного периода. Практика показала, что в  периоды депрессии, когда ВВП  низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как  в периоды подъема наблюдается  положительное бюджетное сальдо. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета. Здесь имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительства принимают меры по увеличению расходов по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, но также пособий по безработице и других социальных расходов. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением расходов по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.

       Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно. Существует столько позиций, сколько вариантов составления бюджета: с отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом) либо сбалансированным. Уже давно возникло мнение, новую жизнь которому дал Д. Кейнс, снабдив его научной базой, что бюджетный дефицит--это совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы.

Часто дефицит оправдывается тем, что  заимствованные для его финансирования средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят через  некоторый промежуток времени расплатиться по долгам.

Существуют  много факторов, которые в разной степени влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:

· Увеличение государственных расходов на социальное обеспечение и здравоохранение (например, в странах, где возрастает доля пожилого населения, или в связи с неблагоприятной  экологической обстановкой);

· Увеличение государственных расходов на образование  и создание новых рабочих мест (в странах, где возрастает доля молодого населения, или в связи с проведением  мероприятий по сокращению безработицы);

· Увеличение государственных расходов в военное  время или в связи с социальными  конфликтами;

· Увеличение расходов, связанных с развитием  рыночной инфраструктуры в условиях трансформационной экономики;

· Увеличение расходов на приоритетное развитие отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

· Сокращение налогов в целях стимулирования экономического развития;

· Уменьшение доходов в связи с ухудшением показателей финансово-хозяйственной  деятельности экономических агентов;

· Сокращение доходов из-за низкой собираемости и др.

Заметим, что большинство из перечисленных  факторов, вызывающих увеличение государственных  расходов, даже в перспективе не дадут отдачи в виде возможных  источников погашения задолженности, возникшей в связи с привлечением заемных средств для финансирования бюджетного дефицита. Только отдельные из них позволяют надеяться на повышение эффективности в отраслях экономики и получение источников для погашения государственного долга. По этому поводу следует заметить, что в практике бюджетного планирования бюджетный дефицит определяется как обезличенная величина, характеризующая общий размер превышения расходов над доходами, т.е. не закрепленная за какими-либо расходами. Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и будут ли оно вообще направлены в сферу материального производства не представляется возможным. Как правило, они, в первую очередь, обеспечивают финансирование защищенных статей расходов.

Поэтому невозможно с уверенностью сказать, что расходы, вызвавшие бюджетный  дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы в ближайшей перспективе. Если предположить, что такие расходы будут ежегодно иметь место (без соответствующей корректировки доходов), придется признать и последствия вызванного ими бюджетного дефицита-- наращивание государственного долга и инфляция.

Итак, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, используются для  финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят  производственные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается  с целью финансирования текущих  затрат, субсидирования нерентабельного  производства, то бюджетный дефицит  неизбежно приведет к росту отрицательных  тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

1.2. Виды  бюджетного дефицита

В мировой  практике различают следующие виды бюджетного дефицита:

Циклический дефицит госбюджета - результат действия встроенных стабилизаторов.

Структурный дефицит госбюджета - разность между  расходами и доходами бюджета  в условиях полной занятости.

Операционный  дефицит госбюджета - общий дефицит  госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Первичный дефицит госбюджета - разность между  величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

Квазифискальный дефицит госбюджета - скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание  задолженности (т.е. выплата процентов  по ней и постепенное погашение  основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных  расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

1) финансирование  государственными предприятиями  избыточной занятости в государственном  секторе и выплата ими заработной  платы по ставкам выше рыночных  за счет банковских ссуд или  путем накопления взаимной задолженности;

2) накопление  в коммерческих банках, отделившихся  на начальных стадиях экономических  реформ от Центрального Банка,  большого портфеля недействующих  ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных  долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты,  в конце концов, выплачиваются,  в основном, за счет льготных  кредитов Центрального Банка;

3) отдельные  операции, связанные с государственным  долгом, а также финансирование  Центральным Банком убытков от  мероприятий по стабилизации  обменного курса валюты, беспроцентных  и льготных кредитов правительству  (например, на закупки пшеницы,  риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования  коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также  рефинансирование Центральным Банком  сельскохозяйственных,

промышленных  и жилищных программ правительства  по льготным ставкам и т.д.). 

      2.2   Следствием бюджетных дефицитов является государственный долг. Государственный долг – это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджета правительства за вычетом дефицитов, которые имели место на протяжении рассматриваемого времени.

      Немного подробнее необходимо остановиться на проблеме так называемого «скрытого  дефицита». По оценкам зарубежных специалистов к его появлению приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макро показателей используемых при составлении статей доходов, а также использование последних  не в полном объеме. В дальнейшем, в ходе бюджетного процесса правительство вынуждено производить периодический пересмотр расходной части бюджета, что в конечном итоге, приводит к секвестру отдельных статей последнего. В свою очередь совокупность сокращенных статей бюджета приводит к накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а это не что иное, как увеличение государственного долга и соответственно увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета страны.

      Более глубокий анализ опыта передовых  стран показывает, что нельзя не учитывать в качестве внутреннего  Государственного долга задолженность  государства перед своими гражданами по выплате пенсий и заработной платы  работников бюджетной сферы. Такие  задолженности есть не что иное, как увеличение расходной части  бюджета и естественно должны увеличивать реальный бюджетный  дефицит.

      Сейчас  идет много споров об отрицательных  и положительных чертах дефицита с точки зрения роста внутреннего  и внешнего долга. Однако можно выделить следующие 2 доминирующие позиции.

      Первая  основывается на незнании экономики  и поверхностном здравом смысле. Наличие долга приводит обывателя  в ужас, абсолютный рост долга воспринимается как знак грядущей катастрофы.

      Вторая  же основывается на детальном анализе  всех за и против. Вот основные положения  второй позиции.

      Национальный  государственный долг строится из бюджетных дефицитов. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям как на внутреннем, так и на внешнем рынках.. Национальный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования). Таким образом стоимость в результате госзаимствований не теряется.

Информация о работе Бюджетные системы доходов государственного и местного бюджета