Бизнес-план как элемент стратегического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:10, реферат

Описание работы

Хорошо разработанный бизнес-план может помочь завоевать новые позиции на рынке, получить инвестиции и кредитные ресурсы, составить стратегические и тактические планы развития, организовать производство новых товаров и услуг, и выбрать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план разрабатывается, утверждается, подписывается и контролируется руководителем предприятия (организации).

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы бизнес-планирования 4
1.1 Понятие, задачи и функции бизнес-плана 4
1.2 Структура и содержание бизнес-плана 5
2. Сущность и необходимость стратегического планирования 11
3. Бизнес-план как элемент стратегического планирования 13
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

реферат по стратегическому мен-ту, Бабаринова.docx

— 44.73 Кб (Скачать)

     Организационный план. Включает описание организации руководящей группы, приводится организационная структура и график, по которому можно понять, как будет реализовываться бизнес-план.

     В общем случае организационный план проекта должен включать в себя следующие разделы:

    • Организационный план проекта (организационная модель реализации проекта, участники проекта, их взаимодействие, организационная структура, которая будет осуществлять операционную деятельность)
    • Описание предприятия инициатора проекта (историческая справка, вид деятельности, перспективы развития, руководящие органы)
    • Группа управления проектом (кто, образование, опыт работы, квалификация)
    • Описание структуры и бизнес-процессов управляющей компании.

     Финансовый  план. Финансовый раздел проекта  предназначен для описания процедур финансирования инвестиционных затрат и формирования оборотных средств. В итоге, инициатор проекта должен понять – каким образом,  и на каких условиях будет осуществляться финансирование проекта.

     Финансовый  план проекта должен включать следующие  разделы:

  1. Экономическое окружение проекта (ставки рефинансирования, курсы валют, ставки дисконтирования)

     2. Описание источников финансирования проекта (акционерный капитал, бюджет, кредит, лизинг, собственная прибыль, амортизационные отчисления, другие источники)

     3.  Условия финансирования проекта (сроки поступления средств, условия возврата, условия обслуживания, гарантийные обязательства)

     4.  Структура распределения прибыли

     5.  Льготы по налогообложению прибыли (если есть).

     Направленность и эффективность проекта. Этот раздел бизнес-плана должен содержать информацию о значимости и направленности бизнеса, должны присутствовать показатели, которые покажут, насколько эффективен проект. Также указываются данные анализа на чувствительность проекта.

     Риски и гарантии. Описываются возможные риски, а также обстоятельства, которые называются форс-мажорными, и каким образом организация собирается возвращать взятые денежные средства у инвесторов (кредиторов, партнеров).

     Начиная любой бизнес, его создатель сильно рискует. Практически невозможно предугадать  в какой области может случиться  неприятность, прежде всего степень  риска, зависит от количества привлеченных средств. Именно для минимизации  таких рисков и требуется тщательное планирование будущей деятельности предприятия. Одной из целей разработки бизнес-плана и является выявление таких рисков и подбор способов их избегания.

     Риски, как правило, подразделяются на простые  и составные, простые риски связаны  с каким-либо одним возникшим  стихийно неприятным моментом, как  например поломка какого-нибудь оборудования, составные же риски это совокупность простых рисков.

     В раздел приложения, как правило, выносятся все вычисления и сопроводительные документы. Здесь содержатся документы, на основании которых составлялся бизнес-план: данные по маркетинговым исследованиям, описание продуктов, полная характеристика всех конкурентов и их товара, копии прайс-листов и так далее.

     Наиболее  часто встречающиеся пункты приложений:

  • Технические данные по продукции.
  • Подробности патентных документов и т. д.
  • Сообщения консультантов по продукции или рынкам.
  • Анкетные данные руководящих работников.
  • Сведения о порядке и методе проведения опросов и исследований.
  • Организационная схема.
  • Отчет по ревизии бухгалтерских документов.
  • Ф. И. О. бухгалтеров, юрисконсультов и банкиров.
  1. Сущность  и необходимость  стратегического  планирования
 

     Стратегическое  планирование - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений, поэтому большинство предприятий и организаций ориентированы на выработку стратегических планов развития.

     Стратегическое  планирование определяет, что организация  должна делать в настоящем, чтобы  достичь желаемых целей в будущем, исходя из того, что окружение и организация будут меняться. Другими словами, при стратегическом планировании как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее.

     Сущность  стратегического планирования заключается в формулировании основных направлений деятельности предприятия (миссии) и показателей его развития на планируемый период, определяющих желаемый результат его деятельности в целом и в конкретном бизнесе. В рамках стратегического планирования обеспечивается комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются действия по их разрешению, а также разрабатывается конкретный план управленческих действий (стратегии) по выполнению миссии предприятия и достижению сформулированных целей.

     Стратегические  планы должны быть разработаны так, чтобы быть целостными в течение  длительного периода и одновременно быть достаточно гибкими, позволяющими при необходимости осуществить  их совершенствование и переориентацию. Общий стратегический план следует  рассматривать как программу  деятельности предприятия на длительный период времени с условием, что постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает коррективы этого плана неизбежными.

     Стратегическое  планирование само по себе не гарантирует  успеха, и организация, создающая  стратегические планы, может потерпеть  неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

     Функции стратегического  планирования:

    • Стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.
    • Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании.
    • Стратегический план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.
    • Стратегический план заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде.
    • Этот план определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация.
    • Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.
    • Стратегический план демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.

     Формирование  стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую  подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:

     1) Выбор миссии – формирование целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные)

     2) Разработка обеспечивающих планов – политика, стратегия, процедуры, правила, бюджеты.

  1. Бизнес-план как элемент стратегического  планирования
 

     Открывая  новое предприятие или реконструируя действующее, главный вопрос, который интересует предпринимателя, это потребности рынка. Сами же потребности со временем изменяются, трансформируются требования к качеству и функциональным возможностям товаров. Такое динамичное положение на рынке необходимо учитывать при разработке нового товара, организации и финансировании его производства. Проще говоря, перед началом каждого нового периода совершенствования производства, расширения видов деятельности и номенклатуры товаров необходимо ответить на вопрос: стоит ли вкладывать деньги и затрачивать усилия на конкретную деятельность? Инструментом решения этой проблемы служит бизнес-план. Его разработка позволяет согласовать возможности предприятия (предпринимателя) с потребностями рынка на определенный период.

     Бизнес-план является составной частью стратегического  плана. Язык бизнес-плана широко распространен  во всем мире среди предпринимателей. В этих условиях освоение методов  такого вида планирования является необходимым  элементом перестройки мышления всех категорий работников на рыночный способ хозяйствования.

     Изучение  бизнес-плана в условиях рынка  опирается на знание основных функциональных дисциплин управления предприятием: маркетинговой, производственной, коммерческой, финансовой. План представляет деятельность в будущем, и поэтому предприниматель анализирует проблемы и сопровождающие их риски, с которыми придется столкнуться в последующие периоды. Определение способов и методов управления рисками удорожает проект, но вместе с тем увеличивает вероятность его реализации в запланированные сроки и с намеченными затратами.

     Бизнес-планирование и стратегическое планирование –  не тождественные понятия. Стратегический план определяет основные цели и направления  деятельности организации и формирует  пути их достижения. Реализация идей стратегического  плана требует разработки комплекса  различных аспектов. На стадии стратегического  планирования составляются еще два  относительно самостоятельных плана: инноваций и инвестиций. В них  идеи нововведений, сформированные в  процессе составления стратегического  плана, получают дальнейшую детальную  проработку. Все три плана различаются  уровнем детализации информации о планируемых нововведениях.

     Поскольку и инновации, и инвестиции подразумевают  долгосрочное вложение средств, и инновационные, и инвестиционные решения в большинстве  своем являются стратегическими  решениями.

     Общедоступной формой представления отдельных  элементов и направлений стратегического  инвестиционного плана выступает  бизнес-план. Бизнес-план – это самостоятельный  документ, характеризуемый своими целями, задачами, структурой.

     Между бизнес-планом и стратегическим планом также существуют отличия:

     1. Стратегический план включает  весь комплекс общих целей  предприятия, а бизнес-план только  одну, которая связана с созданием  нового вида деятельности или  развитием существующего.

     2. Стратегический план включает  различные типы стратегии, а  бизнес план ориентирован только на развитие.

     3. Стратегический план – это план с растущим горизонтом времени и постоянной корректировкой. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых работа над бизнес-проектом завершается.

     4. Стратегический план создается  для собственного использования,  а бизнес-план чаще всего для поиска источников финансирования, то есть для внешних инвесторов и кредиторов.

     5. В бизнес-плане функциональные  составляющие (план производства, маркетинга  и др.) имеют гораздо более весомое  значение, чем в стратегическом.

     Бизнес-план – основной документ, позволяющий  детально изложить, обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта для создания нового или расширения действующего производства (услуги).

     Данное  определение четко отражает главную  цель бизнес-плана, состоящую в том, чтобы дать целостную системную  оценку перспективности проекта, выработанного  стратегического решения. Бизнес-план составляется для обоснований инвестиций при расширении действующего производства или создании нового продукта (услуги).

     Другие  цели разработки бизнес-плана могут  быть различными:

  • привлечение инвесторов;
  • привлечение партнеров;
  • определение степени реальности достижения намеченных результатов;
  • убеждение сотрудников компании в возможности достижения поставленных целей.

Информация о работе Бизнес-план как элемент стратегического планирования