Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:13, реферат
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Ранг фирмы
и главных конкурентов
Для каждого
из целевых рынков надо сравнить транспортные
затраты с затратами у
Раздел "План маркетинга".
Раздел, посвященный
маркетингу, является одной из важнейших
частей бизнес-плана, поскольку в
нем непосредственно говорится
о характере намечаемого
Предприниматель должен подготовит такой план маркетинга, который способен пробуждать мысль. Он должен не просто представить концепцию, но "продать" бизнес как привлекательную возможность для инвестиций, как кредитный риск с заманчивыми перспективами.
Кроме того, раздел должен быть написан в такой манере, которая была бы понятна широкому кругу людей - от менеджеров до членов совета директоров.
История свидетельствует, что маркетинг является одним из важных условий на пути фирмы к успеху. Многие фирмы, имевшие соблазнительный, действительно нужный потребителю товар, потерпели неудачу из-за неправильного маркетинга или вообще отсутствия такового. Поэтому при оценке бизнес-плана огромное внимание будет уделено этому разделу. Если не определена реальная потребность в товарах или услугах, то никакой талант, никакие капиталы не помогут фирме добиться успеха в данной области.
В зависимости от конкретной ситуации, складывающейся на рынке с точки зрения состояния спроса, различают несколько типов маркетинга:
" Конверсионный
маркетинг. Связан с наличием
негативного спроса, т.е. с ситуацией,
когда большинство
" Стимулирующий маркетинг. Связан с наличием товаров, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности покупателей. План маркетинга должен определить причины безразличия и наметить пути по его преодолению.
" Развивающий маркетинг. Связан с формирующимся спросом на новые товары. Используется в ситуациях, когда есть потенциальный спрос. Задача маркетинга состоит в превращении потенциального спроса в ре-альный.
" Поддерживающий
маркетинг. Используется при
" Демаркетинг. Применяется при чрезмерном пре-вышении спроса над предложением. Чтобы у по-требителей не создалось негативного представления о возможностях фирмы удовлетворить запросы покупателей, проводится повышение цен, свертывание рекламной деятельности и т.п. Одновременно принимаются меры по увеличению выпуска продукции пользующейся чрезмерно высоким спросом.
" Противодействующий
маркетинг. Используется для
Некоторые виды
бизнеса требуют маркетинга, а
потому ясного и убедительного плана
маркетинга. Для других маркетинг
менее важен и нет
Вообще, маркетинг применяется при следующих услови-ях:
== Насыщении рынка товарами, т.е. при превышении предложения над спросом (рынок покупателя);
== Острой конкуренции, усилении борьбы за покупателя;
== Свободных
рыночных отношений, т.е.
== Полной самостоятельности
предприятий в выборе целей
фирмы, управленческих
Однако при
любом бизнесе требуется
Определение спроса и возможности рынка. В этой части раздела следует обосновать спрос на товар (услугу). Часто полезно начинать анализ рынка с представления общей картины, сложившейся в отрасли.
Как нередко бывает при составлении бизнес-плана, качество соответствующей информации зависит от за-траченной на ее сбор энергии. К числу хороших источников подобных данных относятся торговые ассоциации, литература по торговле, отраслевые исследования, мнения экспертов.
Степень детальности и доводы, которые следует привести, зависят от доли рынка, которую требуется завоевать для достижения успеха
После определения общих параметров рынка следует установить объекты рынка, их характеристики и значения. Можно описать рынок с точки зрения желательных атрибутов изделия, демографии, географии, особенностей психологии.
Аналогичным образом
в плане будут последовательно
рассматриваться и все
Конкуренция и другие внешние факторы. Почти на-верняка на деятельность фирмы будут оказывать влияние внешние факторы, которые оно способно контролировать лишь в незначительной мере либо вообще не способно делать это. Наиболее значительным из них является конкуренция.
1. Степень конкуренции.
Целью в данном случае
2. Будущие источники
конкуренции. В то время как
некоторые (обычно старые) производства
пребывают в состоянии
Стратегия маркетинга.
Определив соответствующий
Стратегия сбыта и распределения. Необходимо определить как бизнес намерен довести свои товары и услуги до потребителя. Прибегнет ли к собственной службе сбыта или же будут использованы дилеры, дистрибьюторы, посредники?
В некоторых случаях организация сети по продаже и распространению товара является сравнительно несложным делом и требуется осветить лишь основные моменты. В других же дать более подробное описание.
При собственной службе сбыта следует указать, требуется ли специальная подготовка для ее работников. Например, для продажи технической продукции персонал должен обладать соответствующими знаниями.
Стратегия ценообразования. Одним из важнейших элементов плана маркетинга является ценообразование. Цена связана с такими факторами маркетинга, как характеристика и образ товара и фирмы и др. Цена на товар должна иметь непосредственную связь с его качеством. Важно, чтобы цены должным образом отражали уровень качества и имидж фирмы, который она хочет создать для своей продукции.
При анализе используемых на фирме способов це-нообразования целесообразно исходить из следующих положений. Возможная цена товара может определяться, исходя из:
" себестоимости продукции;
" цены конкурентов
на аналогичный товар или
" уникальных достоинств товара;
" цены, определяемой спросом на товар.
На основе себестоимости обычно оценивается ми-нимально возможная цена товара (услуги), которая со-ответствует наименьшим издержкам.
На основе анализа цен конкурентов определяется средний уровень цен
Максимально возможная цена устанавливается для товаров, отличающихся высоким качеством или уникальными достоинствами.
Следует также рассмотреть политику скидок и изменения цен, а также влияние ценовой стратегии в целом на валовую прибыль.
Если разработан детальный прейскурант и он может помочь рецензенту разобраться в сути, следует привести его в сокращенном виде. Можно поместить его полностью в приложении.
Реклама, связи с общественностью, продвижение товара. Многие начинающие или находящиеся на ранней стадии развития фирмы не обладают значительными средствами для рекламы, если вообще их имеют. Предприниматели, например, могут устанавливать контакты с местными средствами информации, которые часто пишут о новом бизнесе в округе. Таким образом можно получить бесплатную рекламу.
При наличии службы связей с общественностью (public relations) ее задачами являются:
" Систематическое
создание благоприятного
" Осуществление торговых презентаций;
" Проведение институциональной рекламы;
" Оказание консультационных услуг.
Раздел "План производства".
Этот раздел готовится только теми предпринимателями, которые готовятся заняться производством товаров. При написании следует ответить на следующие вопросы:
1. Где будут
изготавливаться товары - на действующем
или вновь создаваемом
2. Насколько
удачно выбрано
3. Какие производственные мощности потребуются и как они будут вводиться год от года?
4. Какие основные
средства потребуются для орга-
5. Какие возможны затруднения при организации производства?
6. Где, у кого
и на каких условиях
7. Схема производственных потоков.
8. Предусмотрена ли охрана окружающей cреды?
9. Каковы будут издержки производства? Динамика их изменения?
Раздел "Финансовый план".
Этот раздел
необходимо посвятить планированию
финансового обеспечения
В этом разделе необходимо разработать совокупность следующих планово-отчетных документов:
" Оперативный план (отчет).
" План (отчет) доходов и расходов.
" План (отчет) движения денежных средств.
" Балансовый отчет (план).
Подобный перечень документов не совсем привычен для российских предпринимателей, но он соответствует требованиям мировой практики, которая опирается на несколько иную систему бухучета.
Оперативный план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. Этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.