Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 17:00, реферат
Классификация информационных продуктов и услуг. Разнообразие ассортимента ИПУ актуализирует проблему их классификации, к рассмотрению которой мы переходим. По данным частного анализа специальной литературы на статус существенных оснований классификации ИПУ могут претендовать: характер представляемой информации, целевое назначение, сфера ее применения, способ производства информации можно различать:
Информационные продукты и услуги.
Классификация информационных продуктов и услуг.
Основные положения концепции качества информационных услуг.
Тенденции развития ассортимента информационных продуктов и услуг.
Характеристики информационных продуктов и услуг:
- перечень информационных продуктов и услуг, предоставляемых библиотеками и службами информации;
- виды информационных продуктов и услуг.
Ценность информационной услуги.
Моделирование оценки качества услуг.
Оценка качества информации.
Надежность информационной услуги.
Выводы.
Литература.
Моделирование оценки качества услуг требует определения системы критериев с целью выявления конкурентных преимуществ однотипных услуг. Система критериев оценки качества информационных услуг должна быть ориентирована на:
Показатель "конкурентоспособность" представляет собой сложную категорию, которая объединяет различные характеристики услуги, как ценовые, так и качественные. Следовательно, интегрированный показатель конкурентоспособности информационной услуги должен включать как критерии оценки качества с позиций удовлетворения информационных потребностей клиентов, позиции услуги на рынке и критерии, отражающие текущее состояние и перспективы развития самого рынка информационных услуг и продуктов. Как показали исследования, наиболее сложной является оценка качества информационных услуг и продуктов в силу неопределенности самого понятия "качество" в отношении информационной услуги.
Любое экономическое явление, в том числе и информацию, можно рассматривать с качественной и количественной стороны. Качественный аспект потребительной стоимости, т.е. тот аспект, который в корне отличает одну потребительную стоимость от другой, иногда называют функцией. Каждая потребительная стоимость, функция которой твердо установлена, может быть определена и количественно, что обеспечивается сопоставлением однородных в качественном отношении потребительных свойств.
Количественно потребительное свойство определяется с помощью одного или нескольких параметров использования. В отношении информационной услуги такими параметрами являются основные направления использования информационной услуги и уровень удовлетворения информационной потребности специалиста, снижение неопределенности при принятии решений.
Необходимо
отметить, что в отношении информационной
услуги отдельное потребительное свойство
может характеризоваться
В общем виде информационная услуга, как качественная определенность, представляет собой набор нескольких потребительных свойств различного значения и играющих в этой связи различную роль в формировании качества информационного продукта (услуги).
Согласно
ISO, качество - это совокупность черт
и характеристик изделия или
услуги, которые обладают способностью
удовлетворять предъявляемым
В
данном определении следует выделить
два основополагающих момента: качество
- есть набор потребительных стоимостей,
т.е. полезностей; оценка качества осуществляется
потребителем. Следовательно, в основе
оценки качества лежит теория полезности
(поскольку потребитель должен быть
способен оценить различные
Таким
образом, степень полезности (степень
удовлетворенности) является масштабом
(мерой) количественной оценки качества.
В литературе достаточно часто используется
и термин "уровень качества",
отражающий, по сути, адекватное понятие.
Подобная точка зрения достаточно часто
декларируется в работах
Таким
образом, информационный продукт может
быть описан набором характеристик,
однозначно определяющих его с позиций
удовлетворения информационных потребностей
клиентов. Здесь важно учитывать
дифференцированность показателей. Это
означает, что каждый из показателей
должен обеспечивать максимум информации
о соответствующей
Ценность информационной услуги рассматривается как совокупность ожидаемых потребителем параметров качества информационной услуги.
Исследования и опыт практической работы позволили выделить следующие показатели качества информационных услуг с позиции потребителя:
Организуя процесс исследования информационной потребности и изучение возможности формирования потребительной стоимости информационной услуги, необходимо рассматривать надежность информационной услуги. Под надежностью информационной услуги будем понимать способность услуг удовлетворять информационную потребность клиента в специально организованной информационной среде. Надежность, как принято в теории всеобщего управления качеством, оценивается посредством показателя надежности, который характеризуется временем безотказной работы продукта.
Под коэффициентом надежности информационной услуги мы понимаем время, в течение которого информационная услуга обладает потребительной ценностью (стоимостью). Таким образом, задачей маркетинговых исследований на рынке информационных услуг и продуктов является прогнозирование коэффициента надежности на ту или иную информационную услугу в зависимости от:
Надежность информационной услуги обеспечивается, как показывает практика, системой средств, используемых в процессе предоставления услуг, технологией реализации процесса предоставления услуги, а также степенью ее адаптивности к технологии удовлетворения информационной потребности клиента в процессе предоставления услуги.
Однако, говоря о надежности информационной услуги, важным является изучение противоречий, возникающих в процессе предоставления информационных услуг. Рассмотрим эти противоречия как "дефект" информационной услуги. Под "дефектом" информационной услуги будем понимать несоответствие некоторых параметров качества информационной услуги ожиданиям (требованиям) потребителя.
"Дефект"
информационной услуги
Внутренний "дефект" обусловлен недостаточной изученностью информационной потребности клиента в процессе предоставления информационной услуги, что ведет к практическому несоответствию информационной услуги и реальной информационной потребности клиента (слабая релевантность процессов предоставления информационной услуги и удовлетворения информационной потребности клиента). Характерным для внутреннего "дефекта" информационной услуги является тот факт, что несоответствие параметров качества информационной услуги обнаруживается в процессе использования информационного продукта, предоставляемого посредством данной информационной услуги. Наиболее типичным внутренним "дефектом" является несоответствие структуры, разработанной в результате предоставления информационной услуги базы данных, целям профессиональной деятельности специалиста. Несоответствие, как правило, обнаруживается в процессе эксплуатации базы данных.
Внешний "дефект" информационной услуги - это несоответствие параметров качества информационной услуги потребностям клиента, обнаруженное в процессе предоставления информационной услуги. Наиболее типичным внешним "дефектом" информационной услуги выступает противоречие между условиями, сервисом и степенью адаптации информационной услуги к потребностям клиента в процессе предоставления информационной услуги и ожиданиями (требованиями) клиента.
Анализ факторов, влияющих на качество информационных услуг, позволяет сделать вывод о том, что взгляды потребителя и производителя информационных услуг на вопросы ценности информационной услуги и ее "дефектов" различны.
Ценность
информационной услуги необходимо рассматривать
при разработке технологии формирования
потребительной стоимости на информационную
услугу, как с позиций производителя,
так и потребителя
Первое направление исследования ценности информационной услуги с позиции:
Таким
образом, на этапе проектирования и
разработки информационной услуги, рассматривая
вопросы формирования потребительной
стоимости на рынке, фирма-производитель
должна учитывать и планировать
возможные объективные и
Второе направление исследования предполагает, что с позиции: