Безработица в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Казахстаном.

Содержание

Введение 3

1. Сущность, виды и формы безработицы 4

2. Безработица в Республике Казахстан 9

3. Основные направления снижения безработицы 16

Заключение 25

Список используемой литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

5. Увеличение эффективности женского труда. Рассматривая проблему трудоустройства среди женщин, большое значение имеет вопрос гендерного равенства женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности страны. Указом Президента Республики Казахстан от 24 ноября 2005 года №1677 была утверждена стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 гг.[16] Данная стратегия призвана обеспечить:

      равные возможности на рынке труда и содействие занятости;

      повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда;

      дальнейшее развитие предпринимательства среди женщин;

      повышение уровня занятости женщин во всех отраслях экономики;

      снижение уровня женской безработицы.

Значительная часть женской рабочей силы сосредоточена в сфере обслуживания. Большинство женщин, работающих на предприятиях материального производства, не имеют высокой квалификации, хотя в настоящее время возрастает спрос на рабочую силу, имеющую хорошую профессиональную подготовку в области математики, механики, вычислительной технике, химии, маркетинга и т.д. Поэтому было бы эффективно подготавливать рабочую силу по этим профессиям, особенно среди женщин.

6. Регулирование предпенсионной занятости. В результате развития научно-технического прогресса изменились требования к рабочей силе.  Лица предпенсионного возраста являются слабоконкурентной категорией, они считаются менее мобильными по сравнению с другими возрастными категориями населения и поэтому малопривлекательны для работодателей. Поэтому для изменения этой ситуации необходимы снижение пенсионного возраста, законодательные ограничения на увольнение  лиц предпенсионного возраста, получение возможности досрочного выхода на пенсию и т.д.

7. Регулирование притока иностранной рабочей силы. В настоящее время широко и повсеместно  используется дешевая, неквалифицированная иностранная рабочая сила. Государство должно ужесточить контроль за ввозом и использованием рабочей силы или осуществить полное прекращение трудовой иммиграции.

8. Регулирование уровня заработной платы. Заработная плата имеет тесную связь с ситуацией на рынке труда. Темпы экономического роста и накопления зависят от движения заработной платы, цен, уровня занятости и безработицы. Государство должно устанавливать допустимые пределы повышения заработной платы, минимума заработной платы, учитывая темпы роста инфляции и цен.

9. Предотвращение и улаживание трудовых конфликтов. На предприятиях при заключении соглашений между рабочими и работодателем необходимо решать не только вопросы регулирования заработной платы и найма, но и рассматривать аспекты рабочего времени и условий труда.

10. Стимулирование мотивации труда. Для получения продуктивного труда необходимо использовать средства мотивации труда, к которым можно отнести угрозу безработицы, социальную политику закрепления кадров на предприятиях, гарантии работникам о возможности повышения квалификации.

11. Косвенное субсидирование предпринимателей при создании дополнительных рабочих мест для безработных и прием на работу социально уязвимых лиц.

12. Развитие системы социального партнерства, использование его для регулирования и контроля предстоящего высвобождения или разработки альтернативных вариантов.

В настоящее время Правительством Республики Казахстан периодически разрабатываются программы занятости населения, основанные на стратегических планах развития государства и учитывающие новые тенденции развития. Программа занятости населения предусматривает разработку мер по снижению уровня безработицы, которые заключаются в[17]:

а)   Создании системы регулирования высвобождения работников в тех регионах, в которых имеется высокая напряженность на рынке труда, предотвращения увеличения безработицы. Удаление части работников с рынка труда может привести к увеличению конкуренции за рабочие места. В данном случае сокращение персонала в тех или иных секторах экономики для общества обойдётся дороже, чем поддержание избыточной занятости.

б)   Заблаговременно до высвобождения рабочей силы необходима разработка программ трудоустройства высвобождаемых работников.

в)   Поощрении развития гибких форм занятости.

г)   Стимулировании неперспективных категорий работников для ухода с рынка труда.

д)   Регулировании ввода на рынок труда потенциальной рабочей силы: молодёжи, подростков, домохозяек и т.д. Данные категории работников необходимо ориентировать на получение профессионального образования, способствующего высокой трудовой мобильности в наиболее перспективных сферах занятости.

е)   Лимитирование приема на работу неграждан Республики Казахстан и лиц без гражданства, как в государственных предприятиях, так и частных предприятиях и организациях.

ж)   Проведении различных программ, позволяющих снизить уровень безработицы, разрабатываемых на основе выделенных иностранных целевых кредитов. Суть данных программ заключается в том, что безработные объединяются в определенные группы, проходят обучение в центрах, где получают образование и помощь при трудоустройстве.

з)   Развитие шоу-индустрии, что даст возможность проводить различные конкурсы (Жас-канат, Азия даусы, Сезон Востока, Мисс Казахстана и т.п.), создание зон отдыха (Аква–парк, Луна-парк). Данные мероприятия обеспечивают занятость людей во время их организации и получение большой прибыли.

и)   Проблема роста безработицы среди молодёжи требует привлечения особого внимания для её немедленного решения. Заимствование опыта зарубежных стран в этой сфере уместно и для нашего государства. Вполне осуществимо внедрение программы профессионального обучения молодёжи, действующей в Англии, согласно которой молодым людям оказывается необходимая помощь для получения образования в виде стипендии или бесплатного обучения (гранты, кредиты). Эта программа может финансироваться как местными бюджетами, так и различными спонсорами, предпринимателями.

к)   Наиболее приемлемым направлением в казахстанской практике содействия занятости молодых людей должна стать подготовка молодёжи по профессиям, способствующим развитию экономики (особенно малого и среднего бизнеса). Для этого необходима конкретная разработка программы по трудоустройству выпускников всех видов учебных заведений, предполагающая улучшение правовых, социальных, организационных условий для обеспечения занятости молодёжи. Кроме того, необходимо наладить взаимоотношения с системой образования с целью определения потребности в подготовке специалистов, требуемых в настоящее время профессий, что позволит уменьшить резерв рабочей силы и тем самым ослабить напряжение на молодёжном рынке труда. Также необходимо осуществлять подготовку кадров в системе образования, которая соответствует потребностям народного хозяйства. Государство должно учитывать, в каком количестве необходимо готовить специалистов и контролировать этот процесс. Если нет достаточного числа специалистов по отдельным востребованным профессиям, необходимо производить переквалификацию кадров.

Важно отметить, что намеченные мероприятия государственной программы занятости нуждаются в заинтересованном и творческом подходе к ее реализации со стороны руководителей предприятий и местных органов власти. Не всегда еще приоритет в их деятельности отдается реализации мероприятий, отвечающих интересам молодого поколения. Много костности, рутины, желания работать «по старинке». Чаще всего именно субъективный фактор тормозит внедрение государственных мер по обеспечению занятости и ликвидации многих, следующих за этой проблем.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы в Казахстане.


Заключение

Выявлено, что безработица имеет как отрицательные, так и положительные стороны своего воздействия на экономические показатели. Отрицательными моментами являются снижение уровня жизни, недоиспользование экономического потенциала общества из-за плохой организации  труда, потери квалификации работников,  ухудшения семейных взаимоотношений, нарушения социально-психологического развития молодёжи и культуры труда и т.п. Положительные стороны безработицы могут выражаться в  наличии резерва свободной рабочей силы из состава безработных; в улучшении культуры и дисциплины труда; в увеличении свободного времени для самообразования; в стимулировании к овладению новыми специальностями.

Обоснованно, что категории занятости и безработицы занимают центральное место в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом. Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике и, не решив её, невозможно поднять уровень социального самочувствия в социуме.

Как представляется, основными направлениями регулирования вопросов повышения занятости и снижения безработицы могут быть следующие[18]:

      создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

      проведение активной политики на региональных рынках труда и обеспечение эффективной занятости населения;

      формирования системы социальных выплат и пособий, адекватной потребностям слабозащищенных групп населения;

      квотирования рабочих мест и налаживания внутрирегиональной миграции рабочей силы;

      создание новых рабочих мест учетом спроса и предложения на рынке труда;

      организация и проведение специализированных ярмарок вакансий;

      совершенствование системы общественных работ с учетом придания ей экономической целесообразности и региональной специфики;

      организация профессиональной подготовки, повышение квалификации и переподготовки безработных в соответствии с потребностями рынка труда в организациях образования и другие.

Как было отмечено в исследовании, критическим уровнем безработицы, при котором неизбежно возникновение социальных катаклизмов – 10 -12%, в настоящее время, по данным на 2008 год, уровень безработицы составляет 6,6%[19] , что соответствует определению «социально-опасный уровень», которого нельзя допускать. Безработица, несомненно, является одной из причин бедности, но, если до 2002 года отсутствие работы население республики считало главной причиной бедности, то, начиная с 2002 года, на первый план выдвигается проблема низкой оплаты труда. Низкий уровень заработной платы способствует оттоку трудовых ресурсов из государственных структур в коммерческие, из производственной сферы в сферу услуг, эмиграции лучших специалистов, что создает реальные проблемы для развития рынка труда и будущего экономического процветания. 

Серьезной проблемой современного молодежного рынка труда является безработица среди выпускников высших учебных заведений различного профиля. Система образования может воздействовать на развитие тенденций в экономике. Рыночные изменения немыслимы без хорошо  подготовленных и умеющих работать в новых условиях людей новых профессий и специальностей.

Установлено, что оживление экономической деятельности, определенное повышение уровня жизни населения, сокращение глубины и остроты бедности, не снижают показатели отдельных, наиболее опасных форм девиации (убийств и самоубийств), а также заболеваний, традиционно считающихся социальными (туберкулез, нервно-психические и поведенческие расстройства, алкоголизм, наркомания и др.).

Указанные факты являются косвенным свидетельством сохранения социального неблагополучия в обществе, в том числе и в сфере социально-профессиональной реализации, поскольку именно трудовая деятельность является важнейшей предпосылкой жизненной устроенности.

Выделены следующие особенности формирования молодежного рынка труда:

Во-первых, возрастная дифференциация. Казахстанская статистика относит к молодёжи категорию населения в возрасте от 16 до 29 лет. В этом возрастном интервале осуществляется профессиональная ориентация молодёжи через систему среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также происходит вступление её на рынок труда. При этом данная возрастная категория  отличается отсутствием жизненного, в том числе профессионального опыта и стажа работы. В то же время, в этом возрасте наблюдается самый активный процесс  освоения молодыми людьми самых сложных профессий, их перепрофилирование.

Во-вторых, именно молодёжь является основным источником обновления и воспроизводства трудовых ресурсов.

В-третьих, переход к рыночной экономике резко обострил обстановку на рынке труда в целом. Но особенно напряженная ситуация отмечается на молодежном рынке труда. Молодые люди, часто не находят применения своим знаниям, что в большей степени связано с просчетами высших руководящих органов страны в условиях перехода к рыночным отношениям. Ликвидация убыточных и малорентабельных предприятий обусловила появление дисбаланса между предложением и спросом на рабочую силу и перераспределение её по сферам и отраслям экономики. Это привело к  росту безработицы именно среди молодых граждан страны.

В-четвёртых, это несоответствие профессионально-квалификационных ориентиров требованиям рынка труда. В настоящее время потребность в рабочей силе по одним профессиям резко возросла, а по другим – неуклонно сокращается. Научно-технический прогресс требует всё более высококвалифицированных  работников среди молодёжи, особенно, в новых отраслях народного хозяйства страны (электроника, приборостроение, программирование и т. д.). Однако, в результате неудовлетворительной работы по профессиональной ориентации происходит повальное увлечение молодыми людьми экономическими и юридическими специальностями, что вызывает рост числа безработных. Это выпускники  высших учебных заведений, имеющие квалификацию юриста и экономиста. В тоже время в ближайшей перспективе остро потребуются профессии, связанные с развитием  производственной сферы. Но, несмотря на все эти факторы, безработица в Казахстане начала снижаться. Так, если в 2001 году уровень долгосрочной безработицы составлял 7,6%, то уже в 2008 году этот показатель снизился и составил 2,8%. [20]

Информация о работе Безработица в Республике Казахстан