Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:42, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Казахстаном.
Введение 3
1. Сущность, виды и формы безработицы 4
2. Безработица в Республике Казахстан 9
3. Основные направления снижения безработицы 16
Заключение 25
Список используемой литературы 28
В республике наряду с общим сокращением численности трудовых ресурсов за последние пять лет произошел значительный отраслевой переток рабочей силы из производственной сферы в непроизводственную, сократилась доля занятости в государственном секторе экономики и увеличилось в негосударственной: ТОО, ИП, малом и среднем бизнесе, крестьянских хозяйств, частных предпринимательств.
Рынок труда в некоторых регионах характеризуется несбалансированностью, например, в Южном Казахстане, имея долгую традицию избытка рабочей силы, внутри региона в некоторых промышленных городах ощущается постоянный недостаток.
Безработица там носит структурный характер, то есть при значительном числе безработных одновременно имеется большое количество вакансий. А значит, стоит вопрос переподготовки кадров, их территориальной мобильности.
Оценивая специфические особенности регулирования рынка труда в Казахстане, можно сформулировать вывод о том, что они не вписываются в полной мере в известные модели разных стран. Например, широко распространенная в развитых странах выплата пособий по безработице, основанная на различных механизмах страхования, существовавшая в начальный период реформ в республике, в настоящее время не применяется. Кроме того, можно также констатировать, что осуществленные реформы, как правило, основывались на двух, казалось бы, взаимоисключающих положениях. С одной стороны, они базировались на предоставлении неограниченной самостоятельности хозяйствующих субъектов в решении вопросов регулирования трудовых отношений. В данном аспекте модель регулирования рынка труда в республике в известной степени похожа на модель США, Канады и других стран. С другой стороны, учитывая значительное количество принятых законодательных и нормативных актов в исследуемой сфере, можно утверждать, что государство по-прежнему пытается оставить за собой значительную часть регулирующих функций.[9] Следовательно, есть основания полагать, что существующие в республике механизмы регулирования трудовых отношений еще не полностью соответствуют рыночным.
3. Основные направления снижения безработицы
Как известно, активизация рыночных процессов в последнее десятилетие привела к интенсивному формированию рынка труда. Особенность этого процесса в том, что возникает особый тип воспроизводственных связей. Интенсивное развитие новых форм хозяйствования, повышение мобильности трудоактивного населения коренным образом преобразуют ситуацию на рынке труда, изменяя как спрос, так и предложение работников, что вызвано усиливающимися переливами из одного сектора общественного производства в другой (особенно из материального производства в сферу обслуживания). Это влечёт за собой резкое увеличение социальной мобильности работников в отраслях экономики, что усиливает общий дисбаланс на рынке труда. Возникает необходимость регулирования этими процессами на государственном уровне посредством активных и пассивных мер.
Сейчас действительно очень многое зависит от правительств, задача которых поддержать численность рабочих мест. Более перспективными, на мой взгляд, являются такие меры, как увеличение пособия по безработице, выделение госсредств на профессиональную переподготовку, разумное стимулирование трудовой миграции, господдержка крупнейших предприятий, обеспечивающих наличие рабочих мест.
Снижение уровня безработицы является вопросом сложным, требующим комплексного подхода.
Прежде всего, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения, в частности[10]:
усовершенствовать законодательную базу;
пересмотреть политику в области трудоустройства;
выявить резервы и возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;
использовать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы и д.р.
В регионах органам местной администрации следует активно следить за положением на рынках труда своих территориальных образований:
обеспечивать условия для создания необходимого количества специализированных государственных и коммерческих институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой;
оказывать государственным службам занятости и городской бирже труда необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансирования и организации профессионально-
изучать потребности региона и формировать государственный заказ для ВУЗов на специальности, отвечающим требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;
наладить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления – ВУЗы – рынок труда;
использовать систему поощрения для стимулирования предприятий и частных предпринимателей в целях увеличения числа молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм.
В истекшем году было заключено около четырех тысяч меморандумов о социальной ответственности бизнеса. В число подписантов вошли все крупные компании сырьевого сектора, то есть те, кто несет сегодня самый ощутимый урон из-за низких цен на нефть и металлы. Руководители предприятий обязуются не увольнять рабочих в кризисный период, они перепрофилируют их для работ по модернизации производства, ремонта оборудования.[11]
В настоящее время правительством Республики Казахстан с учётом сложившейся социально-экономической обстановки принимаются преимущественно пассивные меры по улучшению системы занятости. Однако, в результате ускорения реорганизации и изменения структуры экономики необходимы активные меры, обеспечивающие эффективное трудоустройство граждан. В связи с радикальными изменениями в тенденциях развития мировой экономики, которые отразились на социально-экономическом развитии Казахстана, были разработаны программы действий Правительства Республики Казахстан на 1999-2000, 2001-2003, 2003-2008, 2008-2010 годы. Предполагалось провести меры по улучшению макроэкономической политики в целом, и, в частности, обеспечить практическую занятость населения. [12] Упор был сделан на формирование системы обеспечения занятости, подготовки и переквалификации кадров.
Стратегия занятости населения включала в себя разработку и реализацию мер, которые способствовали бы развитию и рациональному размещению производительных сил, повышению мобильности трудовых ресурсов, развитию временной и самостоятельной занятости, сохранению существующих и созданию новых рабочих мест, применению гибких режимов труда и другие меры. Основной упор надо сделать на создание новых рабочих мест. Например, вместо поддержки фирм-застройщиков, которые являются одним из «авторов» казахстанского кризиса, необходимо развивать строительство дешевого арендного жилья. Высвободившиеся строители из фирм-застройщиков могут перейти в эту сферу, появится дополнительная потребность в рабочей силе.
Основными приоритетами нынешней политики занятости являются:
поддержка и развитие предпринимательства;
защита внутреннего рынка труда;
организация оплачиваемых общественных работ;
совершенствование законодательной базы.[13]
Правительством Республики Казахстан осуществлена работа по совершенствованию социальной политики, особенно в процессе борьбы с бедностью и безработицей, способствующей достижению продуктивной занятости граждан.
По поддержке и развитию предпринимательства были разработаны следующие меры:
а) создание системы выделения микрокредитов для открытия собственного дела, семейного или индивидуального бизнеса;
б) создание условий для развития трудоёмких отраслей (легкая и пищевая промышленность);
в) развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры, особенно в сельской местности;
г) создание информационного обеспечения рынка труда;
д) развитие малого предпринимательства;
е) расширение системы подготовки и переквалификации кадров.
Регулирование рынка труда должно осуществляться по перечисленным ниже направлениям:
1. Создание и совершенствование государственных органов, контролирующих и регулирующих уровень занятости и безработицы.
2. Целенаправленное увеличение мобильности рабочей силы. На государственном уровне должен осуществляться контроль над территориальными, отраслевыми и профессионально-
3. Стимулирование гибких форм занятости, позволяющие работодателям манипулировать количеством и качеством рабочей силы, основываясь на потребностях развития производства и экономики государства. Гибкие формы занятости позволяют решать проблемы безработицы среди молодёжи, женщин, иммигрантов, лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Данная политика регулирования рынка труда особенно эффективна при организации рабочих мест для тех работников, которые не нашли свое место на рынке труда. Для молодёжи, впервые вступающей на рынок труда необходимо разрабатывать меры по их ускоренному включению в рынок труда. В связи со структурными сдвигами в экономике, в частности, перераспределения рабочих мест из материальной сферы в сферу услуг, изменился спрос на труд. В результате, предприятия и организации должны адаптировать своё производство к новым условиям, применяя при этом новые формы организации и оплаты труда, в частности флексибилизацию (повышение гибкости в использовании рабочей силы), которая имеет два направления:
экстернализация, означающая систематическое привлечение дополнительной рабочей силы, для развития профессиональной мобильности основного «костяка» трудового потенциала;
интернализация, предполагающая привлечение и подготовку работников, выполняющих самые различные виды работ, то есть работники должны овладевать сразу несколькими сегментами производственного процесса.
Применение интернализации и экстернализации вполне возможно и в условиях социально-экономического развития Казахстана, поскольку любой рынок труда должен обладать определенной степенью гибкости, что позволит установить баланс занятости между регионами и развивать производство с обеспечением трудовых ресурсов на основе спроса и предложения.
4. Профессиональная подготовка молодёжи. Современная экономика требует подготовки квалифицированных, профессионально грамотных, подвижных и легко адаптирующихся в новых условиях молодых специалистов.
В 2006 году принят Закон «О государственной молодёжной политике в Республике Казахстан», в котором молодёжи гарантируется содействие в трудоустройстве, профессиональной подготовке, повышении квалификации; содействие в предоставлении рабочего места в государственных организациях или организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов; содействие в обеспечении доступности для молодых людей, являющихся инвалидами, программ обучения, переподготовки и стажировки в высших учебных заведениях, в том числе посредством дистанционного обучения.[14]
Для осуществления эффективной политики занятости молодёжи помимо перечисленных выше мероприятий необходимо:
1) иметь информацию о миграционных потоках;
2) анализировать причины разбалансированности спроса и предложения рабочей силы (среди молодёжи) в профессионально-
3) предоставить условия независимости и свободу выбора молодыми людьми общественно-полезной деятельности;
4) поддерживать различные негосударственные молодёжные формирования, которые объединяют молодых людей по интересам;
5) через местные органы власти способствовать развитию творчества, предприимчивости, хозяйственности у молодых людей, субсидируя эффективные проекты;
6) необходимо обеспечить равные возможности молодёжи для участия в управлении и принятии решений в вопросах трудоустройства, занятости и других проблем молодого поколения.
При нынешнем уровне безработицы, вакансии заполняются, в основном, специалистами, имеющими определенный стаж работы. А молодежи, не имеющей опыта работы, даже не предоставляются возможности получить его. Поэтому задача государства – позаботиться о механизме организации работы студентов в период их обучения в учебных заведениях. В этом отношении исследователи рекомендуют использовать западный опыт[15]:
составление прямых договоров компаний с вузами о целевой подготовке специалистов.
сами компании в ряде ВУЗов определяют те курсы, которые необходимы, чтобы выпускники могли рассчитывать на получение работы в этих компаниях.
Следовательно, разрабатывая стратегию развития молодёжного рынка труда, государству необходимо учитывать, западный опыт.