Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:12, реферат
Аукцио́н — публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. В этом случае объект приобретается победителем аукциона. Проведение аукциона предусматривает предварительную выставку предметов, издание каталога; покупателем становится предложивший наибольшую цену.
Основные правила проведения аукционов
Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между покупателями. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами. В форме аукциона осуществляется торговля товарами, которые обладают индивидуальными особенностями и свойствами. Поэтому произведения искусства, исторические раритеты, коллекционные объекты, антиквариат являются очень распространённым предметом аукционов.
С точки зрения техники установления цены различают два типа аукционов:
Организация и техника проведения международных аукционов имеют свои особенности, которые определяются характером товара. Вместе с тем в их организации есть много общего, различают четыре стадии проведения аукционов:
В период подготовки аукциона, который иногда длится несколько месяцев, владелец товара доставляет его на склад организатора аукциона. В течение подготовительного периода составляются каталоги, осуществляется рекламная деятельность, крупные партии товара разбиваются на так называемые лоты. В лот подбирается товар, одинаковый по качеству. Каждому лоту присваивается номер, под которым он заносится в каталог данного аукциона с указанием характеристик лота. Несколько лотов, обладающих одинаковыми качественными показателями, образуют так называемые стринги. Из каждого лота или стринга отбирается характерный образец и выставляется в специальном зале для осмотра.
За несколько дней до начала торгов проходит предаукционная выставка. Многие произведения, выставленные на продажу, находились в частных коллекциях, и единственная возможность их увидеть воочию является выставка.
Для участия в аукционе, человек, желающий совершить покупку, должен пройти регистрацию и получить жетон. Если клиент не может сам присутствовать во время торгов, он может сделать покупку по телефону или оставить заранее письменную заявку, в которой указана максимальная цена, которую он готов заплатить за определенный лот.
Перед продажей произведения искусства с аукциона эксперты оценивают его и назначают стартовую цену. Истинной цены живой картины не знает никто - ни искусствоведы, ни тем более автор: должно пройти не менее 30 лет, прежде чем мастер сможет понять "свою истинную стоимость" (к примеру, сейчас на русских торгах Sotheby's уходят произведения искусства, созданные в 70-80-х годах). Поэтому результат аукционных торгов всегда непредсказуем. Например, 15 мая 1990 года малоизвестная работа Ван Гога "Портрет доктора Гаше" была представлена на аукцион "Кристис" в Нью-Йорке. Многие были уверены, что упадок, царивший в то время на рынке искусства, помешает взвинчиванию цены, предсказанному экспертами. Однако картина была продана за 82,5 миллиона долларов – вдвое вые предсказываемой цены.
Важнейшим фактором стоимости произведения искусства, которую назначают дилеры и эксперты аукционного дома является репутация художника (сколько раз выставлялись его работы, особенно персонально; замечен художник критиками-искусствоведами)
Во время осмотра товара потенциальные покупатели имеют возможность ознакомиться с выставленными для продажи лотами и стрингами. На аукционах пищевкусовых товаров для покупателей устраиваются дегустации. Осмотр является важным этапом проведения аукционных торгов, так как в случае приобретения товара претензии к его качеству (за исключением скрытых дефектов, которые невозможно обнаружить при осмотре товара) впоследствии не принимаются. Иногда покупатели во время осмотра могут приобрести образцы товара для дополнительной проверки их качества.
Главной стадией аукциона является торг, который проводит аукционист совместно с ассистентами. Он начинается в заранее назначенный день и час в специально оборудованном помещении. Существуют способы повышения цены — гласный и негласный.
При гласном способе аукционист объявляет номер лота, выставляемого на продажу, называет начальную цену и спрашивает: «Кто больше?» Покупатель, желающий приобрести лот по более высокой цене, называет новую цену, которая выше предыдущей на величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах проведения торгов. Аукционист называет номер покупателя, под которым он зарегистрирован на аукционе, новую цену лота и снова задаст вопрос: "Кто больше?' Если после троекратного повторения вопроса не следует нового предложения, аукционист ударяет молотком, подтверждая продажу лота покупателю, который последним назвал наивысшую цену.
При негласном способе покупатели подают аукционисту условный знак (например, путём поднятия таблички с его номером) о согласии поднять цену. Надбавка к цене стандартна и оговорена в правилах торгов. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя.
Часто окончательная цена лота превышает стартовую в несколько раз. Иногда продавец вставляет и блиц-цену – сумму, за которую участник может выкупить товар, не дожидаясь окончания торгов.
Темп аукционных торгов очень высок и требует от покупателей и аукциониста максимального внимания и быстрой реакции. В среднем для продажи одного лота требуется менее 50 сек. В некоторых странах на аукционах используется способ понижения цены. Этот способ получил название «голландский аукцион» (Dutch auction), так как широко применяется в этой стране. Суть его состоит в том, что вначале аукционист назначает максимальную цену, которая загорается на циферблате, установленном в аукционном помещении. Если никто из покупателей не выражает желания приобрести лот по этой цене, то аукционист начинает снижать цену. Покупателем товара становится тот, кто первым нажмет находящуюся перед ним кнопку, которая останавливает изменение цены на циферблате. После этого на циферблате загорается номер, под которым данный покупатель зарегистрирован у организаторов аукциона. Он и считается покупателем данного лота. Такой способ проведения аукциона значительно ускоряет темп аукционного торга и дает возможность продавать до 600 лотов в час.
Крупные аукционные дома устраивают специальные торги по различным узким художественным направлениям. Например, Sotheby’s имеет отделы:
- древности и этнографии, азиатское искусство, книги и манускрипты, керамика и стекло, коллекционные и памятные предметы, ювелирные изделия, мебель и декоративное искусство, рисунок, живопись и скульптура, фотография, гравюры, серебро и русское искусство, марки, монеты и медали, часы, которые в свою очередь разделяются на более узкие направления.
Например, раздел «Рисунок, живопись и скульптура» делится в свою очередь на:
- живопись и рисунок 19 века,
- искусство Австралии,
- Британская живопись и рисунок 1500-1850,
- искусство Канады,
- современное искусство,
- импрессионисты и современное искусство,
- искусство Израиля,
- латиноамериканское искусство,
- маринисты и пейзажисты,
- рисунки старых мастеров,
- живопись старых мастеров,
- живопись и рисунок Шотландии,
- искусство Швейцарии.
Кто
покупает "шедевры"? К сожалению,
не все произведения покупают только
из любви к искусству. Хотя большинством
коллекционеров изначально движет интерес
к искусству, очень дорогие работы
часто приобретаются как
Самые дорогие картины мира
Самая дорогая картина мира была продана на аукционе «Сотбис» в 2006 году за 140 миллионов долларов и называется она «Номер 5» (244 на 122 см). Джексон Поллок (1912-1956) написал эту работу в 1948 году в изобретенной им технике «капельной живописи», сделавшей его поистине знаменитым. В том же году была продана и вторая по дороговизне картина художника Виллема де Кунинга за 137,5 миллионов. «Женщина III» размером 171 на 121 см была написана им в 1953 году. Вообще в 2006 году ушла с молотка тройка самых дорогих картин. «Портрет Адели Блох Бауер» (136 на 138 см, 1907 год) Густава Климта также был продан в этот год на аукционе «Сотбис» за 135 миллионов долларов.
Четвертое
и пятое места в рейтинге самых
дорогих картин занимают работы Пабло
Пикассо. «Мальчик с трубкой» (99,7 на 81,3
см, 1905 год) ушел в 2004 году за 104,168, а «Портрет
Доры Маар» (103 на 97 см, 1941 год) в 2006 за 95,216
миллионов. Обе картины были проданы на
аукционе «Сотбис».
Аукционы в системе современного мирового арт-рынка
За последние 50 лет цены на искусство в среднем росли на 12, 6% ежегодно. Мировой арт-рынок начал заметно расти с 2003 г., а 2006-2008 гг. стали годами резкого подъема по объему продаж и среднему ценовому показателю. Если в 2002 г. его общий оборот рынка составлял 26, 7 млрд. евро, то к осени 2008-го эта сумма достигла почти 50 млрд. евро. Причем более 75% приобретаемых на мировых аукционах лотов относилось к живописи. С 2002 по 2008 г. продажи выросли на 90% от оборота в стоимостном выражении и на 25% по количеству сделок, а 2007 г. стал годом абсолютных рекордов. В 2006 году товарооборот импрессионистов у крупнейших аукционных домов вырос на 80%, современного искусства – на 60% на Sotheby’s и на 47% на Christie’s.
На сегодняшний день весь объем продаж делят между собой два больших сектора - аукционы (45%) и арт-дилеры (55%). Среди аукционных домов доминируют Sotheby's и Christie's - их доля по стоимости в сумме составляет 27% всех аукционных продаж в мире и 46% общего их объема. Всего арт-рынок насчитывает в мире около 5 тыс. аукционных домов разного уровня. И если Sotheby's и Christie's относятся к аукционным домам первого, высшего уровня, то ко второму уровню относятся национальные лидеры, такие как американский Phillips de Pury ( в 2008 г. аукционный дом Phillips de Pury & Company куплен российское компанией Mercury.), Bonhams в Великобритании (6 и 5% мировых продаж соответственно), Artcurial во Франции, Villa Grisebach в Германии, Kornfeld в Швейцарии. Существует и третий уровень, который включает региональные аукционные дома, чаще всего специализирующиеся в определенных областях искусства. Здесь основная доля продаж приходится на Францию, Великобританию и США.
Дилерский сектор - более фрагментарный, чем аукционы: на рынке фигурируют более 70 тыс. арт-дилеров с учетом небольших галерей, брокеров и агентов отдельных художников. 75% рыночного оборота приходится на 4 тыс. крупных арт-дилеров, из которых не более тысячи влияют на формирование уровня показателей стоимости. Несмотря на то, что именно на стороне дилеров высокий уровень экспертизы, их бизнес более подвержен риску, чем аукционный: как правило, даже очень крупные дилеры имеют сравнительно узкую специализацию и локализацию в рамках одной страны. Аукционные дома примерно на 40% являются для дилеров источниками предметов для дальнейшей продажи.
В последние годы оба сектора стали активно сближаться. Аукционные дома начали совершать большое количество частных сделок, причем не только в рамках самих домов, но и приобретая для этого частные галереи. Дилеры, со своей стороны, стали брать на себя функции аукционов, отходя, таким образом, от своей традиционной роли. Стал выше уровень сотрудничества между двумя секторами, все чаще взаимным полем деятельности стали являться международные ярмарки изящных искусств.
Международный арт-рынок - один из самых глобальных рынков экономики, с различными объемами и формами для каждой отдельной страны. Интенсивность ввоза и вывоза в большей степени зависит от законодательства отдельных стран в этой области. Так, например, в США, где отсутствуют пошлины на ввоз и вывоз произведений искусства и очень незначительные ограничения в этой области, ежегодный импорт составляет около 5 млрд. евро, экспорт - около 6 млрд. евро. Во многом благодаря этому рынок США и является самым крупным художественным рынком. Его доля от оборота в стоимостном выражении составляет почти 50% мирового арт-рынка. Главным центром является Нью-Йорк: именно здесь заключается более 40% всех сделок в стране. В среднем из 100 самых крупных аукционных продаж в мире 60 совершается в Нью-Йорке на Sotheby's или Christie's. Здесь же расположены представительства около 2 тыс. крупнейших арт-дилеров из 25 тыс. зарегистрированных на территории США. Специфика данного рынка проявляется в преобладании в нем спроса на американскую живопись XIX и начала XX вв., а также европейскую и латиноамериканскую живопись XX в.