Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:12, реферат
Аукцио́н — публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. В этом случае объект приобретается победителем аукциона. Проведение аукциона предусматривает предварительную выставку предметов, издание каталога; покупателем становится предложивший наибольшую цену.
БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
культурологи и социально-культурной
деятельности
Реферат
Аукцион
в системе арт-рынка
Выполнила
студентка 411гр. ФКиСКД
Минск 2010
Введение
Каждый день в мире проходят десятки художественных аукционов, больших и малых, всемирно известных и закрытых; с молотка продаются тысячи предметов, начиная от вещей, принадлежавших звездам кино и шоу-бизнеса, и заканчивая винами и старинными автомобилями, и прочими предметами, которые в той или иной степени можно рассматривать как раритет. Многие аукционные дома имеют местное значение и известны только узкому кругу профессионалов. Хотя часто на таких небольших, «камерных» аукционах можно сделать очень выгодное и интересное приобретение. В свою очередь, крупные аукционные дома, такие как Sotheby’s, Christie’s, Philips, известны самой широкой публике, и цены, за которые уходят предметы на таких торгах, становятся базой для дальнейшей рыночной оценки аналогичных вещей. Такие аукционы набирают высококвалифицированный штат экспертов, и помимо своей основной деятельности занимаются оценкой вещей, ведут научные исследования и образовательную деятельность.
Аукцио́н — публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. В этом случае объект приобретается победителем аукциона. Проведение аукциона предусматривает предварительную выставку предметов, издание каталога; покупателем становится предложивший наибольшую цену.
История развития аукционов
История аукционов восходит к античным временам, когда такая форма торговли уже существовала. С падением Римской империи аукционы были закрыты и появились снова лишь в XIII веке во Франции.
Аукцион как форма торговли произведениями искусства активно формируется в XVIII в, одновременно с европейским художественным рынком. Во второй половине XVIII в, в крупнейших столицах Европы создаются аукционные дома. в т.ч. действующие поныне крупнейшие Sotheby's (Лондон, 1744 г.), Christie's (1766 г.)
В
России формирование системы аукционных
торгов проходило достаточно медленно.
Известны и более интересны
История крупнейших аукционных домов мира
SOTHEBY’S
Появление аукционного дома датируется 1744 годом, когда торговец Самуэль Бейкер, решивший заняться бизнесом, сделал ставку на продажу библиотек после смерти их владельцев. В марте того же года Бейкер провел первый аукцион, на который было выставлено книжное собрание сэра Дж. Стэнли. Выручка по нынешним меркам была незначительной – чуть больше 800 фунтов стерлингов. Кстати, 250 лет спустя продажа одного Евангелие Генри Льва - германского героя XII века, родственника Ричарда Львиное Сердце, принесла аукционному дому «Сотбис» $8,14 млн. Это - крупнейшая сумма в истории цивилизации, вырученная за продажу одной книги. После смерти Бейкера в 1778 году его собственность была поделена между Дж. Леем, партнером по бизнесу, и Джоном Сотби, племянником Бейкера. Менялись владельцы, изменялось название фирмы, но, начиная с 1845 года, «Сотбис» (в английской транскрипции «Sotheby`s») прочно закрепилось в названии дома. Определился и его профиль деятельности: крупнейший в мире аукцион по реализации книжных раритетов. Через него прошли известнейшие коллекции, в том числе знаменитые библиотеки Талейрана и Наполеона.
В начале своей деятельности лондонская штаб-квартира «Сотбис» находилась на Веллингтон-стрит, а с 1917 года обосновалась в строении XVIII века на Bond-Street. Когда-то дом принадлежал виноторговцам, потом там создал свою студию французский художник и гравер Гюстав Доре. Не исключено, что именно переезд в дом, в котором работал известный живописец, сыграл судьбоносную роль в дальнейшей истории «Сотбис». Смена месторасположения аукциона ознаменовало начало новой эры. Компания обратила взор на картины и другие произведения искусства, торговля которыми заняла ведущее место.
Новая страница в истории «
В истории «Сотбис» был период, когда аукционный дом находился в руках государства, но это продолжалось недолго (1977-1983 гг.). Затем «Сотбис» купил один из крупнейших американских бизнесменов и меценатов - Альфред Таубман и с тех пор она вновь пребывает в частных руках. Ныне штаб-квартиры фирмы находятся в Нью-Йорке и Лондоне. А также в десятках стран на пяти континентах. Ежегодно они продают по всему миру около 250 тысяч произведений искусства. Оборот аукционного дома составляет 135 млн. фунтов ежегодно.
Sotheby’s
одним из первых открыл продажу в режиме
on-line. При Sotheby’s существует Институт искусства,
расположенный в Лондоне и Нью-Йорке. Учебные
программы рассчитаны на разный уровень
подготовки и имеют разную продолжительность.
CHRISTIE’S
Благородные традиции аукциона были заложены его основателем сэром Джеймсом Кристи. Сэр Джеймс родился в местечке Перт, в Шотландии. После недолгой учебы в Ковент-Гардене он открыл дом комиссионных продаж, который и по сей день носит его имя.
Первые торги сэра Джеймса прошли в Лондоне 5 декабря 1766 года, и очень скоро Christie`s занял важнейшее место в британской торговле произведениями искусства. В 1778 году он продал коллекцию картин Гораса Уолпола русской императрице Екатерине Великой, одной из первых и самых любимых его клиенток. Именно Екатерина купила в 1795 году – и причем за весьма крупную сумму – набор украшений графини Дю Барри. Эти драгоценные безделушки подарил своей страстной возлюбленной французский король Людовик XV, а после всех разрушений якобинской диктатуры они оказались достоянием лондонского торгового дома.
На протяжении своей истории Christie`s знал несколько поистине легендарных торгов. В 1848 году аукцион в Stowe House по коллекциям герцога Бэкингема длился сорок дней. Было реализовано 6480 лотов. О распродаже говорила вся цивилизованная Европа. Только очередные революции во Франции и в Германии могли сгладить, да и то ненадолго, в сознании общества впечатления от этой уникальной коллекции шедевров, отошедшей в большинстве своем в собственность нуворишей.
Несколько уникальных достижений было отмечено и в конце XX века. В 1987 году президент Microsoft Билл Гейтс приобрел Codex Hammer, знаменитый проект Леонардо да Винчи, за 30,8 миллиона долларов, и поставил таким образом ценовую планку для рукописей и других раритетов подобного рода. А в 1990-м был установлен мировой рекорд по произведениям живописи и антиквариату. В апреле «Портрет доктора Гаше» кисти Винсента Ван Гога ушел в Нью-Йорке за 82,5 миллиона долларов, намного перекрыв все прежние результаты продаж живописи. На сегодня это самая дорогая картина в мире. Французский критик Ален Боске писал тогда: «Все-таки мир устроен поразительно. Неизвестный коллекционер способен выложить за произведение нищего художника целое состояние. Смешно и нелепо даже представить себе, что испытал бы Ван Гог, постоянно сабиравший мелочь на абсент, получи он при жизни хоть сотую часть этой суммы».
Впрочем, аукционный ажиотаж продолжался. Спустя лишь месяц в Лондоне был продан за 8,58 миллиона фунтов кабинет Badminton, который стал самым дорогим предметом мебели за всю историю человечества.
Пиковыми ценами были отмечены и последние сезоны аукционных продаж. В 1997-м коллекция живописи Виктора и Салли Ганц, состоявшая из 58 произведений Пикассо, Раушенберга и Стелла, ушла за 206 миллионов долларов (рекорд для коллекций), а проданный в декабре 2000 года «Портрет шестидесятидвухлетней дамы» кисти Рембрандта дал наивысший результат для картин этого мастера (19,8 миллиона фунтов стерлингов).
Сессии
2002 года еще раз подтвердили: только
что прошедший век продолжает
тревожить сердца. Лидерами продаж
живописи стали Герхард Рихтер и
Энди Уорхол. Экспертов удивил и особый
интерес коллекционеров к скульптуре.
На майских аукционах минималистская
работа Дональда Джадда (1967 год) была продана
за 4,6 миллиона долларов.
BUKOWSKIS
«Bukowskis» является крупнейшим аукционным домом Скандинавии. Фирма была основана в Стокгольме в 1870 году польским дворянином Хенриком Буковски, финский филиал ее существует в Хельсинки с 1979 года. Кроме ежемесячных торгов, «Bukowskis» дважды в год (апрель–май, ноябрь–декабрь) проводит в Финляндии международные аукционы.
Немногим позже начал свою деятельность в Финляндии «Hagelstam». И вот уже 25 лет он ежегодно устраивает в Хельсинки, кроме сезонных, восемь обычных аукционов. На них, как и на торгах дома «Bukowskis», выставляется немало произведений зарубежных мастеров, в том числе русских, что в немалой степени объясняется тем, что в Финляндии, являвшейся более 100 лет автономной частью Российской империи, сохранилось в частных коллекциях немало предметов русского искусства.
Характерен пример с произведениями Ильи Репина, жившего после революции в Куоккале. Его известная картина «Гопак», созданная в 1927 году, была приобретена после смерти старшей дочери художника коллекционером Крюгером на хельсинкских торгах, позже, в 2004 году, у картины появился в результате аукционных торгов в шведском городе Упсала новый владелец, отдавший за «Гопака» 453 тыс. евро. Значительно меньше заплатил за репинскую работу коллекционер из Северной Финляндии. «Портрет жены в парке» (дерево, масло; 24х15), купленный в Хельсинки в апреле 2002 года, обошелся ему в 35 тыс. евро. Довольно скромная сумма, если сравнить с той, что была заплачена в декабре прошлого года на хельсинкском аукционе дома «Bukowskis» за картину Ивана Айвазовского «Кораблекрушение». При стартовой цене 200 тыс. она ушла за 500 тыс. евро. Солидная сумма была выложена на тех же торгах и за пейзаж с видами Крыма Льва Лагорио. При начальной цене 80 тыс. за нее заплатили 330 тыс. евро. В немалую сумму обошлась покупателю и картина Павла Верещагина «На берегу реки» – 230 тыс. евро.
Бóльшая часть выставляемых на хельсинкских торгах предметов искусства принадлежит обычно финским мастерам. Не являются исключением и весенние аукционы этого года. Самая высокая начальная цена, как и на предыдущих торгах, у картины Хелене Шерфбек (Helene Schjerfbeck, 1862–1946). Ее двойное полотно, продаваемое домом «Hagelstam», оценено в 300–350 тыс. евро. На одной его стороне – картина «Huivipäinen tyttö» («Девочка в платке»), написанная примерно в 1880 году, на другой – «Päärynäpuu» («Грушевое дерево»), работа, выполненная художницей спустя 25 лет. Выставляются произведения Шерфбек и в доме «Bukowskis». Стартовая цена ее картины «Nuori poika» («Юноша») 60 тыс. евро.
Среди других финских художников, картины которых можно будет приобрести на весенних хельсинкских аукционах, такие известные имена, как Аксели Галлен-Каллела (Akseli Gallen-Kallela, 1865–1931), Эллен Теслефф (Ellen Thesleff, 1869–1954), Альберт Эдельфельт (Albert Edelfelt, 1854–1905), Хуго Симберг (Hugo Simberg, 1873–1917), Пекка Халонен (Pekka Halonen, 1865–1933).
Среди
авторов русской живописи – Илья
Репин, Иван Айвазовский, Николай Ярошенко,
Константин Маковский, Константин Коровин,
Анна Остроумова-Лебедева, Александр
Бенуа. Только аукционный дом «Bukowskis»
выставит на продажу около 80 произведений
русского искусства, стартовая цена части
из них свыше 20 тыс. евро.