- Методы
оценки, используемые
при аттестации
- Метод групповой
экспертной оценки - аттестуемого по выделенным
критериям по определенной шкале (рекомендуется
использовать 5 - балльную шкалу) оценивают
эксперты. Затем по каждому критерию высчитывается
суммарный и средний баллы. Применяется
для оценки результатов работы, профессионально
и корпоративно важных качеств.
- Экзамен. Применяется
для оценки профессиональной и корпоративной
компетенции. Проводится в устной или
письменной форме. Оценка компетентности
осуществляется по 5 - балльной шкале.
Дополнительные методы:
- Метод моделирования
рабочей ситуации - аттестуемому предлагается
решить смоделированную ситуацию, встречающуюся
в его работе. Применяется при оценке профессиональной
компетенции и является одним из элементов
экзамена.
- Квалификационная
работа - самостоятельная разработка какой-то
проблемы или вопроса. Применяется для
оценки профессиональной компетенции
и является одним из элементов экзамена.
- Метод собеседования.
- Тестирование.
Используется для диагностики качеств
личности, уровня интеллектуального развития
и т. д. как дополнительный метод подтверждения
результатов экспертной оценки.
- Подготовка
экспертов и аттестационной
комиссии
Для двух основных этапов процедуры необходимо
сформировать рабочие группы, состав которых
различается:
Экспертная комиссия - формируется
для проведения технологии экспертных
оценок
В ее состав при проведении аттестации
руководителей входят вышестоящий руководитель,
взаимодействующие с ним руководители
других подразделений и непосредственные
подчиненные. При аттестации специалистов
и служащих в качестве экспертов выступает
вышестоящий руководитель, а так же наиболее
компетентные специалисты, взаимодействующие
с аттестуемым по определенному кругу
вопросов в рамках его должностных обязанностей.
Аттестационная комиссия - проводит
оценку профессиональной и корпоративной
компетенции сотрудника методом экзамена.
- председатель
комиссии (Генеральный директор, директора
по направлению, вице-директор по качеству;
региональный директор и его заместители);
- секретарь (ведущий
менеджер по персоналу);
- члены комиссии
(руководители подразделений и высококвалифицированные
специалисты, при необходимости в состав
комиссии включают начальника отдела
управления персоналом, вице-директоров
по товарной группе).
Важно провести
инструктаж экспертов и членов аттестационной
комиссии, убедиться, что они одинаково
интерпретируют оценки, понимают критерии.
Для точности можно проверить
согласованность оценок экспертов.
- Определение
порядка прохождения
аттестации: время и
место. Оповещение аттестуемых.
Перед каждой, запланированной заранее,
процедурой аттестации, сотрудники отдела
управления персоналом проводят подготовительную
консультационную работу. Аттестуемым
за 2 недели до проведения аттестации сообщают
критерии аттестации, вопросы для экзамена,
проводят разъяснительные беседы, консультируют
что и как делать.
- Проведение
экспертной оценки.
Обработка результатов.
Организует и проводит экспертную оценку
результатов работы, профессионально
важных (ПВК) и корпоративно важных качеств
(КВК) личности ведущий менеджер по персоналу.
Он знакомит экспертную комиссию с целями
экспертизы, объясняет методику ее проведения,
раскрывает содержание критериев оценки,
порядок заполнения бланков экспертизы.
Эксперты заполняют бланки оценки, приведенные
в методиках аттестации (см. Приложение
№ 2) Менеджер
собирает заполненные и подписанные экспертами
оценочные бланки и проверяет на согласованность
членов экспертной комиссии.
Если при обработке результатов выяснится,
что максимальная и минимальная оценки
резко отличаются от остальных, то целесообразно
результаты работы этих экспертов пересмотреть.
Если это необходимо, провести с экспертами
дополнительную беседу по разъяснению
критериев, выявлению причин рассогласования.
Все бланки экспертных оценок прилагаются
к аттестационной карточке. На их основании
судят об уровне эффективности деятельности
и развитии ПВК и КВК, компетенции. По результатам
оценки деятельности, ПВК и КВК аттестационная
комиссия может принять решение о неготовности
сотрудника к внеочередной аттестации,
о чем делается соответствующая запись
в Протоколе заседания аттестационной
комиссии.
Для подтверждения результатов экспертной
оценки может быть проведено тестирование,
результаты которого так же прилагаются
к аттестационной карточке.
- Экзамен.
Заседание аттестационной
комиссии. Секретарь комиссии (ведущий
менеджер по персоналу) знакомит аттестационную
комиссию с целями аттестации, объясняет
методику ее проведения, раскрывает содержание
критериев оценки, знакомит с результатами
экспертной оценки.
После прохождения сотрудником экзамена,
и последующего обсуждения, члены аттестационной
комиссии выставляют оценку за экзамен
по 5 - бальной шкале, оценка заносится
в аттестационную карточку.
Затем, на послеэкзаменационном заседании
комиссии обсуждаются:
- результаты экспертной
оценки;
- результаты других
дополнительных методов оценки, если они
применялись;
- результаты экзамена.
Открытым голосованием
принимается решение о соответствии
сотрудника занимаемой должности и,
если необходимо, определяются корректирующие
мероприятия (обучение, стажировка, перевод
на другую должность и т.д.). Результаты
определяются большинством голосов.
Секретарь заносит результаты в аттестационный
лист, который хранится в отделе управления
персоналом. Также секретарем аттестационной
комиссии заполняется протокол по результатам
заседания (Приложение
№ 3), и в течение
2-х дней по окончанию аттестации отправляет
его начальнику отдела кадров и хранения
документации. Начальник отдела кадров
на основании протокола издает Приказ
о результатах аттестации, с которым знакомит
аттестуемых под роспись.
- Принятие
решения о соответствии
должности.
По окончании аттестации принимается
одно из нижеследующих решений:
- Сотрудник не
соответствует занимаемой должности.
На основании этого решения сотрудник
может быть переведен на другую должность
или уволен в соответствии с трудовым
законодательством;
- Сотрудник соответствует
занимаемой должности. В зависимости от
степени соответствия принимаются следующие
решения:
- Сотрудник соответствует
занимаемой должности, но есть некоторые
замечания к качеству выполнения должностных
обязанностей, уровню компетенции и т.д.
В связи с этим может назначаться повторная
(контрольная) аттестация.
- Сотрудник полностью
соответствует занимаемой должности.
На основании этого может решаться вопрос
о повышении категории в рамках одной
должности.
- Сотрудник полностью
соответствует занимаемой должности,
но по своим знаниям, навыкам, личным качествам
способен занимать более высокую должность.
На основании этого принимается решение
о повышении категории в рамках должности,
о повышении сотрудника в должности или
включении его в резерв на выдвижение.
Данная методика
аттестации используется в Концерне
"КАЛИНА" уже 2,5 года, позволяя планировать
все основные управленческие решения.
Снабжая руководство информацией
для осуществления продвижения,
ротации персонала, необходимости
профессионального развития сотрудников,
оценки соответствия сотрудников своей
должности.
Наряду с этим
организация подобной процедуры
выявила основные проблемы и соответствующие
направления деятельности службы персонала
в отношении оптимизации аттестационной
системы:
- Неоспоримая важность
этапа работы с экспертами, подготовки
членов экспертной и аттестационной комиссий.
Это должна учитывать при разработке системы
аттестации любая компания, если она стремится
к максимальной достоверности результатов
оценки.
- Необходимо внедрение
обязательной ежегодной аттестации. Эту
точку зрения доказывает опыт многих крупных
западных компаний, подтверждающий повышение
эффективности деятельности сотрудников
в постоянном графике оценки их показателей,
закрепление и прогрессирование их личностных
и профессиональных качеств, стремление
соответствовать заданным стандартам.
- На крупных производственных
предприятиях-заводах, как предприятия
Концерна, обосновано внедрение категоризаций
для всех должностей специалистов и служащих,
а не только на массовых позициях.
На сегодняшний
день Концерн "КАЛИНА" является одним
из крупнейших производителей парфюмерно-косметической
продукции в России.
Численность головного предприятия составляет
2500 человек, общая численность работников
Концерна - 4300 человек.
Основан Концерн "КАЛИНА"
на базе крупной фабрики, выпускающей
парфюмерно-косметическую продукцию,
- ОАО "Уральские самоцветы", история
которой начинается еще в 1942 г. Переход
на новые методы управления произошел
в 1996 году. "Уральские самоцветы"
объединяет вокруг себя заводы парфюмерно-косметического
профиля из разных регионов и превращается
в концерн.
Изменения стратегии
Концерна, которые и определили необходимость
аттестации персонала были зафиксированы
в Философии компании:
Наша Миссия: "Создание и продвижение
лидирующих торговых марок и услуг для
клиентов и потребителей на мировых рынках
парфюмерии, косметики и бытовой химии
на основе постоянного совершенствования
отраслевых стандартов управления и качества".
Какими мы хотим
быть:
Передовая, ориентированная на увеличение
интеллектуальной составляющей бизнеса,
открытая компания, владеющая глобальными,
национальными и региональными торговыми
марками и эффективными технологиями
управления, создающая и продвигающая
на рынок уникальные, превосходящие ожидания
потребителей продукты и услуги.
Например, обычной
практикой в транснациональных
компаниях считается 50 % персонала
подбирать за счет внутреннего найма.
Это позволяет снизить издержки
предприятия на внешний подбор, адаптацию
и обучения новых сотрудников, а
так же сохранить корпоративную
культуру.
Журнал "Справочник
по управлению персоналом", № 5, май
2002 г.
Ф.И.О.__________________________________________________
Год рождения ______________________________
Дата приема на работу в Концерн ________________________
Сведения об образовании и повышении квалификации
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Вид
аттестации,
дата проведения |
Должность на
момент аттестации |
Стаж работы
в данной должности |
Оценки |
Решения, принятые
по результатам аттестации |
Роспись секретаря
аттеста- ционной комиссии |
Резуль- таты
деятель- ности |
ПВК и КВК |
Оценка на экзамене |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разработано: |
|
|
Начальник
ОУП |
"_____"_______________
Дата |
Десятник Н.И. |
|
Оценке подлежат
результаты деятельности, профессионально
- важные качества, навыки и знания.
Аттестация
проходит в несколько
этапов.
1 этап. Ежемесячная оценка начальником
подразделения своевременности выполнения
должностных обязанностей менеджерами
по персоналу по следующим показателям:
- % вакансий закрытых
в срок
- % выполнения плана
графика - проведения аттестаций
- % выполнения плана
работ на месяц