Аттестация как способ реализации стратегии компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 22:18, реферат

Описание работы

Проблеме разработки и проведения аттестации персонала, руководители российских компаний уделяют все больше внимания. Спектр тем, волнующих работодателей в этой области, варьируется - от вопросов "Что такое аттестация и нужна ли она моей компании? Оправданы ли затраты на ее проведение: временные, финансовые?" до вопросов "Как юридически грамотно провести аттестацию? И что делать с полученной информацией?".

Работа содержит 1 файл

Аттестация как способ реализации стратегии компании.docx

— 43.13 Кб (Скачать)
    1. Методы оценки, используемые при аттестации
      • Метод групповой экспертной оценки - аттестуемого по выделенным критериям по определенной шкале (рекомендуется использовать 5 - балльную шкалу) оценивают эксперты. Затем по каждому критерию высчитывается суммарный и средний баллы. Применяется для оценки результатов работы, профессионально и корпоративно важных качеств.
      • Экзамен. Применяется для оценки профессиональной и корпоративной компетенции. Проводится в устной или письменной форме. Оценка компетентности осуществляется по 5 - балльной шкале. 
        Дополнительные методы:
      • Метод моделирования рабочей ситуации - аттестуемому предлагается решить смоделированную ситуацию, встречающуюся в его работе. Применяется при оценке профессиональной компетенции и является одним из элементов экзамена.
      • Квалификационная работа - самостоятельная разработка какой-то проблемы или вопроса. Применяется для оценки профессиональной компетенции и является одним из элементов экзамена.
      • Метод собеседования.
      • Тестирование. Используется для диагностики качеств личности, уровня интеллектуального развития и т. д. как дополнительный метод подтверждения результатов экспертной оценки.
    2. Подготовка экспертов и аттестационной комиссии  
      Для двух основных этапов процедуры необходимо сформировать рабочие группы, состав которых различается:  
      Экспертная комиссия - формируется для проведения технологии экспертных оценок  
      В ее состав при проведении аттестации руководителей входят вышестоящий руководитель, взаимодействующие с ним руководители других подразделений и непосредственные подчиненные. При аттестации специалистов и служащих в качестве экспертов выступает вышестоящий руководитель, а так же наиболее компетентные специалисты, взаимодействующие с аттестуемым по определенному кругу вопросов в рамках его должностных обязанностей.  
      Аттестационная комиссия - проводит оценку профессиональной и корпоративной компетенции сотрудника методом экзамена.

      В состав аттестационной комиссии входят:

      • председатель комиссии (Генеральный директор, директора по направлению, вице-директор по качеству; региональный директор и его заместители);
      • секретарь (ведущий менеджер по персоналу);
      • члены комиссии (руководители подразделений и высококвалифицированные специалисты, при необходимости в состав комиссии включают начальника отдела управления персоналом, вице-директоров по товарной группе).

      Важно провести инструктаж экспертов и членов аттестационной комиссии, убедиться, что они одинаково  интерпретируют оценки, понимают критерии. Для точности можно проверить  согласованность оценок экспертов.

    1. Определение порядка прохождения аттестации: время и место. Оповещение аттестуемых. Перед каждой, запланированной заранее, процедурой аттестации, сотрудники отдела управления персоналом проводят подготовительную консультационную работу. Аттестуемым за 2 недели до проведения аттестации сообщают критерии аттестации, вопросы для экзамена, проводят разъяснительные беседы, консультируют что и как делать.
    2. Проведение экспертной оценки. Обработка результатов. Организует и проводит экспертную оценку результатов работы, профессионально важных (ПВК) и корпоративно важных качеств (КВК) личности ведущий менеджер по персоналу. Он знакомит экспертную комиссию с целями экспертизы, объясняет методику ее проведения, раскрывает содержание критериев оценки, порядок заполнения бланков экспертизы.  
      Эксперты заполняют бланки оценки, приведенные в методиках аттестации (см.
      Приложение № 2) Менеджер собирает заполненные и подписанные экспертами оценочные бланки и проверяет на согласованность членов экспертной комиссии.  
      Если при обработке результатов выяснится, что максимальная и минимальная оценки резко отличаются от остальных, то целесообразно результаты работы этих экспертов пересмотреть. Если это необходимо, провести с экспертами дополнительную беседу по разъяснению критериев, выявлению причин рассогласования.  
      Все бланки экспертных оценок прилагаются к аттестационной карточке. На их основании судят об уровне эффективности деятельности и развитии ПВК и КВК, компетенции. По результатам оценки деятельности, ПВК и КВК аттестационная комиссия может принять решение о неготовности сотрудника к внеочередной аттестации, о чем делается соответствующая запись в Протоколе заседания аттестационной комиссии.  
      Для подтверждения результатов экспертной оценки может быть проведено тестирование, результаты которого так же прилагаются к аттестационной карточке.
    3. Экзамен. Заседание аттестационной комиссии. Секретарь комиссии (ведущий менеджер по персоналу) знакомит аттестационную комиссию с целями аттестации, объясняет методику ее проведения, раскрывает содержание критериев оценки, знакомит с результатами экспертной оценки.  
      После прохождения сотрудником экзамена, и последующего обсуждения, члены аттестационной комиссии выставляют оценку за экзамен по 5 - бальной шкале, оценка заносится в аттестационную карточку.  
      Затем, на послеэкзаменационном заседании комиссии обсуждаются:
      • результаты экспертной оценки;
      • результаты других дополнительных методов оценки, если они применялись;
      • результаты экзамена.

      Открытым голосованием принимается решение о соответствии сотрудника занимаемой должности и, если необходимо, определяются корректирующие мероприятия (обучение, стажировка, перевод  на другую должность и т.д.). Результаты определяются большинством голосов.  
      Секретарь заносит результаты в аттестационный лист, который хранится в отделе управления персоналом. Также секретарем аттестационной комиссии заполняется протокол по результатам заседания (
      Приложение № 3), и в течение 2-х дней по окончанию аттестации отправляет его начальнику отдела кадров и хранения документации. Начальник отдела кадров на основании протокола издает Приказ о результатах аттестации, с которым знакомит аттестуемых под роспись.

    1. Принятие решения о соответствии должности.  
      По окончании аттестации принимается одно из нижеследующих решений:
      • Сотрудник не соответствует занимаемой должности. На основании этого решения сотрудник может быть переведен на другую должность или уволен в соответствии с трудовым законодательством;
      • Сотрудник соответствует занимаемой должности. В зависимости от степени соответствия принимаются следующие решения:
      • Сотрудник соответствует занимаемой должности, но есть некоторые замечания к качеству выполнения должностных обязанностей, уровню компетенции и т.д. В связи с этим может назначаться повторная (контрольная) аттестация.
      • Сотрудник полностью соответствует занимаемой должности. На основании этого может решаться вопрос о повышении категории в рамках одной должности.
      • Сотрудник полностью соответствует занимаемой должности, но по своим знаниям, навыкам, личным качествам способен занимать более высокую должность. На основании этого принимается решение о повышении категории в рамках должности, о повышении сотрудника в должности или включении его в резерв на выдвижение.

      Аттестационная  комиссия по результатам аттестации может принять решение о поощрении  или наказании руководителя аттестуемого сотрудника в связи с отличной или неудовлетворительной подготовкой  к экзамену его подчиненного.

    Данная методика аттестации используется в Концерне "КАЛИНА" уже 2,5 года, позволяя планировать  все основные управленческие решения. Снабжая руководство информацией  для осуществления продвижения, ротации персонала, необходимости  профессионального развития сотрудников, оценки соответствия сотрудников своей  должности.

    Наряду с этим организация подобной процедуры  выявила основные проблемы и соответствующие  направления деятельности службы персонала  в отношении оптимизации аттестационной системы:

    1. Неоспоримая важность этапа работы с экспертами, подготовки членов экспертной и аттестационной комиссий. Это должна учитывать при разработке системы аттестации любая компания, если она стремится к максимальной достоверности результатов оценки.
    2. Необходимо внедрение обязательной ежегодной аттестации. Эту точку зрения доказывает опыт многих крупных западных компаний, подтверждающий повышение эффективности деятельности сотрудников в постоянном графике оценки их показателей, закрепление и прогрессирование их личностных и профессиональных качеств, стремление соответствовать заданным стандартам.
    3. На крупных производственных предприятиях-заводах, как предприятия Концерна, обосновано внедрение категоризаций для всех должностей специалистов и служащих, а не только на массовых позициях.

    Справка:

    На сегодняшний  день Концерн "КАЛИНА" является одним  из крупнейших производителей парфюмерно-косметической  продукции в России.  
    Численность головного предприятия составляет 2500 человек, общая численность работников Концерна - 4300 человек.

    Основан Концерн "КАЛИНА" на базе крупной фабрики, выпускающей  парфюмерно-косметическую продукцию, - ОАО "Уральские самоцветы", история  которой начинается еще в 1942 г. Переход  на новые методы управления произошел  в 1996 году. "Уральские самоцветы" объединяет вокруг себя заводы парфюмерно-косметического профиля из разных регионов и превращается в концерн.

    Изменения стратегии  Концерна, которые и определили необходимость  аттестации персонала были зафиксированы  в Философии компании: 
    Наша Миссия: "Создание и продвижение лидирующих торговых марок и услуг для клиентов и потребителей на мировых рынках парфюмерии, косметики и бытовой химии на основе постоянного совершенствования отраслевых стандартов управления и качества".

    Какими мы хотим  быть: 
    Передовая, ориентированная на увеличение интеллектуальной составляющей бизнеса, открытая компания, владеющая глобальными, национальными и региональными торговыми марками и эффективными технологиями управления, создающая и продвигающая на рынок уникальные, превосходящие ожидания потребителей продукты и услуги.

    Например, обычной  практикой в транснациональных  компаниях считается 50 % персонала  подбирать за счет внутреннего найма. Это позволяет снизить издержки предприятия на внешний подбор, адаптацию  и обучения новых сотрудников, а  так же сохранить корпоративную  культуру.

    Журнал "Справочник по управлению персоналом", № 5, май 2002 г.

    Приложение  № 1

    АТТЕСТАЦИОНАЯ КАРТОЧКА

    Ф.И.О.__________________________________________________ 
    Год рождения ______________________________  
    Дата приема на работу в Концерн ________________________ 
    Сведения об образовании и повышении квалификации  
    ________________________________________________________ 
    ________________________________________________________ 
    ________________________________________________________ 
    ________________________________________________________

    Вид аттестации, 
    дата проведения
    Должность на момент аттестации Стаж работы в данной должности Оценки Решения, принятые по результатам аттестации Роспись секретаря  аттеста- ционной комиссии
    Резуль- таты деятель- ности ПВК и КВК Оценка на экзамене
                   

    Приложение  № 2

    Методика  аттестации менеджеров по персоналу 

    Разработано:    
    Начальник ОУП "_____"_______________  
    Дата
    Десятник Н.И.

    Оценке подлежат результаты деятельности, профессионально - важные качества, навыки и знания.

    Аттестация  проходит в несколько  этапов. 
    1 этап. Ежемесячная оценка начальником подразделения своевременности выполнения должностных обязанностей менеджерами по персоналу по следующим показателям:

    • % вакансий закрытых в срок
    • % выполнения плана графика - проведения аттестаций
    • % выполнения плана работ на месяц

    Показатели фиксируются  в ежемесячных отчетах.

Информация о работе Аттестация как способ реализации стратегии компании