Десятник
Н.И., начальник отдела
управления персоналом
ОАО "Концерн "КАЛИНА",
г. Екатеринбург
Аттестация является
одной из наиболее распространенных
форм оценки работы персонала, а точнее
соответствия занимаемой должности. Сотрудники
большинства организаций с налаженным
менеджментом проходят процедуру аттестации,
как правило, раз в год.
Проблеме разработки
и проведения аттестации персонала,
руководители российских компаний уделяют
все больше внимания. Спектр тем, волнующих
работодателей в этой области, варьируется
- от вопросов "Что такое аттестация
и нужна ли она моей компании?
Оправданы ли затраты на ее проведение:
временные, финансовые?" до вопросов
"Как юридически грамотно провести
аттестацию? И что делать с полученной
информацией?".
Другой стороной
участвующей в аттестации является
работник. Наиболее частые вопросы, которые
волнуют сотрудников, касаются последствий
аттестации, а также юридической
правомочности результатов аттестации.
На взгляд автора,
на сегодняшний день на предприятиях
возможности аттестации используются
не в полной мере. А иногда, при
незнании юридических аспектов аттестации
или несоблюдении таких принципов,
как объективность оценки, обеспечение
конфиденциальности результатов, данная
процедура может принести в целом
негативный результат для компании
в виде конфликтов и неоправданных
временных затрат.
Одна из наиболее
существенных ошибок, которую допускают
руководители при проведении аттестации,
связана с рассмотрением процедуры
оценки вне системы управления персоналом
в целом.
Основываясь на миссии
компании, на ее стратегических целях
руководитель обязан по мнению автора
видеть и учитывать взаимосвязь
процедуры аттестации с обучением
и развитием сотрудников, формированием
плана комплектации персонала и
другими функциями системы управления
персоналом.
В настоящей статье
затронуты основные моменты процедуры
аттестации: этапы, предмет, методы оценки,
используемые при проведении аттестации
в Концерне "КАЛИНА".
Регулярная процедура
оценки деловых и личностных качеств
работников, их трудовых показателей
подразумевает использование этих
результатов в целях улучшения
подбора и расстановки персонала,
постоянного стимулирования работников
к повышению квалификации, улучшению
качества и эффективности работы.
Эффективность работы
организации складывается в целом
из эффективности использования
всех организационных ресурсов, в
том числе потенциала каждого
сотрудника.
Система аттестации
открывает возможности для формирования
решений основывающихся на результатах
оценки, может влиять на уровень
приверженности или лояльности персонала
к компании, вовлеченности в общую
стратегию. Получению подобных результатов
содействуют только четко выработанные
цели проведения процедуры аттестации,
которые, конечно, могут меняться в
соответствии с общими целями и стратегией
компании, уровнем взаимосвязи и
взаимозависимости аттестации с
другими направлениями работы с
персоналом и поэтому вырабатываются
и складываются для каждой компании
индивидуально.
В Концерне "КАЛИНА"
потребность в проведении аттестации
созрела и была обоснована следующими
целями:
- Получение
информации для принятия
управленческих решений.
Полученная информация позволяет:
- Оценить насколько
потенциал сотрудников позволяет реализовать
цели компании; Чтобы была возможна подобная
оценка, необходима уже сформулированная
миссия компании, создано видение о том,
какой компания представляет себя на рынке,
к чему стремится.
Этот этап становится неотъемлемой частью
любой системы управления персоналом,
любой системы аттестации на рынке, где
выживают и имеют перспективу развития
компании, структура и система управления
которых стремится к максимальной гибкости,
соответствующей ситуации на рынке, концентрирующих
ресурсы на достижение целей, активно
формирующих внутрикорпоративные ценности.
- Разработать систему
продвижения и перемещения сотрудников;
Руководство Концерна "КАЛИНА" заинтересовано
организовывать продвижение, прежде всего,
своих специалистов.
Помимо того, что Концерн, как и большинство
работодателей, ощущает дефицит профессиональных
кадров, - в большинстве случаев внутреннее
продвижение сотрудников для компании
это не только дешевле, но и более эффективно
с позиции достижения ожидаемого результата.
Поэтому в компании существует принцип:
при прочих равных условиях внутренний
кандидат на должность имеет преимущество
перед внешним. Считается естественным,
когда сотрудник приходит в отдел управления
персоналом и просит рассмотреть возможность
его роста или смены деятельности внутри
компании.
- Внести элемент
упорядочивания, объективности при принятии
решений об увольнении персонала;
- Изменять систему
мотивации и стимулирования;
В Концерне возникла необходимость удерживать,
а также поощрять (выделять) более успешных
и профессиональных работников. Особенно
актуальна проблема удержания и поощрения
для отделов с большим количеством сотрудников,
работающих в одной должности и не имеющих
возможности расти внутри компании. Например,
в отделе сбыта работает около 60 экономистов
по сбыту, занимающихся стандартной технической
работой.
Было решено ввести категории для этой
должности. Соответствие определенной
категории влияет на сумму заработной
платы. Наличие категорий выделяет лучших
и удерживает их, а также поощряет остальных
к профессионализму и повышению своей
категории.
Система аттестации призвана обеспечить
объективной информацией руководителей
для процедуры присвоения категории сотрудникам.
- Разрабатывать
и уточнять систему обучения и развития
персонала.
- Получение
информации для текущей
работы с персоналом,
а именно:
- Для коррекции
деятельности и поведения сотрудников;
- Для выявления
областей, нуждающихся в повышенном контроле.
- Вовлечение
персонала:
- Повышение ответственность
персонала за выполнение должностных
обязанностей;
- Рост мотивация
персонала. При правильно проведенной
обратной связи она благотворно влияет
на мотивацию персонала, позволяет работникам
скорректировать свое поведение, поощряет
персонал к совершенствованию навыков
и знаний.
- Сближение индивидуальных
целей сотрудников и целей организации.
Представляя технологию
аттестации, разработанную и внедренную
в Концерне "КАЛИНА" хотелось бы
отметить следующие факторы, которые
учитывались при разработке и
проведении процедуры:
- Эффективность
использования аттестации, как одной из
основных технологий управления персоналом,
будет зависеть в первую очередь от степени
технологичности процедуры и от уровня
владения ею специалистами, непосредственно
осуществляющими процедуру.
- С другой стороны
аттестация - это всего лишь технология.
Отдача от ее внедрения и использования
будет зависеть от установок руководства
по отношению к персоналу, от уровня управленческой
компетентности и принципов кадровой
политики, которые исповедует руководство.
- Все организационные
решения в компании, которые могут быть
запрограммированы и учтены в период подготовки
и разработки системы аттестации, должны
быть предусмотрены, чтобы минимизировать
попутно возникающие трудности при проведении
самой процедуры, повысить ее эффективность,
избежать неожиданностей, неточностей.
Поэтому в "КАЛИНЕ" процесс внедрения
аттестации начался с создания документа,
регламентирующего эту процедуру - "Положения
об аттестации персонала". Затем создавались
методики аттестации под каждую должность.
- Предварительный
этап
Включает подготовку и проведение презентации
для руководства проекта внедрения аттестации.
Грамотное обоснование и проведение презентации
является залогом претворения процедуры
в жизнь при полном понимании и сотрудничестве
с руководством. Для интегрированных внутрикорпоративных
усилий в работе с персоналом необходимым
условием является прозрачность для руководства
технологии аттестации, а также всех необходимых
затрат, которые с этим связаны.
- Создание "Положения
об аттестации персонала"
Этап формализации всех стандартов, методов,
правил деятельности в рамках процедуры
аттестации в виде внутрикорпоративного
документа.
"Положение об аттестации персонала"
- нормативный документ, целью разработки
которого является установление единых
требований к периодичности, процедуре,
методике проведения аттестации всего
персонала, а так же к содержанию, порядку
разработки, утверждения методик аттестации.
Формализация процедуры в документе вынуждает
конкретизировать и учесть все правила,
углубиться в формальные детали, прописать
все возможные вопросы и подробности проведения
процедуры. Это позволяет сделать процедуру
прозрачной, понятной с технической стороны.
Если возникает сбой, то с помощью прописанной
формально процедуры легко определить,
где и кем совершена ошибка или недоработка.
Идея внедрения процедуры и Положения
об аттестации были представлены на рассмотрение
руководства автором статьи. Этап подготовки
необходимых документов включил также
и разработку ведущим менеджером отдела
управления персоналом аттестационных
карточек на каждого работника подлежащего
аттестации (см. Приложение
№ 1)
Также для апробирования предложенной
процедуры был запущен пилотный проект
аттестации в отделе управления персоналом,
проверены и доработаны все этапы внедряемой
на предприятии методики.
- Формирование
графика проведения
аттестации
На сегодняшний день обязательной очередной
аттестации в Концерне не проводится,
это направление работы, которое усовершенствуется.
Тем не менее, установлены и закреплены
в Положении временные нормы для проведения
аттестации руководителей, специалистов,
служащих.
- Очередная аттестация
проводится не реже 1 раза в 5 лет;
- Внеочередная
аттестация проводится при необходимости
оценки деятельности и качеств работника
в случае его повышения в должности, с
целью сформировать резерв на выдвижение
или отбора на учебу для повышения квалификации;
при необходимости выявления причин неудовлетворительной
работы подразделения или работника.
- Повторная аттестация
назначается на основании результата
последней аттестации, когда сотруднику
были сделаны замечания и определен срок
их исправления. Может проводиться по
любому из критериев, с использованием
одного или нескольких методов.
- Аттестация по
истечению испытательного срока.
- Определение
предмета и формирование
критериев оценки
При проведении аттестации предметом
оценки могут быть:
- Особенности
поведения. Это требует предварительного
анализа деятельности и установления
стандартов поведения, влияющих на эффективность.
Чаще всего применяются для оценки персонала,
имеющего непосредственные контакты с
клиентами.
- Эффективность
деятельности. Требует наличия четких
критериев эффективности, как функции
от принятых сотрудником решений и предпринимаемых
действий. Методы измерения критериев
эффективности: экспертная оценка руководителем,
оценка экономической эффективности,
оценка удовлетворенности клиента.
- Уровень
достижения цели. Требует наличия определенных
целей и четких критериев уровня достижения
целей. Предполагает анализ причин срыва
в достижении цели. Методы измерения: измерение
экономического результата, экспертная
оценка.
- Выполнение
должностных обязанностей. Применяется
в условиях, когда должностные обязанности
четко определены и регламентированы.
- Уровень
компетенции. Требует наличия разработанных
профилей компетенции для всех видов работ
и должностей. Обычно такая аттестация
направлена на обучение и повышение уровня
компетентности сотрудников
- Особенности
личности подлежат оценке при отборе
и планирование индивидуального развития
сотрудника.
Вырабатываемые
критерии оценки в компании делятся
на две большие группы:
Общеорганизационные,
корпоративные - наличие и соответствие
им одинаково для всех сотрудников. Например:
качество, своевременность, полнота выполнения
обязанностей, инициативность, ответственность
и др.
Критерии, соответствующие
определенному рабочему
месту, виду деятельности - эта группа
критериев закрепляется в отдельных документах
Методиках аттестации, разработанных
для каждой отдельной должности.
- Результаты работы,
достигнутые сотрудником при исполнении
своих должностных обязанностей. Количественные
и качественные показатели эффективности
выполнения всех компонентов деятельности
(функций). Данные показатели описаны в
Методиках аттестации специально разработанных
для каждой конкретной должности.
- Уровень развития
корпоративной (КК) и профессиональной
компетентности (КП) работника. Под компетентностью
подразумеваются знания как результаты
образования личности, навыки как результаты
опыта работы и обучения - умения применять
знания при решении профессиональных
задач.
- Политики в области
качества,
- Организационной
структуры Концерна (структура концерна,
директорат концерна, основные функции
подразделений),
- Документов регламентирующих
деятельность предприятия и всех сотрудников
Концерна,
- Техническую компетентность:
пользователь ПК (word, excel), умение работать
с Интернетом, электронной почтой, знание
английского языка и других иностранных
языков.
- Уровень развития
профессионально важных (ПВК) и корпоративно
важных (КВК) качеств личности.
- Лояльность (принятие
и соблюдение корпоративных норм и ценностей,
адекватное реагирование на распоряжение
и мнение руководства);
- Активная жизненная
позиция (стремление сделать карьеру,
стремление к совершенству и развитию,
стремление брать ответственность на
себя, мотивация достижения, а не избежания
неудач);
- Развитое логическое
мышление (структурированное, аналитическое,
а не беспорядочное мышление, самостоятельность
мышления);
- Коммуникабельность
(умение общаться с людьми и работать в
группе);
- Высокая работоспособность;
- Порядочность,
честность;
- Презентабельный
внешний вид (опрятный, располагающий
к общению, соответствующий деловому стилю).
Профессионально
важные качества выделяются в зависимости
от занимаемой должности, выполняемых
функций и описаны в Методиках
аттестации.
Проекты методик аттестации деятельности
разрабатывались менеджерами по персоналу
при консультировании с директорами, начальниками
подразделений, ведущими специалистами.
Для этого использовалась разработанные
ранее должностные инструкции, в некоторых
случаях использовали методику фотографирования
рабочего дня сотрудника, выделяя действительно
значимые виды деятельности и критерии
оценки эффективности.
Для увеличения объективности и правомерности
закрепления определенных критериев,
в целях определения соответствия выделенных
элементов деятельности реально выполняемым
функциям, сотрудников, занимающих соответствующую
должность, просили оценить выделенные
виды деятельности, критерии, реальное
присутствие их в работе, выполнимость.
После этого ведущий менеджер по персоналу
проводит корректировку и отдает методику
на согласование начальнику отдела управления
персоналом, начальнику подразделения
(если аттестуемый ниже его по должности).
Утверждает методику директор соответствующего
направления.
С примером разработанной таким образом
Методики аттестации для менеджеров по
персоналу можно познакомиться в Приложении
№ 2