Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:33, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса аттестации персонала. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
• анализ понятия аттестации персонала;
• изучение фаз аттестации персонала;
• рассмотрение правил проведения аттестационных встреч;
• изучение значения аттестации персонала;
• рассмотрение рекомендуемого порядка проведения аттестации служащих;
Введение
Глава 1. Оценка персонала 4
Глава 2. Фазы аттестации персонала 8
Глава 3. Правила проведения аттестационных встреч 10
Глава 4. Цели аттестации 12
4.1. Значение для организации 12
4.2. Значение для высшего руководства 13
4.3. Значение для непосредственного руководителя 15
4.4. Значение для сотрудника (аттестуемого) 16
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Федеральное агентство по образованию
ФГОУ ВПО «Московский Государственный Университет Путей Сообщения»
Кафедра: Экономическая теория
курсовая работа по дисциплине
«Методы исследований в менеджменте»
на тему: «Аттестация кадров как разновидность социальной технологии»
Cинякова Т. А.,
студентка 1 курса гр. ЗМЛ-191
Научный руководитель:
Слабов С.С.,
кандидат социальных наук, доцент
Москва 2013
Оглавление
Введение
Глава 1. Оценка персонала 4
Глава 2. Фазы аттестации персонала 8
Глава 3. Правила проведения аттестационных встреч 10
Глава 4. Цели аттестации 12
4.1. Значение для организации 12
4.2. Значение для высшего руководства 13
4.3. Значение для непосредственного руководителя 15
4.4. Значение для сотрудника (аттестуемого) 16
Заключение 28
Список используемой литературы 29
В зарубежных организациях аттестация, или оценка персонала, является неотъемлемой составной частью процесса управления. Очень важно определить, достигнуты ли стоящие перед компанией цели, в том числе и посредством оценки, аттестации сотрудников, ведь личные цели сотрудников должны подкреплять в рамках системы стратегического планирования, стратегического управления общие цели всей Компании.
Задача руководителей, современных менеджеров — определить, что же из себя представляет персонал компании, оценить его качество, поскольку сотрудники компании являются частью инвестиционного процесса. Мы «вкладываем» в людей: для начала тщательно отбираем, затем принимаем их в компанию, проводим мероприятия по их адаптации, обучаем, выстраиваем их карьеру, разрабатываем способы мотивации и т.д., и в этом смысле инвестируем средства в персонал компании.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время роль аттестации работников существенно возрастает. Аттестация выполняет наряду с традиционными функциями и совершенно новые, раскрывающиеся в инновационном подходе к управлению персоналом.
Аттестация является первым и безальтернативным шагом не только на пути определения соответствия или несоответствия данного работника занимаемой должности, но и включает этого работника в творческий процесс, определяет направление карьерного роста, духовного развития личности, выявляет потребности и возможности дальнейшего обучения, помогает личности в более полной реализации, удовлетворения здоровых амбиций и т.д.
Объектом исследования в курсовой работе является процесс аттестации кадров в организации.
Предмет исследования: методы отбора кадров.
Исходя из этого, целью данной работы является изучение процесса аттестации персонала. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
• анализ понятия аттестации персонала;
• изучение фаз аттестации персонала;
• рассмотрение правил проведения аттестационных встреч;
• изучение значения аттестации персонала;
• рассмотрение рекомендуемого порядка проведения аттестации служащих;
Одним из важнейших элементов системы управления персоналом на предприятии является оценка персонала. Оценка персонала позволяет оценить его качество с точки зрения соответствия его целям бизнеса и стратегии предприятия.
Оценка персонала - деятельность, проводимая на разных этапах функционирования системы управления персоналом для различных целей, в том числе1:
• при определении
потребности в персонале на
этапе календарного планиро-
• при отборе персонала с целью определения приемлемости кандидатов на вакантные должности;
• при определении потребности в повышении квалификации персонала. На этом этапе оценивается существующий уровень персонала в сравнении с требуемым и определяется необходимость обучения конкретных работников, проверяется соответствие уровня карьеры работников их компетентности;
• при аттестации персонала, проводимой регулярно для оценки состояния уровня кадрового потенциала и выработки регулирующих воздействий широ-кого круга, в том числе:
•
для принятия мер по
• увольнениям; для планирования персональных перемещений;
•
для планирования кадрового
•
для выработки мер по
Основные этапы, определяющие содержание процесса оценки, включают2:
- анализ анкетных данных;
- наведение справок об
- проверочные испытания;
- собеседование.
Основной вопрос любой оценки - установление ее показателей, позволяющих определить соответствие работников предъявляемым требованиям. При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на три следующие группы:
• результативность труда;
• профессиональное поведение;
• личностные качества.
Под результативностью труда понимаются способности и/или желание выполнять общие функции управления как по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению к самому себе: планирование деятельности, организация и регулирование процесса, учет и контроль хода работы.
Показатели профессионального
поведения охватывают следующие
стороны деятельности: сотрудничество
и коллективизм в работе, самостоятельность
в решении тех или иных задач,
готовность к принятию до-полнительной
ответственности или
Личностные качества показывают индивидуальные способности работника, отличающие его от других работников: квалификационный потенциал, образовательный потенциал, психофизиологический потенциал, нравственный потенциал, творческий потенциал, коммуникативный потенциал.
Одним из традиционных способов оценки персонала является регулярная аттестация персонала, которая представляет собой процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемая его непосредственным руководителем.
Регулярная аттестация позволяет:
• определить и оценить знания, умения и качества работников;
• выявить, оценить и развить сильные стороны работника;
• определить слабые стороны работника и вместе работать над их устранением;
• определить потребности обучения, потенциальные жалобы, проблемы дисциплины;
• оценить интегрально состояние персонала предприятия.
В настоящее время аттестация персонала вновь входит в практику работы с персоналом на предприятиях. В рамках системы управления персоналом она входит в подсистему «Привлечение, отбор и оценка персонала». Аттестация проводится достаточно часто при смене владельцев или верхушки менеджмента предприятия (в рамках оценки персонала), а также регулярно при нормальной работе предприятия.
Предприятие (в лице руководителей
более высокого уровня) периодически
оценивает своих сотрудников
с целью повышения
Основными целями аттестации персонала являются:
1. Информационная (информирование персонала Компании).
2. Создание резерва на выдвижение (карьерный рост сотрудников).
3. Выявление потребности в обучении (в целях разработки плана обучения, подготовки и переподготовки персонала).
4. Административная (основание для принятия кадровых решений: повышение, понижение, перемещение, увольнение).
5. Улучшение коммуникационных связей (взаимопонимания, взаимодействия, производственных отношений между руководителем подразделения и сотрудником).
6. Дифференциация вознаграждения за труд.
Весь процесс аттестации можно разбить на три тесно взаимосвязанных фазы, а именно:
Фаза 1. До работы
непосредственного
• разрабатывает принципы и методики проведения аттестации;
• издает нормативные документы и готовит материалы, способствующие проведению аттестации;
• проводит специализированное обучение руководителей и персонала Компании.
Фаза 2. Работа
непосредственного
• ознакомление с пакетом документов, необходимых для проведения аттестации и оформления ее результатов;
• участие в инструктивно-
• участие в обучающих программах поддержки аттестации, например в видео тренинге «Как использовать аттестационные встречи для улучшения отношений с подчиненными и укрепления имиджа хорошего руководителя»;
• подготовка (возможно с сотрудниками службы персонала) графика аттестационных встреч с подчиненными сотрудниками (аттестуемыми);
• подготовка подчиненных сотрудников к аттестационным встречам (в частности, для управления ожиданиями — информирование, сбор мнений;
• рассылка приглашений и информационных материалов по аттестации и плану личной карьеры; проведение общего собрания в подразделении);
• заполнение листа аттестационной беседы;
• ознакомление своего непосредственного руководителя с результатами заполнения в листе аттестационной беседы раздела «Оценка деятельности аттестуемого за прошедший период»;
• аттестационная встреча с сотрудником (возможна практическая и методическая помощь в проведении аттестационных бесед и участие в их проведении сотрудников службы персонала);
• окончательное заполнение листа аттестационной беседы (заполнение графы «Выводы по результатам аттестационной беседы»);
• ознакомление подчиненного с материалами аттестационного листа, принятие его замечаний и предложений.
Фаза 3. После работы
непосредственного
• составление по итогам аттестационных бесед служебной записки, которая представляется в службу персонала;
• проведение общего собрания с сотрудниками по итогам аттестации;
• анализ информации, полученной в ходе аттестации, и занесение ее в «досье» сотрудника;
• разработка программ обучения, карьерного роста и т.п.
В ходе аттестации руководитель может решать следующие задачи:
• распределить ответственность за карьеру подчиненного между высшим руководством, собой и самим подчиненным.
• санкционировано
начать с подчиненным
• сформулировать с подчиненным взаимные позитивные перспективы сотрудничества.
• Оценить эффективность своего стиля лидерства.
• Благожелательно высказать свои рекомендации.
• Прояснить причину того
или иного поведения
•Проявить поддержку в определенных вопросах (карьерных, внутриколлективных и т.д.).
• Снизить напряжение.
Для того чтобы побудить подчиненных быть открытыми, стимулировать их решать свои проблемы, договориться о дальнейших производственных делах и сформулировать реалистичные планы на будущее, необходимо:
1) чтобы они говорили хотя бы половину всей вашей беседы с ними;
2) создать неформальную атмосферу, не спешить;
3) хвалить их за то, что они сделали, и поощрять их говорить об этом;
4) задавать им прямые и открытые вопросы, показывая, что вы слушаете их ответы;
5) постараться, чтобы во время встречи не было неожиданностей, тем более, неприятных;
6) вовлекать их в самооценивание;
7) обсуждать их поступки, а не личные качества;
8) пользоваться позитивным языком, т.е. говорить о том, что они могли бы улучшить, и не говорить о том, с чем они не справляются;
9) продумывать и планировать желательные результаты беседы до ее начала;
Информация о работе Аттестация кадров как разновидность социальной технологии