Ассортимент образовательных услуг как объекта маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 285.35 Кб (Скачать)

деятельности  государственного (муниципального)  образовательного  учреждения за вычетом доли учредителя должен реинвестируется в него же.

    Предоставление   платных   образовательных   услуг   негосударственными

образовательными  учреждениями  регламентируется  ст.  46  Закона   РФ   «Об  образовании»: «негосударственное образовательное учреждение  вправе  взимать плату с  обучающихся  …  в  т.ч.  за  обучение  в  пределах  государственных образовательных стандартов». Подобная деятельность  не  рассматривается  как предпринимательская,  если  получаемый  от  нее  доход  полностью  идет   на возмещение затрат  на  обеспечение  образовательного  процесса  (в  т.ч.  на заработную  плату),  его  развитие  и  совершенствование.  Негосударственное образовательное  учреждение,  реализуя  свое  право,  заключает   письменный договор с обучающимся (или его родителями), в котором определяются  уровень образования,  сроки   обучения,   размер   платы,   права,   обязанность   и ответственность сторон и т. д.

    Как  уже   было   сказано   выше   как   общеобразовательные,   так   и

профессиональные  программы  могут   быть   основными   и   дополнительными.

Остановимся подробнее на услугах дополнительного  образования.

    В  Комментариях  к  Закону  РФ  «Об  образовании»  находим   определение

дополнительной  образовательной   услуги   –  «деятельность   по   оказанию

педагогической  помощи  в  обучении  и  воспитании  за  пределами   основных

образовательных программ государственных образовательных  стандартов».

    Согласно Закону  РФ  «Об   образовании»  дополнительные  образовательные  услуги реализуются  в  целях  всестороннего  удовлетворения  образовательных потребностей граждан,  общества,  государства.  В  пределах  каждого  уровня профессионального образования основной задачей  дополнительного  образования является   непрерывное   повышение   квалификации    рабочего,    служащего, специалиста  в  связи  с   постоянным   совершенствованием   образовательных стандартов. Наряду  с  повышением  общекультурного  уровня  гражданина,  его профессиональной,  научной,   педагогической   квалификации   дополнительное

образование возможно также в специализированных  сферах:  экономики,  права, менеджмента  и т.п.

    Дополнительное    образование    осуществляется    посредством     ряда

образовательных программ,  выходящих  за  пределы  основных  образовательных программ   и   государственных   образовательных    стандартов.    Повышение квалификации  предусматривается  в  рамках  каждого   из   четырех   уровней профессионального образования. По существу, это «надбазовое», а  зачастую  ипоследипломное образование.

    Услуги  дополнительного  образования   различной  направленности   могут

предоставляться:

  • в общеобразовательных  учреждениях  и  образовательных  учреждениях
  • профессионального образования за пределами определяющих  их  статус  основных образовательных программ;
  • в образовательных учреждениях дополнительного образования:
  • в учреждениях повышения квалификации,
  • в институтах усовершенствования специалистов,
  • в центрах повышения квалификации,
  • на курсах различной направленности,
  • в центрах профессиональной ориентации,
  • в музыкальных  и  художественных  школах,  школах  искусств,  домах
  • детского творчества,
  • в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии;
  • посредством индивидуальной педагогической деятельности.

 

Важно также отметить, что система дополнительного

профессионального образования рассматривается как  часть системы  образования взрослых.  Основная  особенность  этой  системы  определяется  тем,  что  ее контингент  составляют  взрослые  люди,  как  правило,  сочетающие  учебу  с работой,  имеющие  общее  или   высшее   образование.   В   связи   с   этим образовательный  процесс  в  сфере  дополнительного  образования  имеет  ряд отличительных особенностей. К их числу относятся: потребность в  обосновании (смысле),   осознание  назревшей   необходимости   обучения,   практическая направленность, потребность в самостоятельности,  использование   жизненного

опыта и  др.

 

В нашей школе создан комплекс программ (для учащихся, их родителей, педагогов), реализация которого позволила:

  1. создать условия для удовлетворения образовательных потребностей целевых групп потребителей;
  2. повысить качество знаний, умений, навыков, способов деятельности обучающихся, показатели их личностного развития, уровень профессиональной компетентности педагогов, улучшить положение школы в социуме.

Представим эти результаты.

1. Повышение качества  знаний, умений, навыков, способов  деятельности обучающихся:

Стабильное повышение  качества знаний умений, навыков и  способов деятельности учащихся произошло  после начала реализации маркетинговой программы образовательного учреждения, предусматривающей точечную ориентацию на конкретного потребителя образовательных услуг и удовлетворение его специфических образовательных потребностей.

2. Личностное развитие  детей (устойчивая мотивация учения, уровень самостоятельности, состояние здоровья и т.д.) на примере выпускников.

Исследовалась мотивация  учения: мотивация продолжения образования (желаю сам, желают родители, желают друзья, познавательные и социальные мотивы) и мотивация изучения учебного материала (родительское и учительское одобрение, эмоциональная мотивация, групповая ориентация, мотив долга, честолюбивый, прагматический и познавательный мотивы); уровень самостоятельности учащихся и состояние их здоровья. Необходимо отметить, что ведущие позиции занимают познавательные, социальные мотивы, эмоциональная мотивация. Более чем в два раза стал выше уровень самостоятельности обучающихся (умение выполнять задания любого уровня сложности, самостоятельно планировать, организовывать, контролировать свою деятельность, проводить самоанализ, самокоррекцию).

3. Сформированность у учащихся когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств личности.

В исследовании рассматривались  вопросы развития у учащихся когнитивных (сформированность умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, выделять главное и существенное), креативных (сформированность умений высказывать гипотезу, писать сочинение, вести исследование, проводить доказательство и презентацию проекта) и оргдеятельностных (сформированность рефлексивных умений, научной организации труда, организационных способностей) качеств личности. Замечено, что применение новых маркетинговых подходов к процессу предоставления образовательных услуг привело почти к двукратному росту показателей сформированности всех перечисленных качеств, а по некоторым показателям (презентативность, умение планировать свою деятельность) увеличение произошло в три раза.

 

4. Повышение профессиональной  компетентности педагогов:

Реализация маркетинга образовательных услуг в системе внутришкольного управления, создает условия для роста профессиональной компетентности педагогов. В школе проводятся -практические занятия по освоению новых технологий обучения; педагогические советы, где обсуждаются результаты проведенных исследований; конференции, фестивали педагогических идей; внутренний обмен опытом; развивается система мастер-классов наиболее опытных педагогов; эффективно применяются технологии по повышению профессиональной компетенции . В результате такой работы увеличилось число педагогов, способных грамотно решать педагогические задачи и повышать свою квалификационную категорию.

 

5. Удовлетворенность качеством  образовательных услуг целевых  групп потребителей.

В приведенных выше диаграммах

В приведенных выше диаграммах положительная динамика роста удовлетворенности качеством образовательных услуг целевых групп потребителей. Следует отметить, что практически нет весьма неудовлетворенных потребителей, а процент неудовлетворенных – снизился до 1 %.

Ссылка на сайт МАОУ СОШ  № 2 г. М. Вишера http://5308muk.edusite.ru/mv_scool2/p27aa1.html

 

6. Конкурентоспособность  образовательного учреждения.

Реализация маркетинговой  программы привела к повышению конкурентоспособности школы в социуме. Значительно возросли такие её важные показатели, как имидж школы в глазах потребителей (нынешних и потенциальных), образовательная программа, качество преподавания, перспективы выпускников, доступность образовательных услуг.

Основные выводы по исследованию:

  1. В ходе изучения литературных источников уточнена сущность и структура маркетинга образовательных услуг.
  2. Доказано, что только целостная система маркетинга образовательных услуг, реализованная в маркетинговой программе образовательного учреждения, способствует переводу образовательного учреждения в режим развития.
  3. Подтверждено, что целостная система управления маркетингом образовательных услуг создает оптимальные условия успешной реализации маркетинговых программ.
  4. Экспериментально доказано, что потребитель «весьма удовлетворен» и «удовлетворен» в том случае, если образовательные услуги способствуют формированию  креативных, оргдеятельностных качеств личности, процесс их формирования является личностно ориентированным, технологичным, здоровьесберегающим, доступным, эффективным, качественным.
  5. Выявлена связь между удовлетворением развивающихся образовательных потребностей учащихся и повышением профессиональной компетентности учителей. Работа учителя в системе непрерывного образования (непрерывный процесс овладения новшествами), развитие его субъектного опыта, позволяет удовлетворять растущие потребности целевых групп потребителей.
  6. Выявлена взаимосвязь между развитием личности и удовлетворением её потребностей. Удовлетворение потребностей выступает, как целенаправленная деятельность (потребность-мотив-цель-деятельность).
  7. Выявление и удовлетворение потребностей учащихся приводит к устойчивой мотивации учения, личностной активности учащихся, развитию познавательных интересов.
  8. Результаты проведенного исследования убеждают в том, что постоянное удовлетворение растущих потребностей целевых групп потребителей – один из важнейших показателей качества образовательных услуг.
  9. Замечено, что чем выше адаптивность образовательной среды, тем выше качество образовательных услуг и процент удовлетворенных потребителей.

Данное исследование позволяет  наметить возможные пути последующего развития системы маркетинга образовательных  услуг, связанные с воспитанием  потребностей целевых групп потребителей, деятельностью маркетинговой службы образовательного учреждения, моделями потребительского поведения, конкурентными стратегиями образовательных учреждений и т.д., обозначенными в нашей работе и требующие дополнительного, более полного, исследования.

Результаты исследования дают основание заключить, что поставленные цели достигнуты и выдвинутая гипотеза получила своё подтверждение.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

   1. Баранник М.А. « Маркетинг образовательных услуг: базовые понятия»,

      интернет-сайт www.ooipkro.nm.ru

   2.  Баталов  А.С.  «Маркетинг   образовательных   услуг»,   интернет-сайт

      www.supermarketing.narod.ru

   3. Котлер Ф. «Маркетинг менеджмент», «ПИТЕР», 1998 г.

   4. Панкрухин А. «Образовательные услуги: точка зрения маркетолога»,  Аlma    mater, N3, 1997 г.

  5. Панкрухин А.П. «Маркетинг образовательных услуг», Маркетинг в России и за рубежом, № 7-8, 1997 г.

  6. Панкрухин А.П. «Реклама образовательных услуг», Alma Mater, № 8,  1997 г.

  7.  Панкрухин  А.П.  «Философские  аспекты   маркетингового   подхода   к

      образованию», Alma Mater, № 1, 1997 г.

 

  8.  Пищулин  С. «Современные методы маркетинга  в области образования:

      динамика, перспективы», интернет-сайт www.supermarketing.narod.ru

 

  9. Сагинова О.В. «Маркетинг образовательных услуг», Маркетинг в России  и за рубежом, N1, 1999 г.

  10.  Сенашенко В. «Дополнительное образование:  идеи  и решения»,  Высшее образование в России, № 5, 2000 г.

  11. Скрипак Е.И. «К вопросу о понятии «образовательная услуга»», интернет-  сайт Кемеровского государственного университета www.history.kemsu.ru

  12. Стиглиц Дж., «Экономика государственного  сектора»,  Инфра-М,  Москва,    1997 г.

  13. Фишер  С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика», «Дело», Москва, 1993 г.

  14. Шахриманьян И. «Маркетинг образовательных услуг», Маркетинг, № 1, 1993  г.

  15.  Щетинин  В.П. «Своеобразие российского  рынка  образовательных  услуг»,  Мировая экономика и международные  отношения, №11, 1997 г.

  16.  Щетинин  В. «Рынок образовательных услуг  в современной России», Школа,   N3, 1997 г.

  17.  Комментарий  к Закону Российской Федерации  «Об образовании» под

      редакцией Шкатуллы В.И., ЮРИСТЪ, Москва, 2001 г.

 

 

 

 

 


Информация о работе Ассортимент образовательных услуг как объекта маркетинга